Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2014 по делу N А79-10851/2013 <Исковые требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике о привлечении к административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов удовлетворены, поскольку обоснованы и соответствуют материалам дела>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу № А79-10851/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению
открытого акционерного общества "Ханты-Мансийскдорстрой", г. Сургут, ИНН 8601013827, ОГРН 1028600579622
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике
о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2013 о привлечении к административной ответственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства", М.Г.,
при участии:
от заявителя - М.А. (по доверенности от 01.02.2014 № 18юр-14) от МВД по ЧР - И. (по доверенности от 10.04.2014), В. (по доверенности от 31.12.2013)
от ФКУ Упрдор "Волга" - А. (по доверенности от 03.03.2014) М.Г.

установил:

открытое акционерное общество "Ханты-Мансийскдорстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте (реконструкции) участка дороги.
Заявитель указывает, что акт составлен без применения средств фиксации выявленных недостатков.
Балансодержателем участка автодороги является Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) на основании распоряжения министерства имущественных отношений РФ от 10.09.2002 № 3161-р. Общество же является организацией подрядчиком, которое в соответствие с заключенным государственным контрактом № 345/11 от 26.12.2011 выполняет работы по реконструкции автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке 613+000 - км 623+500.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам участка автомобильной дороги М-7 "Волга" вышеназванного участка возлагается на Заказчика.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель МВД по Чувашской Республике просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве и возражении на жалобу.
Представитель ФКУ Упрдор "Волга" просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 14.04.2014 до 17.04.2014.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 28.10.2013 на км 616+400 - км 623+670 автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" инспектором ДПС 2 взвода СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Чувашской Республике в ходе осуществления контроля за дорожным движением были выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте (реконструкции) участка дороги, а именно: технические средства организации дорожного движения применены с отклонением от утвержденной владельцем дороги и согласованной 25.09.2013 с УГИБДД МВД по Чувашской Республике схемы организации дорожного движения и ограждения мест производства дорожных работ, а на отдельных участках отсутствуют:
- на всем указанном участке фон временных дорожных знаков 1.25 "Дорожные работы", 3.20 "Обгон запрещен", 3.24 "Ограничение максимальной скорости" выполнен с использованием свето-возвращающей пленки белого цвета, вместо желтого;
- на всем участке, в качестве дорожного ограждения применены блоки ФБС, вместо железобетонных блоков парапетного типа, при этом данные ограждения установлены с разрывами, не все ограждающие устройства снабжены двухсторонними светоотражающими элементами, а имеющиеся загрязнены;
- на протяжении всего участка в местах, предусмотренных схемой, отсутствует временная горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2.1;
- на км 616+320 - км 616+400 отсутствует направляющий островок, выполненный с использованием железобетонных блоков парапетного типа, дорожных знаков 4.2.1. "Объезд препятствия справа", 1.34.1 "Направление поворота";
- на км 617+600 - км 620+585 движение транспортных средств организовано по двум проезжим частям, тогда как схемой организация движения предусмотрена по правой проезжей части.
Результаты проверки зафиксированы в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения 28.10.2013.
05 ноября 2013 года старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела надзора УГИБДД МВД по Чувашской Республике в отношении неустановленного лица определением 21 ОВ № 013801 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным статьей 12.34 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
Усмотрев признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела надзора УГИБДД МВД по Чувашской Республике в ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой" по данному факту 04.12.2013 составлен протокол об административном правонарушении 21 АА № 196624. О времени и месте составления протокола заявитель уведомлен 25.11.2013, что подтверждается отчетом об отправке факса.
24 декабря 2013 года старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела надзора УГИБДД МВД по Чувашской Республике вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. При рассмотрении дела присутствовал представитель заявителя на основании доверенности и ордера (л.д. 91, 92).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (часть 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (часть 1 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 14 указанного Положения предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
В силу пункта 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 50597-93 контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки. Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 № 3161-р за ФКУ Упрдор "Волга" на праве оперативного управления закреплена автодорога М-7 "Волга".
Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской федерации ФКУ Упрдор "Волга" выдано разрешение № 03-1/2 от 13.01.2012 на реконструкцию автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке км 613+000 - км 623+500.
В целях реализации программы дорожных работ между ФКУ Упрдор "Волга" (заказчик) и ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой" (подрядчик) заключен государственный контракт № 345/11 от 26.12.2013 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке км 613+000 - км 623+500.
Согласно пункту 13.3 Государственного контракта подрядчик должен содержать за свой счет освещение, охрану, ограждения, временные и инженерные коммуникации, связанные с реконструкцией объекта, обеспечивать установку ограждений, знаков и указателей в местах пересечений с существующими транспортными коммуникациями, не допускать, за исключением согласованных случаев, перерывов движения по ним, производить уборку строительной площадки и прилегающей к ней территории. На весь период реконструкции до получения разрешения на ввод объекта капитального строительства подрядчик несет ответственность за сохранность реконструируемого сооружения или его частей и обеспечивает его содержание (пункт 13.5). До завершения реконструкции подрядчик несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности на строительной площадке в соответствии с перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ (пункт 13.6). Подрядчик в соответствии с проектом и рабочей документацией должен обустроить и содержать временные подъездные дороги, а также принимать меры по обеспечению сохранности используемых им дорог, принадлежащих третьим лицам (пункт 13.7).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Обществом не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте (реконструкции) и содержании реконструируемого участка автодороги М-7 "Волга", не приняты меры по запрещению и ограничению движения на указанном участке дороги, тогда как пользование таковым создавало угрозу безопасности дорожного движения, выразившееся в использовании технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных утвержденной схемой организации дорожного движения и ограждения мест производства дорожных работ, с отклонением от указанной схемы, не оборудовании техническими средствами организации дорожного движения, предусмотренными указанной схемой, не нанесении и не восстановлении временной горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2.1 в предусмотренных схемой местах, не обеспечении элементов ограждающих устройств светоотражающими элементами, несвоевременной очистке технических средств организации дорожного движения и светоотражающих элементов от загрязнений.
При этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой".
Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица.
Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьей КоАП РФ.
Выявленные нарушения возникли в результате бездействия заявителя, в связи с чем, на нем лежит ответственность за несоблюдение требований в области безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, является обоснованным и соответствующим материалам дела.
Заявителем не представлены доказательства, опровергающие изложенные в оспариваемом постановлении обстоятельства.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Суд находит, что при проведении проверки и вынесении постановления о назначении административного наказания не было допущено нарушений норм процессуального законодательства. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом.
При рассмотрении дела административным органом была дана надлежащая оценка обстоятельствам дела. Оспариваемым постановлением Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа, установленного статьей 12.34 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В силу изложенного, у суда отсутствуют основания для отмены постановления от 24.12.2013 УГИБДД МВД по Чувашской Республике.
На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

открытому акционерному обществу "Ханты-Мансийскдорстрой" отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления от 24.12.2013 УГИБДД МВД по Чувашской Республике.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.


------------------------------------------------------------------