Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2014 по делу N А79-10509/2013 <Исковые требования о привлечении к административной ответственности за нарушение продавцом требований технических регламентов удовлетворены, поскольку не были приняты все необходимые мер по соблюдению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей для предотвращения правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по дело № А79-10509/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии
к индивидуальному предпринимателю М.Н.,
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - А. по доверенности № 42 от 20.02.2014,
от индивидуального предпринимателя М.Н. - М.Е. по доверенности от 21.06.2011,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по ЧР, Управление или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю М.Н. (далее - индивидуальный предприниматель М.Н. или предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании просила суд привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель предпринимателя в судебном заседании факт выявленных нарушений не отрицала.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
М.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28.04.2008, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 308213411900022.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 01.10.2013 № 531 проведена плановая выездная проверка деятельности индивидуального предпринимателя М.Н. в области соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения и в сфере защиты прав потребителей, результаты которой отражены в акте от 01.11.2013 № 531.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований:
- на 14 час. 00 мин. 31.10.2013 в торговом отделе индивидуального предпринимателя М.Н. в магазине "Арктика" (г. Чебоксары, пр. М.Горького, 38/2) методом самообслуживания производится реализация кондитерских изделий в ассортименте (конфеты, печенье, вафли) поступивших в транспортной таре и расфасованных в магазине при отсутствии потребителя без наличия необходимой и достоверной информации о пищевой продукции, обеспечивающей возможность ее правильного выбора: на этикетке, прикрепленной к потребительской упаковке, указаны наименование продукции (кондитерского изделия), условия хранения, дата упаковки в магазине, вес, цена.
Согласно статьи 4 (Требования к маркировке пищевой продукции), части 4.12 (Требования к способам доведения маркировки), пункта 5 Технического регламента Таможенного союза (TP ТС 022/2011) "Пищевая продукция в части ее маркировки" при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи (состав пищевой продукции, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации и (или) ограничения по использованию, показатели пищевой ценности), доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции), что является нарушением статьи 17 пункта 13 Технического регламента Таможенного союза (TP ТС 021/2011) "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880; статьи 4, части 4.12, пункта 5 Технического регламента Таможенного союза (TP ТС 022/2011) "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881; статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей".
По факту выявленного нарушения Управлением в отношении предпринимателя составлен протокол от 01.11.2013 № 1616 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 5 указанной статьи)
Пунктом 5 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (далее - Технический регламент ТР ТС 022/2011) предусмотрено, что при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
Согласно пункту 6 части 4.12 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011 сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.
Таким образом, при фасовании продукции в присутствии потребителей доведение необходимых сведений должно было производиться любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.
Из материалов дела следует, что 31.10.2013 в торговом отделе магазина "Арктика", расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. М.Горького, 38/2) методом самообслуживания производится реализация кондитерских изделий в ассортименте (конфеты, печенье, вафли) поступивших в транспортной таре и расфасованных в магазине при отсутствии потребителя без наличия необходимой и достоверной информации о пищевой продукции, обеспечивающей возможность ее правильного выбора, то есть при отсутствии информации о дате изготовления и срока годности товара (л.д. 12).
Таким образом, предприниматель не принял всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, и предотвращения правонарушения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к формальным требованиям публичного порядка.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного предпринимателю правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ правильной, следовательно, заявленное требование Управления подлежит удовлетворению.
Вина предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, а также иными доказательствами, собранными по делу.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Суд считает, что указанное административное правонарушение нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, совершенное предпринимателем, посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей, носят существенный характер, поскольку в конечном отношении влияют на качество и безопасность пищевых продуктов, на жизнь и здоровье потребителей. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения и само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
При назначении административного наказания арбитражный суд, учитывая характер совершенного правонарушения, считает возможным назначить предпринимателю административное наказание в минимальном размере штрафа в сумме 20 000 руб. 00 коп.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя М.Н. <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии), банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет - 40101810900000010005, ИНН получателя - 2129056878, КПП получателя - 213001001, код ОКТМО - 97701000, БИК получателя - 049706001, код бюджетной классификации - 14111601000016000140, назначение платежа - административный штраф.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики.
Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------