Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.04.2014 по делу N А79-8271/2013 <В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене ненормативного акта о назначении административного наказания за обман потребителей отказано, поскольку является законным и обоснованным, принято полномочным административным органом с соблюдением установленного порядка привлечения к ответственности>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу № А79-8271/2013

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО "Чувашская энергосбытовая компания", ООО "Коммунальные технологии", ОАО "Водоканал", ООО "Стрелка-М", прокуратуры Чувашской Республики, прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары и Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 1335 от 26.09.2013,
при участии:
от заявителя - не было,
от административного органа - М. по доверенности № 7 от 10.01.2014,
от третьего лица - ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" - не было,
от третьего лица - ООО "Коммунальные технологии" - не было,
от третьего лица - ОАО "Водоканал" - не было,
от третьего лица - ООО "Стрелка-М" - не было,
от третьего лица - прокуратуры Чувашской Республики - не было,
от третьего лица - прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары - не было,
от третьего лица - Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - не было,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" (далее - ООО "Управляющая компания "Капремстрой", Общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по ЧР, Управление или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 1335 от 26.09.2013.
В обоснование заявления ООО "Управляющая компания "Капремстрой" указало, что оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора по ЧР не соответствует закону, а также отсутствуют основания для привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку в действиях ООО "Управляющая компания "Капремстрой" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ. Управление не представило доказательств, подтверждающих введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств оказанных услуг.
ООО "Управляющая компания "Капремстрой" правомерно в соответствии с действующим законодательством осуществляло управление многоквартирным домом № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары до 31.07.2013, что не оспаривается ООО "Стрелка-М", которое, по мнению заявителя, не имело законных оснований выставлять счета на оплату содержания жилья и коммунальных услуг.
Заявитель и третьи лица, о месте и времени рассмотрения дела в судебном заседании извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Управления в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в письменных пояснениях.
Заслушав пояснения представителя Управления, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.09.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 1092130008959.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проверки исполнения требований жилищного законодательства Обществом установлено, что в период с мая по июль 2013 года ООО "Управляющая компания "Капремстрой", не являясь управляющей организацией по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирном доме, продолжало направлять платежные документы на оплату коммунальных услуг, действуя от имени управляющей организации.
По результатам проверки заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары 02.09.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ в отношении ООО "Управляющая компания "Капремстрой".
Указанное постановление и материалы проверки направлены прокуратурой для рассмотрения по существу в Управление Роспотребнадзора по ЧР.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением 26.09.2013 вынесено постановление № 1335 в отношении ООО "Управляющая компания "Капремстрой" о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, направленных на обман потребителей, в том числе, в форме обсчета - взимания с потребителя большей суммы, нежели обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами; утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, или передача ему только части этой суммы. Обман характеризуется тем, что в результате противоправных действий продавца чужое имущество переходит в его владение.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальными услугами являются осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" под продавцом подразумевается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; изготовителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, исходя из диспозиции статьи 14.7 КоАП РФ, выступает исполнитель коммунальной услуги, то есть организация, осуществляющая реализацию товаров, выполняющая работы либо оказывающая услуги населению.
Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" под потребителем подразумевается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской федерации) и т.д.
Обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями в сфере торговли (услуг) рассматривается в качестве административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что с 01.01.2011 дом № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары находился на обслуживании ООО "Управляющая компания "Капремстрой".
18 апреля 2013 года собственниками помещений дома № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары проведено общее собрание, по результатам которого принято решение о расторжении с 01.05.2013 договора управления с ООО "Управляющая компания "Капремстрой" и о заключении договора с ООО "Стрелка-М".
Согласно уведомлению от 25.04.2013, полученное заявителем 25.04.2013, последний был извещен о расторжении с ним с 01.05.2013 договора управления и заключения с 01.05.2013 договора управления многоквартирным домом № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары с ООО "Стрелка-М".
Пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Дополнительным соглашением № 4 от 28.05.2013, (вступившее в силу с 01.05.2013 пункт 2 указанного соглашения) к договору № 3422 от 01.06.2012 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, заключенного между ОАО "Водоканал" и ООО "Стрелка-М", дом № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары включен в список объектов, обслуживаемых ООО "Стрелка-М".
В письме № 1784/10 от 19.06.2013 ОАО "Водоканал" указало о заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод указанного многоквартирного дома с ООО "Стрелка-М" с 01.05.2013. Согласно письму ОАО "Водоканал" № 2226/10 от 01.08.2013 расчетные документы на оплату предоставленных в вышеназванный дом услуг по водоснабжению и водоотведению за период с мая по июнь 2013 года были выставлены обществу с ограниченной ответственностью "Стрелка-М".
В письме № 22-09/3149 от 05.08.2013 ООО "Коммунальные технологии" сообщило, что им производились начисления обществу с ограниченной ответственностью "Стрелка-М" за тепловую энергию, полученную на нужды отопления домом № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары.
Согласно письму ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" № 08/29-756 от 05.08.2013 расчеты за период с мая - июль 2013 года за электроэнергию по точке учета - многоквартирный жилой дом № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары проведены с обществом с ограниченной ответственностью "Стрелка-М" и выставлена счет-фактура № 41918/7 от 31.07.2013 на сумму 194 937 руб. 91 коп., в которую включены суммы за май - июнь 2013 года по вышеуказанной точке учета.
Таким образом, ООО "Управляющая компания "Капремстрой" с 01.05.2013 не является организацией, предоставляющий коммунальные услуги в доме № 58 по пр. Ленина г. Чебоксары.
Однако, в ходе производства по делу об административном правонарушении было установлено, что ООО "Управляющая компания "Капремстрой" в мае, июне, июле 2013 года предъявила собственнику помещения находящегося в доме № 58 по пр. Ленина, г. Чебоксары требования об оплате коммунальных услуг за отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилья без фактического предоставления указанных коммунальных услуг в указанный период. Данный факт подтверждается квитанциями за май, июнь, июль выставленными Обществом П.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом доказан состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований закона, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих за собой отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
Разрешая вопрос о мере ответственности, Управление назначило Обществу наказание с учетом обстоятельств дела и противоправных действий, направленных на обман потребителей в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп., то есть применило в пределах размера санкции, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Следовательно, возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом в пункте 18.1 данного постановления указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, поскольку противоправные действия заявителя были направлены на обман потребителей.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, принято полномочным административным органом с соблюдением установленного порядка привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене постановления № 1335 от 26.09.2013 следует отказать.
Доводы, указанные Обществом в заявлении и письменных пояснениях к нему не опровергают правомерность выводов, указанных в постановлении Управления № 1335 от 26.09.2013.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капремстрой" (ИНН 2130061424, ОГРН 1092130008959) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным и отмене постановления № 1335 от 26.09.2013 отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------