Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.04.2014 по делу N А79-10541/2013 <Исковые требования о признании частично недействительным ненормативного акта в части доначисления единого налога на вмененный доход, пени, привлечения к налоговой ответственности удовлетворены, так как подтверждены материалами дела>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу № А79-10541/2013
Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя И.,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике,
о признании частично недействительным решения от 30.09.2013 № 08-15/23.
при участии:
от заявителя: Р. (дов. 20.12.2013),
от налогового органа: В. (по дов.) от 09.01.2014 № 03-32/1, Г. (по дов.) от 23.01.2014 № 03-12/7,
установил:
индивидуальный предприниматель И. обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике о признании частично недействительным решения от 30.09.2013 № 08-15/23.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд признать недействительным решение от 30.09.2013 № 08-15/23 в части доначисления единого налога на вмененный доход в размере 63420 руб., пени в размере 10390 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 57 228 руб. 20 коп.
Представители налогового органа возражали относительно заявленных требований, просили отказать заявителю в удовлетворении требования о признании частично недействительным решения от 30.09.2013 № 08-15/23.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.
И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Урмарского района Чувашской Республики 07.12.2000.
Должностными лицами налогового органа проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя И. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, в том числе: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 20.08.2013 № 23дсп.
Заместитель начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 20.08.2013 № 23дсп, возражения б/н от 20.09.2013, иные материалы проверки вынес решение от 30.09.2013 № 08-15/23 о привлечении ИП И. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 57228 руб. 20 коп., доначисления единого налога на вмененный доход в размере 311049 руб., начисления пени в размере 50959 руб. 21 коп.
Предприниматель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с жалобой на указанное решение налогового органа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 06.12.2013 № 322 решение Инспекции от 30.09.2013 № 0815/23 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления единого налога на вмененный доход в размере 63420 руб., пени в размере 10390 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 57228 руб. 20 коп. предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.
Согласно оспариваемому решению налогового органа, инспекция пришла к выводу о занижении ИП И. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в результате неправильного применения физического показателя (количество посадочных мест) при формировании налоговой базы за период май 2012 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подпункт 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.
В соответствии со статьей 346.29 Кодекса (в редакции, действовавшей с 01.01.2008) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров выделено в самостоятельный вид деятельности с физическим показателем "количество посадочных мест" с базовой доходностью 1500 руб. в месяц.
При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 данной статьи, на корректирующий коэффициент К2, который определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса (пункт 6 статьи 346.29 кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Решением Урмарского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2008 года № 285 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" на территории Урмарского района с 01 января 2009 года была введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При этом местом осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг признается муниципальное образование, в котором организация (индивидуальный предприниматель) находится на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД. Маршрут, а также пункт отправления и назначения перевозимых грузов значения не имеют.
Решением Урмарского районного собрания депутатов Чувашской Республики установлен перечень видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход на территории Урмарского района Чувашской Республики. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 вышеуказанного решения к перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход указан вид деятельности от оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, с 01.01.2009 осуществляемая на территории Урмарского района предпринимательская деятельность от оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, подпадает под систему налогообложения единым налогом на вмененный доход.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться в том числе в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.
В целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации транспортными средствами признаются автотранспортные средства (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили), предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы, и прицепы-роспуски. В транспортном средстве, предназначенном для перевозке пассажиров, количество посадочных мест в целях главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как количество мест для сидения за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства.
Согласно статье 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления суммы налога считается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Пунктом 9 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает указанное изменение с начала течения того месяца, в котором произошло изменение физического показателя.
В целях исчисления суммы ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, используется физический показатель в виде количества посадочных мест. В отношении данного вида деятельности базовая доходность за 1 месяц установлена в размере 1500 руб. за одно посадочное место. При определении суммы налога, подлежащей уплате, базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2.
В соответствии с приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.11.2009 № 465, от 27.10.2010 № 519, от 01.11.2011 № 612 коэффициент дефлятор необходимой для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент дефлятор (К1) установлен на 2010 год в размере 1,295, на 2011 год в размере 1,372 на 2012 год в размере 1,4942.
Согласно решению от 27.11.2008 об утверждении положения "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (в редакции решений Урмарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.03.2009 № 306, от 30.07.2009 № 332, от 08.12.2011 № 109) корректирующий коэффициент базовой доходности по оказанию услуг по перевозке пассажиров принят для пгт. Урмары в 2010 году равен 0,75, в 2011 году равен 0,75, в 2012 году равен 0,75.
В силу статьи 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. На основании статьи 346.31 Налогового кодекса Российской Федерации ставка единого налога устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.
Предприниматель представил в налоговый орган налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за 1 - 4 кварталы 2010 года, 2011 года, 2012 года с указанием физического показателя 13 посадочных мест в месяц.
Основанием для доначисления единого налога на вмененный доход послужил вывод налогового органа о том, что в целях применения данного специального налогового режима следует учитывать количество посадочных мест во всех автотранспортных средствах, используемых предпринимателем для перевозки пассажиров.
За ИП И. зарегистрированы следующие автотранспортные средства: автобус VOLKSWAGE№ LT46TDI, автобус ГАЗ-322132, автобус 22330Е, автобус ЛУИДОР 22370Е.
Из представленных ИП Ивановым Н.М. технических паспортов завода-изготовителя автотранспортных средств следует, что автобус VOLKSWAGE№ LT46TDI содержит 19 посадочных мет, автобус ГАЗ-322132 содержит 13 посадочных мест, автобус 22330Е содержит 20 посадочных мест, автобус ЛУИДОР 22370Е содержит 20 посадочных мест.
По мнению налогового органа, что также имеет свое отражение в оспариваемом решении налогового органа, установлено фактическое использование вышеуказанных автобусов в предпринимательской деятельности ИП И. по оказанию автотранспортных услуг.
Данные обстоятельства по мнению налогового органа подтверждаются копиями документов, представленными ОАО "Автовокзалы и автостанции" по взаимоотношениям с ИП И., а именно договором от 19.12.2008 № 078/п на выделение подвижного состава для выполнения пассажирских перевозок на внегородских автобусных маршрутах заключенного между ОАО "АвтоВАС" и ИП И. осуществляется скоординированная деятельность по организации и осуществлению процесса пассажирских перевозок автомобильным транспортом на междугородном автобусном маршруте № 513 "Чебоксары-Урмары". Данный договор был продлен на срок до 31.12.2011.
Согласно договору от 31.12.2011 № 047/п на выделение подвижного состава для выполнения пассажирских перевозок на внегородских автобусных маршрутах заключенного между ОАО "АвтоВАС" и ИП И. осуществляется скоординированная деятельность по организации и осуществления процесса пассажирских перевозок автомобильным транспортом на междугородном автобусном маршруте № 513 "Чебоксары - Урмары". Данный договор был продлен на срок до 31.12.2012. Вышеуказанный договор вступает в силу с 31.12.2011 и действует до 31.12.2012.
Неотъемлемой частью договора от 19.12.2008 № 078/п является приложение, в котором обозначены автобусные маршруты и автобусы, обслуживающие автобусный маршрут 513, наименование маршрута "Чебоксары - Урмары", время отправления с начального пункта 06-20, 13-45, время отправления с конечного пункта 7-57,16-47. Перечисленные автобусы, которые будут осуществлять пассажирские перевозки: автобус VOLKSWAGE№ LT46TDI содержит 19 посадочных мет, автобус ГАЗ-322132 содержит 13 посадочных мест, автобус 22330Е содержит 20 посадочных мест, автобус ЛУИДОР 22370Е содержит 20 посадочных мест.
Кроме того, об осуществлении пассажирских перевозок вышеуказанными в договоре автотранспортными средствами свидетельствуют и ведомости продажи билетов с автостанции ОАО "АвтоВАС" за 2010 - 2012 годы.
Судом установлено, что налоговый орган при вынесении решения в отношении ИП И. не учел, что за проверяемые периоды автотранспортные средства VOLKSWAGE№ LT46TDI государственный номер АН 477 21 за май 2012 года; ГАЗ 322132 государственный номер АО 056 21 за декабрь 2010 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года - находились на ремонте, в рейс не выезжали.
Следовательно, согласно статье 346.27 и пункту 1 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения ЕНВД признается вмененный доход, под которым понимается потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке.
Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговой период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Из приведенных норм следует, что сущность данного налогового режима предполагает при определении величины физического покупателя учет только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности (Данная позиция отражена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157 обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства на основании представленных налогоплательщиком доказательств, ведомости продажи билетов с автостанции ОАО "АвтоВАС" за 2010 - 2012 годы было установлено, что автотранспортные средства VOLKSWAGE№ LT46TDI государственный номер АН 477 21 за май 2012 года; ГАЗ 322132 государственный номер АО 056 21 за декабрь 2010 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года - находились на ремонте, в связи с чем, вышеуказанные автомобили в проверяемый период не могли быть использованы ИП И. для целей предпринимательской деятельности и, соответственно, не могли приносит ИП И. доход.
Следовательно, налогоплательщик, являющийся плательщиком ЕНВД, обоснованно не учитывал при исчислении величины физического показателя "количество посадочных мест", не включал в него транспортные средства, переданные на ремонт, а именно VOLKSWAGE№ LT46TDI государственный номер АН 477 21 за май 2012 года; ГАЗ 322132 государственный номер АО 056 21 за декабрь 2010 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления предпринимателю единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 63420 руб.
В связи с незаконностью предложения уплатить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, начисление предпринимателю в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней в общей сумме 11 788 руб. 47 коп. также является незаконным, привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 12 684 руб.
Кроме того, заявитель оспаривая привлечение его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации просил снизить размер штрафных санкций, применив смягчающие вину обстоятельства, такие как тяжелое материальное положение, привлечение к налоговой ответственности впервые, нахождение на иждивении троих несовершеннолетних детей, добровольную уплату налогов.
В пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержится перечень смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно подпункту 3 пункта 1 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации судом или налоговым органом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В пункте 4 статьи 112 Кодекса предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, право устанавливать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также уменьшать размер штрафа, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 44 544 руб. 20 коп. за неуплату единого налога на вмененный доход не отвечает принципам справедливости и соразмерности назначения наказания.
Принимая во внимание признание вины в совершенном правонарушении, привлечение к ответственности впервые, тяжелое материальное положение, нахождение на иждивении троих несовершеннолетних детей, добровольную уплату налогов, а также учитывая принципы справедливости и соразмерности при назначении наказания, суд считает необходимым уменьшить размер штрафа (44 544 руб. 20 коп.) в соответствии со статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотренный пунктом 1 статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации до 10 000 руб. за неуплату единого налога на вмененный доход.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике от 30.09.2013 № 08-15/23 в части привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в виде штрафа в размере 47228 руб. 20 коп., предложения уплатить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 63420 руб., начисления пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 10390 руб. При этом суд учитывая, что заявитель просил признать недействительным начисление пени только в сумме 10 390 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины в размере <...> относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление удовлетворить частично.
Признать недействительным решение от 30.09.2013 № 08-15/23 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в части доначисления единого налога на вмененный доход в сумме 63 420 руб., начисления пени по единому налога на вмененный доход в сумме 10 390 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации по единому налогу на вмененный доход в виде штрафа в сумме 47 228 руб. 20 коп.
В остальной части заявления в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в пользу индивидуального предпринимателя И. <...> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 24.12.2013, отменить.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу № А79-10541/2013
Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя И.,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике,
о признании частично недействительным решения от 30.09.2013 № 08-15/23.
при участии:
от заявителя: Р. (дов. 20.12.2013),
от налогового органа: В. (по дов.) от 09.01.2014 № 03-32/1, Г. (по дов.) от 23.01.2014 № 03-12/7,
установил:
индивидуальный предприниматель И. обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике о признании частично недействительным решения от 30.09.2013 № 08-15/23.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд признать недействительным решение от 30.09.2013 № 08-15/23 в части доначисления единого налога на вмененный доход в размере 63420 руб., пени в размере 10390 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 57 228 руб. 20 коп.
Представители налогового органа возражали относительно заявленных требований, просили отказать заявителю в удовлетворении требования о признании частично недействительным решения от 30.09.2013 № 08-15/23.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.
И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Урмарского района Чувашской Республики 07.12.2000.
Должностными лицами налогового органа проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя И. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, в том числе: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 20.08.2013 № 23дсп.
Заместитель начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 20.08.2013 № 23дсп, возражения б/н от 20.09.2013, иные материалы проверки вынес решение от 30.09.2013 № 08-15/23 о привлечении ИП И. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 57228 руб. 20 коп., доначисления единого налога на вмененный доход в размере 311049 руб., начисления пени в размере 50959 руб. 21 коп.
Предприниматель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с жалобой на указанное решение налогового органа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 06.12.2013 № 322 решение Инспекции от 30.09.2013 № 0815/23 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления единого налога на вмененный доход в размере 63420 руб., пени в размере 10390 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 57228 руб. 20 коп. предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.
Согласно оспариваемому решению налогового органа, инспекция пришла к выводу о занижении ИП И. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в результате неправильного применения физического показателя (количество посадочных мест) при формировании налоговой базы за период май 2012 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подпункт 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.
В соответствии со статьей 346.29 Кодекса (в редакции, действовавшей с 01.01.2008) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров выделено в самостоятельный вид деятельности с физическим показателем "количество посадочных мест" с базовой доходностью 1500 руб. в месяц.
При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 данной статьи, на корректирующий коэффициент К2, который определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса (пункт 6 статьи 346.29 кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Решением Урмарского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2008 года № 285 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" на территории Урмарского района с 01 января 2009 года была введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При этом местом осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг признается муниципальное образование, в котором организация (индивидуальный предприниматель) находится на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД. Маршрут, а также пункт отправления и назначения перевозимых грузов значения не имеют.
Решением Урмарского районного собрания депутатов Чувашской Республики установлен перечень видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход на территории Урмарского района Чувашской Республики. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 вышеуказанного решения к перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход указан вид деятельности от оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, с 01.01.2009 осуществляемая на территории Урмарского района предпринимательская деятельность от оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, подпадает под систему налогообложения единым налогом на вмененный доход.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться в том числе в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.
В целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации транспортными средствами признаются автотранспортные средства (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили), предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы, и прицепы-роспуски. В транспортном средстве, предназначенном для перевозке пассажиров, количество посадочных мест в целях главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как количество мест для сидения за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства.
Согласно статье 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления суммы налога считается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Пунктом 9 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает указанное изменение с начала течения того месяца, в котором произошло изменение физического показателя.
В целях исчисления суммы ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, используется физический показатель в виде количества посадочных мест. В отношении данного вида деятельности базовая доходность за 1 месяц установлена в размере 1500 руб. за одно посадочное место. При определении суммы налога, подлежащей уплате, базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2.
В соответствии с приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.11.2009 № 465, от 27.10.2010 № 519, от 01.11.2011 № 612 коэффициент дефлятор необходимой для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент дефлятор (К1) установлен на 2010 год в размере 1,295, на 2011 год в размере 1,372 на 2012 год в размере 1,4942.
Согласно решению от 27.11.2008 об утверждении положения "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (в редакции решений Урмарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.03.2009 № 306, от 30.07.2009 № 332, от 08.12.2011 № 109) корректирующий коэффициент базовой доходности по оказанию услуг по перевозке пассажиров принят для пгт. Урмары в 2010 году равен 0,75, в 2011 году равен 0,75, в 2012 году равен 0,75.
В силу статьи 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. На основании статьи 346.31 Налогового кодекса Российской Федерации ставка единого налога устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.
Предприниматель представил в налоговый орган налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за 1 - 4 кварталы 2010 года, 2011 года, 2012 года с указанием физического показателя 13 посадочных мест в месяц.
Основанием для доначисления единого налога на вмененный доход послужил вывод налогового органа о том, что в целях применения данного специального налогового режима следует учитывать количество посадочных мест во всех автотранспортных средствах, используемых предпринимателем для перевозки пассажиров.
За ИП И. зарегистрированы следующие автотранспортные средства: автобус VOLKSWAGE№ LT46TDI, автобус ГАЗ-322132, автобус 22330Е, автобус ЛУИДОР 22370Е.
Из представленных ИП Ивановым Н.М. технических паспортов завода-изготовителя автотранспортных средств следует, что автобус VOLKSWAGE№ LT46TDI содержит 19 посадочных мет, автобус ГАЗ-322132 содержит 13 посадочных мест, автобус 22330Е содержит 20 посадочных мест, автобус ЛУИДОР 22370Е содержит 20 посадочных мест.
По мнению налогового органа, что также имеет свое отражение в оспариваемом решении налогового органа, установлено фактическое использование вышеуказанных автобусов в предпринимательской деятельности ИП И. по оказанию автотранспортных услуг.
Данные обстоятельства по мнению налогового органа подтверждаются копиями документов, представленными ОАО "Автовокзалы и автостанции" по взаимоотношениям с ИП И., а именно договором от 19.12.2008 № 078/п на выделение подвижного состава для выполнения пассажирских перевозок на внегородских автобусных маршрутах заключенного между ОАО "АвтоВАС" и ИП И. осуществляется скоординированная деятельность по организации и осуществлению процесса пассажирских перевозок автомобильным транспортом на междугородном автобусном маршруте № 513 "Чебоксары-Урмары". Данный договор был продлен на срок до 31.12.2011.
Согласно договору от 31.12.2011 № 047/п на выделение подвижного состава для выполнения пассажирских перевозок на внегородских автобусных маршрутах заключенного между ОАО "АвтоВАС" и ИП И. осуществляется скоординированная деятельность по организации и осуществления процесса пассажирских перевозок автомобильным транспортом на междугородном автобусном маршруте № 513 "Чебоксары - Урмары". Данный договор был продлен на срок до 31.12.2012. Вышеуказанный договор вступает в силу с 31.12.2011 и действует до 31.12.2012.
Неотъемлемой частью договора от 19.12.2008 № 078/п является приложение, в котором обозначены автобусные маршруты и автобусы, обслуживающие автобусный маршрут 513, наименование маршрута "Чебоксары - Урмары", время отправления с начального пункта 06-20, 13-45, время отправления с конечного пункта 7-57,16-47. Перечисленные автобусы, которые будут осуществлять пассажирские перевозки: автобус VOLKSWAGE№ LT46TDI содержит 19 посадочных мет, автобус ГАЗ-322132 содержит 13 посадочных мест, автобус 22330Е содержит 20 посадочных мест, автобус ЛУИДОР 22370Е содержит 20 посадочных мест.
Кроме того, об осуществлении пассажирских перевозок вышеуказанными в договоре автотранспортными средствами свидетельствуют и ведомости продажи билетов с автостанции ОАО "АвтоВАС" за 2010 - 2012 годы.
Судом установлено, что налоговый орган при вынесении решения в отношении ИП И. не учел, что за проверяемые периоды автотранспортные средства VOLKSWAGE№ LT46TDI государственный номер АН 477 21 за май 2012 года; ГАЗ 322132 государственный номер АО 056 21 за декабрь 2010 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года - находились на ремонте, в рейс не выезжали.
Следовательно, согласно статье 346.27 и пункту 1 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения ЕНВД признается вмененный доход, под которым понимается потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке.
Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговой период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Из приведенных норм следует, что сущность данного налогового режима предполагает при определении величины физического покупателя учет только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности (Данная позиция отражена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157 обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства на основании представленных налогоплательщиком доказательств, ведомости продажи билетов с автостанции ОАО "АвтоВАС" за 2010 - 2012 годы было установлено, что автотранспортные средства VOLKSWAGE№ LT46TDI государственный номер АН 477 21 за май 2012 года; ГАЗ 322132 государственный номер АО 056 21 за декабрь 2010 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года - находились на ремонте, в связи с чем, вышеуказанные автомобили в проверяемый период не могли быть использованы ИП И. для целей предпринимательской деятельности и, соответственно, не могли приносит ИП И. доход.
Следовательно, налогоплательщик, являющийся плательщиком ЕНВД, обоснованно не учитывал при исчислении величины физического показателя "количество посадочных мест", не включал в него транспортные средства, переданные на ремонт, а именно VOLKSWAGE№ LT46TDI государственный номер АН 477 21 за май 2012 года; ГАЗ 322132 государственный номер АО 056 21 за декабрь 2010 года, за 2011 год, с января по июнь 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления предпринимателю единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 63420 руб.
В связи с незаконностью предложения уплатить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, начисление предпринимателю в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней в общей сумме 11 788 руб. 47 коп. также является незаконным, привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 12 684 руб.
Кроме того, заявитель оспаривая привлечение его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации просил снизить размер штрафных санкций, применив смягчающие вину обстоятельства, такие как тяжелое материальное положение, привлечение к налоговой ответственности впервые, нахождение на иждивении троих несовершеннолетних детей, добровольную уплату налогов.
В пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержится перечень смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно подпункту 3 пункта 1 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации судом или налоговым органом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В пункте 4 статьи 112 Кодекса предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, право устанавливать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также уменьшать размер штрафа, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 44 544 руб. 20 коп. за неуплату единого налога на вмененный доход не отвечает принципам справедливости и соразмерности назначения наказания.
Принимая во внимание признание вины в совершенном правонарушении, привлечение к ответственности впервые, тяжелое материальное положение, нахождение на иждивении троих несовершеннолетних детей, добровольную уплату налогов, а также учитывая принципы справедливости и соразмерности при назначении наказания, суд считает необходимым уменьшить размер штрафа (44 544 руб. 20 коп.) в соответствии со статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотренный пунктом 1 статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации до 10 000 руб. за неуплату единого налога на вмененный доход.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике от 30.09.2013 № 08-15/23 в части привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в виде штрафа в размере 47228 руб. 20 коп., предложения уплатить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 63420 руб., начисления пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 10390 руб. При этом суд учитывая, что заявитель просил признать недействительным начисление пени только в сумме 10 390 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины в размере <...> относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление удовлетворить частично.
Признать недействительным решение от 30.09.2013 № 08-15/23 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в части доначисления единого налога на вмененный доход в сумме 63 420 руб., начисления пени по единому налога на вмененный доход в сумме 10 390 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации по единому налогу на вмененный доход в виде штрафа в сумме 47 228 руб. 20 коп.
В остальной части заявления в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в пользу индивидуального предпринимателя И. <...> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 24.12.2013, отменить.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------