Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2014 по делу N А79-9283/2013 <О признании недействующим постановления Администрации Батыревского района Чувашской Республики от 02.09.2004 N 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. по делу № А79-9283/2013
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2014 года.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, судей,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению
Администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
к Администрации Батыревского района Чувашской Республики
о признании недействующим постановления от 02.09.2004 № 465
третьи лица - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Прокуратура Чувашской Республики,
при участии:
от заявителя - В. (по доверенности от 24.04.2013),
от ответчика - С. (по доверенности от 15.01.2014 № 02),
установил:
Администрация Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики (заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Батыревского района Чувашской Республики (ответчик) о признании недействующим постановления от 02.09.2004 № 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево".
Заявитель указывает, что оспариваемое постановление вынесено незаконно, с превышением полномочий и противоречит действующему законодательству.
В указанном постановлении отсутствуют указания на границы особо охраняемой природной территории местного (сельского) значения (далее - ООПТ). Из текста постановления невозможно определить, какая категория ООПТ местного значения установлена.
Оспариваемое постановление противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ поскольку принято за пределами компетенции, установленной действующим законодательством. Администрация Батыревского района не имела полномочий по созданию ООПТ, расположенной в границах Батыревского сельского поселения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Указанное постановление противоречит указанному федеральному закону, поскольку регулирует деятельность другого органа местного самоуправления и возлагает контроль за выполнением на другой орган местного самоуправления.
Также оспариваемое постановление вынесено не опубликовано надлежащим образом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Прокуратура Чувашской Республики.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель Администрации Батыревского района Чувашской Республики в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Суду пояснил, что доказательства публикации оспариваемого акта в средствах массовой информации отсутствуют.
На основании статей 123, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Прокуратуры Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании Закона Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской Республике" в целях сохранения уникальных природных и искусственных комплексов и объектов, имеющих природоохранное, оздоровительное, рекреационное, историко-культурное, эстетическое и просветительское значение, сохранения их для будущих поколений в естественном состоянии, а также экологического, культурного и эстетического воспитания населения Администрацией Батыревского района вынесено постановление от 02.09.2004 № 465 об объявлении особо охраняемой природной территорией местного (сельского) значения "Парк отдыха" в с. Батырево с площадью 1,60 га; утвержден паспорт на особо охраняемую природную территорию местного (сельского) значения; отделу культуры и по делам архивов Батыревской райадминистрации предписано обеспечить соблюдение установленного режима охраны, особо охраняемой природной территории; контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Батыревскую сельскую администрацию.
Проанализировав положения, содержащиеся в постановлении Администрации Батыревского района от 02.09.2004 № 465 суд приходит к выводу, что данное постановление по своей форме и содержанию обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принято органом местного самоуправления в рамках осуществления предоставленных полномочий, устанавливает правила поведения на особо охраняемой природной территории местного значения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от факта возникновения либо прекращения предусмотренных актом правоотношений.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Пунктом 6.2. постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В статье 25 Устава Батыревского района, принятого решением собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики от 09.07.1998, установлено, что постановления и распоряжения главы самоуправления Батыревского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование осуществляется не позже чем через 10 дней со дня принятия данного решения.
Как установлено судом, оспариваемое постановление Администрации Батыревского района от 02.09.2004 № 465 в средствах массовой информации опубликовано не было. Доказательств публикации Администрацией Батыревского района не представлено.
Оспариваемый акт нарушает права в сфере экономической деятельности неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает хозяйственную деятельность на указанной территории.
На основании изложенного, постановление Администрации Батыревского района от 02.09.2004 № 465 следует признать недействующим полностью, как не имеющее юридической силы с момента его принятия, не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопрос о расходах по госпошлине судом не рассматривается, так как действующим законодательством стороны по настоящему делу освобождены от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Постановление Администрации Батыревского района Чувашской Республики от 02.09.2004 № 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево" признать недействующим полностью, как не имеющее юридической силы с момента его принятия, не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. по делу № А79-9283/2013
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2014 года.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, судей,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению
Администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
к Администрации Батыревского района Чувашской Республики
о признании недействующим постановления от 02.09.2004 № 465
третьи лица - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Прокуратура Чувашской Республики,
при участии:
от заявителя - В. (по доверенности от 24.04.2013),
от ответчика - С. (по доверенности от 15.01.2014 № 02),
установил:
Администрация Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики (заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Батыревского района Чувашской Республики (ответчик) о признании недействующим постановления от 02.09.2004 № 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево".
Заявитель указывает, что оспариваемое постановление вынесено незаконно, с превышением полномочий и противоречит действующему законодательству.
В указанном постановлении отсутствуют указания на границы особо охраняемой природной территории местного (сельского) значения (далее - ООПТ). Из текста постановления невозможно определить, какая категория ООПТ местного значения установлена.
Оспариваемое постановление противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ поскольку принято за пределами компетенции, установленной действующим законодательством. Администрация Батыревского района не имела полномочий по созданию ООПТ, расположенной в границах Батыревского сельского поселения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Указанное постановление противоречит указанному федеральному закону, поскольку регулирует деятельность другого органа местного самоуправления и возлагает контроль за выполнением на другой орган местного самоуправления.
Также оспариваемое постановление вынесено не опубликовано надлежащим образом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Прокуратура Чувашской Республики.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель Администрации Батыревского района Чувашской Республики в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Суду пояснил, что доказательства публикации оспариваемого акта в средствах массовой информации отсутствуют.
На основании статей 123, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Прокуратуры Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании Закона Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской Республике" в целях сохранения уникальных природных и искусственных комплексов и объектов, имеющих природоохранное, оздоровительное, рекреационное, историко-культурное, эстетическое и просветительское значение, сохранения их для будущих поколений в естественном состоянии, а также экологического, культурного и эстетического воспитания населения Администрацией Батыревского района вынесено постановление от 02.09.2004 № 465 об объявлении особо охраняемой природной территорией местного (сельского) значения "Парк отдыха" в с. Батырево с площадью 1,60 га; утвержден паспорт на особо охраняемую природную территорию местного (сельского) значения; отделу культуры и по делам архивов Батыревской райадминистрации предписано обеспечить соблюдение установленного режима охраны, особо охраняемой природной территории; контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Батыревскую сельскую администрацию.
Проанализировав положения, содержащиеся в постановлении Администрации Батыревского района от 02.09.2004 № 465 суд приходит к выводу, что данное постановление по своей форме и содержанию обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принято органом местного самоуправления в рамках осуществления предоставленных полномочий, устанавливает правила поведения на особо охраняемой природной территории местного значения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от факта возникновения либо прекращения предусмотренных актом правоотношений.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Пунктом 6.2. постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В статье 25 Устава Батыревского района, принятого решением собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики от 09.07.1998, установлено, что постановления и распоряжения главы самоуправления Батыревского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование осуществляется не позже чем через 10 дней со дня принятия данного решения.
Как установлено судом, оспариваемое постановление Администрации Батыревского района от 02.09.2004 № 465 в средствах массовой информации опубликовано не было. Доказательств публикации Администрацией Батыревского района не представлено.
Оспариваемый акт нарушает права в сфере экономической деятельности неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает хозяйственную деятельность на указанной территории.
На основании изложенного, постановление Администрации Батыревского района от 02.09.2004 № 465 следует признать недействующим полностью, как не имеющее юридической силы с момента его принятия, не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопрос о расходах по госпошлине судом не рассматривается, так как действующим законодательством стороны по настоящему делу освобождены от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Постановление Администрации Батыревского района Чувашской Республики от 02.09.2004 № 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево" признать недействующим полностью, как не имеющее юридической силы с момента его принятия, не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
------------------------------------------------------------------