Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.04.2014 по делу N А79-7027/2013 <Исковые требования о признании незаконным и отмене ненормативного акта в части назначения административного наказания за самовольное занятие земельного участка удовлетворены, поскольку отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу № А79-7027/2013
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2014 года.
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - прокуратуры Чувашской Республики, прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13,
при участии:
от заявителя - Г. по доверенности от 25.03.2014,
от административного органа - В. по доверенности № 01-28/72 от 25.07.2013,
от третьего лица - прокуратуры Чувашской Республики - не было,
от третьего лица - прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары - не было,
от третьего лица - Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от администрации г. Чебоксары - не было,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС" (далее - ООО "Фирма Три АсС", Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - административный орган или Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
В обоснование заявления ООО "Фирма Три АсС" указало, что вышеназванное постановление вынесено Управлением с нарушений требований законодательства Российской Федерации. В постановлении от 10.07.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении указано о самовольном занятии Обществом земельных участков: части участка в кадастровом квартале 21:01020201 (в районе жилого дома № 6а по ул. Короленко); части земельного участка с кадастровым номером 21:01020201:549, площадью 0,1 га; части участка с кадастровым номером 21:01020201:555, площадью 0,25 га.
С учетом изложенного заявитель считает, что указание административным органом на пользование частей земельного участка, места его расположения и площади, не делает данный земельный участок предметом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
Согласно распоряжениям администрации г. Чебоксары от 31.01.2011 № 139-р, от 10.11.2011 № 2979-р Обществу были предоставлены в аренду земельный участок с кадастровым номером 21:01:020201:530, общей площадью 3 910 кв. м для строительства объекта многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко жилого дома по ул. Короленко (позиция 12); земельный участок с кадастровым номером 21:01:0202012:545, общей площадью 9229 кв. м для строительства объекта многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, позиция 14А, 14Б (первая очередь строительства).
Из пунктов 2.9 и 4.6 указанных распоряжений следует, что земельные участки предоставлялись ООО "Фирма Три АсС" с возложением обязательства по производству благоустройства прилегающей к отводимому земельному участку территории.
По мнению заявителя, администрация г. Чебоксары, которая является полномочным распорядителем и собственником спорных земельных участков предоставила право заявителю на производство работ по благоустройству прилегающей территории к отведенному в аренду земельным участкам под строительство жилых домов.
ООО "Фирма Три АсС" указывает об истечении в октябре 2012 года срока давности привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, исходя из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.07.2012, в котором указано, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении были обнаружены в июне, июле 2012 года, январе 2013 года.
Представитель Общества в заседании суда просила суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13 по основаниям, изложенным в заявлении и письменным пояснениям к нему.
Представитель Управления в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзывах.
Прокуратура Чувашской Республики, прокуратура Ленинского района г. Чебоксары и Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 01.04.2014.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 31.01.2011 № 139-р, от 10.11.2011 № 2979-р земельные участки, расположенные по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, были предоставлены Обществу в аренду в том числе:
- с кадастровым номером 21:01:020201:530, общей площадью 3 910 кв. м для строительства многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, в том числе площадью 98 кв. м в охранной зоне канализации с заключением договора аренды земельного участка № 5/4833-Л от 02.02.2011 сроком до 31.12.2013;
- с кадастровым номером 21:01:020201:545, общей площадь 9 229 кв. м для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания позиция 14А, 14Б (первая очередь строительства) с заключением договора аренды земельного участка № 291/5121-Л от 21.11.2011 сроком до 01.02.2015.
10 июля 2013 года прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО "Фирма Три АсС", в ходе которой было установлено, что на части земельного участка общего пользования в границах кадастрового квартала 21:01:020201 в районе жилого дома № 6 "а" по ул. Короленко г. Чебоксары ООО "Фирма Три АсС" осуществляет земляные работы по устройству временной дороги к строящемуся многоквартирному жилому дому поз. 12 по ул. Короленко. На момент осмотра выкопаны земляные траншеи для переноса инженерных сетей (высоковольтных и низковольтных электрических кабелей). Проходящий по данному земельному участку подъездной путь перекрыт железобетонными плитами, что препятствует проезду автотранспорта со стороны ул. Короленко в сторону индивидуального жилого дома № 11 по ул. Правая набережная р. Сугутка.
С западной стороны от территории строительных площадок многоквартирных жилых домов позиция 12 и позиция 14 А, 14Б по ул. Короленко расположен земельный участок общего пользования (уличная сеть) с кадастровым номером 21:01:020201:549, общей площадью 37 650 кв. м. На части данного земельного участка ООО "Фирма Три АсС" также ведутся земляные работы по устройству земляного дорожного корыта (выемка грунта), осуществляется складирование земляных масс.
В непосредственной близости от индивидуального жилого дома № 11 по ул. Правая набережная р. Сугутки на части земельного участка общего пользования с кадастровым номером 21:01:020201:555, общей площадью 5 165 кв. м ООО "Фирма "Три АсС" ведутся земляные работы по вертикальной планировке территории, прилегающей к строящемуся многоквартирному жилому дому позиция 14 А, 14Б по ул. Короленко. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 21:01:020201:555 со статусом временный образован из части земельного участка с кадастровым номером 21:01:020201:548.
В ходе проведения проверки было установлено, что часть земельного участка общей площадью около 3600 кв. м в границах кадастрового квартала 21:01:020201 по ул. Короленко, расположенная на земельных участках общего пользования с кадастровыми номерами 21:01:020201:549 и 21:01:020201:548 используется Обществом за пределами предоставленного земельного участка в отсутствие при этом оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственный кадастр недвижимости, оформленные в установленном порядке правоустанавливающие документы на часть указанных земельных участков общей площадью около 3 600 кв. м у Общества отсутствуют.
10 июля 2013 года заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары в отношении ООО "Фирма Три АсС" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела направлены для рассмотрения в Управление.
15 августа 2013 года заместителем главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель вынесено постановление по делу № 2100-090-13 о признании ООО "Фирма Три АсС" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно главам 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как было указано ранее проведенной проверкой было установлено, что часть земельного участка общей площадью около 3600 кв. м в границах кадастрового квартала 21:01:020201 по ул. Короленко, расположенная на земельных участках общего пользования с кадастровыми номерами 21:01:020201:549 и 21:01:020201:548 используется Обществом за пределами предоставленного земельного участка в отсутствие при этом оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают справка от 14.08.2013, план-схема земельного участка от 18.07.2013, фототаблица от 18.07.2013, представленными в материалы настоящего дела.
В объяснениях, которые содержатся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2013, директор ООО "Фирма Три АсС" пояснил, что устройство временной автодороги ведется согласно ордера-разрешения на производство земляных работ к строящемуся дому поз. 12 по ул. Короленко в соответствии с разрешением на строительство от 21.02.2011.
Однако, как правомерно указало Управление факт наличия у Общества разрешения на строительство от 21.02.2011 № "RU 21304000-6", ордера-разрешения на производство земляных работ от 30.05.2013 № Л-63, договора о развитии застроенной территории от 18.05.2010 № 18 в рассматриваемом случае не имеют правового значения, исходя из того, что Обществу вменяется правонарушение, связанное с использованием земельного участка без правоустанавливающих документов. Разрешение на строительство, ордер на производство земляных работ, договор о развитии застроенной территории, касаются порядка осуществления строительства, в том числе земляных работ и не свидетельствует о предоставлении Обществу вещных либо обязательственных прав на части земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020201:548 и 21:01:020201:549, необходимого для строительства дороги, переноса коммуникаций, складирования грунта, осуществления вертикальной планировки, следовательно, данные документы не являются правоустанавливающими документами.
Согласно справке от 14.08.2013 строительство дороги, складирования грунта, осуществление вертикальной планировки на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:020201:548 и 21:01:020201:549 продолжалось. С западной стороны от индивидуального жилого дома № 11 по ул. Правая набережная р. Сугутки занята часть земельного участка общего пользования с кадастровым номером 21:01:020201:549 с установленными строительными будками и вагончиками.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, является обоснованным и соответствующим материалам дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства, при этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности у заявителя имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине ООО "Фирма "Три АсС".
Суд считает, что совершенное Обществом административное правонарушение не является малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного ООО "Фирма "Три АсС" правонарушения малозначительным. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения.
Суд находит, что при проведении проверки, вынесении постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении и о назначении административного наказания не было допущено существенных нарушений норм процессуального законодательства, влияющих на законность оспариваемого постановления.
Материалами дела подтверждается, что законный представитель Общества участвовал при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2013, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, при рассмотрения дела об административном правонарушении участвовал представитель Общества по доверенности от 31.07.2013. Общество было надлежащим образом извещено на рассмотрение дела об административном правонарушении согласно почтовому уведомлению (л.д. 83 Том 1).
Довод Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ судом отклоняется, в силу следующего.
При длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела правонарушение, совершенное Обществом, обнаружено Управлением 15.07.2013, то есть с момента получения Управлением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2013 и приложенных к нему документов, оспариваемое постановление вынесено 15.08.2013, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.5 КоАП РФ.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административный орган в качестве отягчающего административную ответственность Общества указал, что ранее Управление 15.08.2012 при рассмотрении дела об административном правонарушении № 2100-134-12 в отношении ООО "Фирма "Три АсС" было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Однако, суд считает, что данное представление не может расценено в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельство, следовательно, оспариваемое постановление Управления в части назначения наказания Обществу по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп. является незаконным и подлежащим отмене.
Кроме того, постановлением Управления от 15.08.2012 прекращено производство по делу № 2100-134-12 в отношении директора Общества в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13 в части назначения наказания обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС" (ИНН 2129030140, ОГРН 1022101283588) административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп. признать незаконным и отменить.
В удовлетворении в остальной части заявления общества с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС" (ИНН 2129030140, ОГРН 1022101283588) отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу № А79-7027/2013
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2014 года.
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - прокуратуры Чувашской Республики, прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13,
при участии:
от заявителя - Г. по доверенности от 25.03.2014,
от административного органа - В. по доверенности № 01-28/72 от 25.07.2013,
от третьего лица - прокуратуры Чувашской Республики - не было,
от третьего лица - прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары - не было,
от третьего лица - Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от администрации г. Чебоксары - не было,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС" (далее - ООО "Фирма Три АсС", Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - административный орган или Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
В обоснование заявления ООО "Фирма Три АсС" указало, что вышеназванное постановление вынесено Управлением с нарушений требований законодательства Российской Федерации. В постановлении от 10.07.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении указано о самовольном занятии Обществом земельных участков: части участка в кадастровом квартале 21:01020201 (в районе жилого дома № 6а по ул. Короленко); части земельного участка с кадастровым номером 21:01020201:549, площадью 0,1 га; части участка с кадастровым номером 21:01020201:555, площадью 0,25 га.
С учетом изложенного заявитель считает, что указание административным органом на пользование частей земельного участка, места его расположения и площади, не делает данный земельный участок предметом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
Согласно распоряжениям администрации г. Чебоксары от 31.01.2011 № 139-р, от 10.11.2011 № 2979-р Обществу были предоставлены в аренду земельный участок с кадастровым номером 21:01:020201:530, общей площадью 3 910 кв. м для строительства объекта многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко жилого дома по ул. Короленко (позиция 12); земельный участок с кадастровым номером 21:01:0202012:545, общей площадью 9229 кв. м для строительства объекта многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, позиция 14А, 14Б (первая очередь строительства).
Из пунктов 2.9 и 4.6 указанных распоряжений следует, что земельные участки предоставлялись ООО "Фирма Три АсС" с возложением обязательства по производству благоустройства прилегающей к отводимому земельному участку территории.
По мнению заявителя, администрация г. Чебоксары, которая является полномочным распорядителем и собственником спорных земельных участков предоставила право заявителю на производство работ по благоустройству прилегающей территории к отведенному в аренду земельным участкам под строительство жилых домов.
ООО "Фирма Три АсС" указывает об истечении в октябре 2012 года срока давности привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, исходя из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.07.2012, в котором указано, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении были обнаружены в июне, июле 2012 года, январе 2013 года.
Представитель Общества в заседании суда просила суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13 по основаниям, изложенным в заявлении и письменным пояснениям к нему.
Представитель Управления в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзывах.
Прокуратура Чувашской Республики, прокуратура Ленинского района г. Чебоксары и Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 01.04.2014.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 31.01.2011 № 139-р, от 10.11.2011 № 2979-р земельные участки, расположенные по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, были предоставлены Обществу в аренду в том числе:
- с кадастровым номером 21:01:020201:530, общей площадью 3 910 кв. м для строительства многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, в том числе площадью 98 кв. м в охранной зоне канализации с заключением договора аренды земельного участка № 5/4833-Л от 02.02.2011 сроком до 31.12.2013;
- с кадастровым номером 21:01:020201:545, общей площадь 9 229 кв. м для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания позиция 14А, 14Б (первая очередь строительства) с заключением договора аренды земельного участка № 291/5121-Л от 21.11.2011 сроком до 01.02.2015.
10 июля 2013 года прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО "Фирма Три АсС", в ходе которой было установлено, что на части земельного участка общего пользования в границах кадастрового квартала 21:01:020201 в районе жилого дома № 6 "а" по ул. Короленко г. Чебоксары ООО "Фирма Три АсС" осуществляет земляные работы по устройству временной дороги к строящемуся многоквартирному жилому дому поз. 12 по ул. Короленко. На момент осмотра выкопаны земляные траншеи для переноса инженерных сетей (высоковольтных и низковольтных электрических кабелей). Проходящий по данному земельному участку подъездной путь перекрыт железобетонными плитами, что препятствует проезду автотранспорта со стороны ул. Короленко в сторону индивидуального жилого дома № 11 по ул. Правая набережная р. Сугутка.
С западной стороны от территории строительных площадок многоквартирных жилых домов позиция 12 и позиция 14 А, 14Б по ул. Короленко расположен земельный участок общего пользования (уличная сеть) с кадастровым номером 21:01:020201:549, общей площадью 37 650 кв. м. На части данного земельного участка ООО "Фирма Три АсС" также ведутся земляные работы по устройству земляного дорожного корыта (выемка грунта), осуществляется складирование земляных масс.
В непосредственной близости от индивидуального жилого дома № 11 по ул. Правая набережная р. Сугутки на части земельного участка общего пользования с кадастровым номером 21:01:020201:555, общей площадью 5 165 кв. м ООО "Фирма "Три АсС" ведутся земляные работы по вертикальной планировке территории, прилегающей к строящемуся многоквартирному жилому дому позиция 14 А, 14Б по ул. Короленко. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 21:01:020201:555 со статусом временный образован из части земельного участка с кадастровым номером 21:01:020201:548.
В ходе проведения проверки было установлено, что часть земельного участка общей площадью около 3600 кв. м в границах кадастрового квартала 21:01:020201 по ул. Короленко, расположенная на земельных участках общего пользования с кадастровыми номерами 21:01:020201:549 и 21:01:020201:548 используется Обществом за пределами предоставленного земельного участка в отсутствие при этом оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственный кадастр недвижимости, оформленные в установленном порядке правоустанавливающие документы на часть указанных земельных участков общей площадью около 3 600 кв. м у Общества отсутствуют.
10 июля 2013 года заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары в отношении ООО "Фирма Три АсС" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела направлены для рассмотрения в Управление.
15 августа 2013 года заместителем главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель вынесено постановление по делу № 2100-090-13 о признании ООО "Фирма Три АсС" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно главам 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как было указано ранее проведенной проверкой было установлено, что часть земельного участка общей площадью около 3600 кв. м в границах кадастрового квартала 21:01:020201 по ул. Короленко, расположенная на земельных участках общего пользования с кадастровыми номерами 21:01:020201:549 и 21:01:020201:548 используется Обществом за пределами предоставленного земельного участка в отсутствие при этом оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают справка от 14.08.2013, план-схема земельного участка от 18.07.2013, фототаблица от 18.07.2013, представленными в материалы настоящего дела.
В объяснениях, которые содержатся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2013, директор ООО "Фирма Три АсС" пояснил, что устройство временной автодороги ведется согласно ордера-разрешения на производство земляных работ к строящемуся дому поз. 12 по ул. Короленко в соответствии с разрешением на строительство от 21.02.2011.
Однако, как правомерно указало Управление факт наличия у Общества разрешения на строительство от 21.02.2011 № "RU 21304000-6", ордера-разрешения на производство земляных работ от 30.05.2013 № Л-63, договора о развитии застроенной территории от 18.05.2010 № 18 в рассматриваемом случае не имеют правового значения, исходя из того, что Обществу вменяется правонарушение, связанное с использованием земельного участка без правоустанавливающих документов. Разрешение на строительство, ордер на производство земляных работ, договор о развитии застроенной территории, касаются порядка осуществления строительства, в том числе земляных работ и не свидетельствует о предоставлении Обществу вещных либо обязательственных прав на части земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020201:548 и 21:01:020201:549, необходимого для строительства дороги, переноса коммуникаций, складирования грунта, осуществления вертикальной планировки, следовательно, данные документы не являются правоустанавливающими документами.
Согласно справке от 14.08.2013 строительство дороги, складирования грунта, осуществление вертикальной планировки на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:020201:548 и 21:01:020201:549 продолжалось. С западной стороны от индивидуального жилого дома № 11 по ул. Правая набережная р. Сугутки занята часть земельного участка общего пользования с кадастровым номером 21:01:020201:549 с установленными строительными будками и вагончиками.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, является обоснованным и соответствующим материалам дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства, при этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности у заявителя имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине ООО "Фирма "Три АсС".
Суд считает, что совершенное Обществом административное правонарушение не является малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного ООО "Фирма "Три АсС" правонарушения малозначительным. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения.
Суд находит, что при проведении проверки, вынесении постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении и о назначении административного наказания не было допущено существенных нарушений норм процессуального законодательства, влияющих на законность оспариваемого постановления.
Материалами дела подтверждается, что законный представитель Общества участвовал при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2013, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, при рассмотрения дела об административном правонарушении участвовал представитель Общества по доверенности от 31.07.2013. Общество было надлежащим образом извещено на рассмотрение дела об административном правонарушении согласно почтовому уведомлению (л.д. 83 Том 1).
Довод Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ судом отклоняется, в силу следующего.
При длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела правонарушение, совершенное Обществом, обнаружено Управлением 15.07.2013, то есть с момента получения Управлением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2013 и приложенных к нему документов, оспариваемое постановление вынесено 15.08.2013, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.5 КоАП РФ.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административный орган в качестве отягчающего административную ответственность Общества указал, что ранее Управление 15.08.2012 при рассмотрении дела об административном правонарушении № 2100-134-12 в отношении ООО "Фирма "Три АсС" было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Однако, суд считает, что данное представление не может расценено в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельство, следовательно, оспариваемое постановление Управления в части назначения наказания Обществу по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп. является незаконным и подлежащим отмене.
Кроме того, постановлением Управления от 15.08.2012 прекращено производство по делу № 2100-134-12 в отношении директора Общества в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 15.08.2013 по делу № 2100-090-13 в части назначения наказания обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС" (ИНН 2129030140, ОГРН 1022101283588) административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп. признать незаконным и отменить.
В удовлетворении в остальной части заявления общества с ограниченной ответственностью "Фирма Три АсС" (ИНН 2129030140, ОГРН 1022101283588) отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------