Постановление администрации Батыревского района ЧР от 03.04.2014 N 201 "Об утверждении "Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семейного неблагополучия, организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении в Батыревском районе Чувашской Республики"



АДМИНИСТРАЦИЯ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. № 201

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ)
В БАТЫРЕВСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

В соответствии с Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Чувашской Республики "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике" № 68 от 29 декабря 2005 г., в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по вопросам выявления семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, администрация Батыревского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый "Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семейного неблагополучия, организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) в Батыревском районе Чувашской Республики".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Батыревского района по социальным вопросам - начальника отдела социального развития, информационного обеспечения и архивного дела, начальника отдела образования администрации Батыревского района Чувашской Республики, председателя КДН и ЗП при администрации Батыревского района - Осипова В.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Глава администрации
Батыревского района
Н.И.ГЛУХОВ





Утвержден
постановлением
администрации
Батыревского района
Чувашской Республики
от 04.04.2014 № 201

ПОРЯДОК
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ,
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ)
В БАТЫРЕВСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основной целью внедрения системной работы с неблагополучными семьями должна стать модель непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Под непрерывным сопровождением понимается оказание комплексной поддержки семье и (или) ребенку от 0 до 18 лет при выявлении факторов неблагополучия на различных этапах жизни ребенка и осуществление индивидуальной профилактической работы и мониторинга органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в социально опасное положение (трудную жизненную ситуацию).
1. Основания межведомственного взаимодействия
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактик безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению семейного неблагополучия, организации работы с неблагополучными семьями.
1.2. Настоящий Порядок разработан на основании:
Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Семейного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I;
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических и психотропных веществах";
Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
Закон Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями";
Закон Чувашской Республики от 23.12.2005 № 68 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике";
"Правила формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети" утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2007 № 310;
Постановление администрации Батыревского района от 01.04.2013 № 194 "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Батыревского района Чувашской Республики".
2. Основные задачи деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия
Основными задачами являются:
выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
оказание социально-психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия;
организация непрерывного сопровождения социально-опасных семей (находящихся в трудной жизненной ситуации).
3. Основные понятия:
выявление и учет семейного неблагополучия - комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка);
несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
дети, нуждающиеся в помощи государства - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.
4. Субъекты взаимодействия
4.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики (далее - КДН и ЗП),
4.2. Администрации сельских поселений Батыревского района, в части реализации переданных государственных полномочий
4.3. Межмуниципальный отдел МВД РФ "Батыревский"
4.4. Отдел образования, социального развития, информационного обеспечения и архивного дела администрации Батыревского района Чувашской Республики, (далее - отдел образования), учреждения и организации системы образования,
4.5. Сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района Чувашской Республики (далее - сектор опеки и попечительства),
4.6. Бюджетное учреждение "Батыревская центральная районная больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
4.7. КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
4.8. Бюджетное учреждение "Батыревский центр социального обслуживания населения" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
4.9. КУ ЦЗН Батыревского района Госслужбы занятости Чувашии
(далее - центр занятости населения)
4.10. Батыревский филиал ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" (по согласованию)
4.11. Батыревский абонентский пункт ООО "Чувашрегионгаз" (по согласованию)
4.12. Отдел ЗАГС
5. Целевые группы (объекты взаимодействия), на которые направлено межведомственное взаимодействие
5.1. Семьи и дети, проживающие в Батыревском районе, и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Основные критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
отсутствие контроля воспитания и обучения детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).
5.2. Семьи и дети, проживающие в Батыревском районе, и находящиеся в социально-опасном положении.
Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни);
вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
5.3. Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).
Отсутствие попечения родителей (законных представителей) подтверждается документами:
копиями свидетельств о смерти;
копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими;
актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;
документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.
5.4. Организация учета целевых групп:
учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и организацию работы с ними осуществляет КДН и ЗП, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении и организацию работы с ними осуществляет КДН и ЗП, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и организацию работы с ними ведет сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района;
КДН и ЗП ежеквартально организует обмен информацией и сверку данного вида учетов.
6. Основные этапы работы по выявлению семейного неблагополучия
6.1. Выявление и учет детей и семей, находящихся в состоянии семейного неблагополучия
6.2. Оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью.
6.3. В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) передача сведений о семье, несовершеннолетнем в КДН и ЗП и специалистам сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района;
6.4. Организация индивидуальной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних и социального патроната над семьей, профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
6.5. Анализ работы с семьей с целью прогнозирования ситуации, планирования деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
7. Способы получения информации:
обращения граждан;
заявления родственников;
обращения несовершеннолетних;
информации должностных лиц;
результаты проведения рейдов;
результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
информация средств массовой информации.

Раздел 2. ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ФАКТОВ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В соответствие с Правилами формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2007 № 310.
Основными задачами на этом этапе являются:
создание условий для своевременного выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, коррекция проблем на ранней стадии семейного неблагополучия;
предупреждение социального сиротства, возвратов детей, оставшихся без родительского попечения и воспитывающихся в семьях граждан, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Органы и учреждения системы профилактики незамедлительно направляют ставшую им известной информацию о детях, права и законные интересы которых нарушены, о семьях, имеющих неблагополучия, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики в письменной форме, а также по телефону, либо лично. Информация может поступать от должностных лиц, уполномоченных руководителем учреждений и органов системы профилактики, ответственных за передачу информации.
1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района:
1.1. При поступлении информации о детях, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и (или) здоровья, незамедлительно сообщают о ней специалистам сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района;
1.2. В случае выявления наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка оказывают содействие сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района в изъятии ребенка из семьи, в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации.
1.3. При отсутствии угрозы для жизни и здоровья ребенка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи составляют заключение, в котором указывают целевую группу (объект взаимодействия) и представляют его на утверждение на очередное заседание комиссии. После определения целевой группы осуществляют координационные действия по непрерывному сопровождению несовершеннолетнего до улучшения ситуации.
1.4. При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащем исполнении родителями несовершеннолетнего (них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 КоАП РФ.
1.5. При получении информации от специалистов сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию совместно с ними участвуют в первичном обследовании условий проживания и воспитания детей.
2. Сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района:
Специалисты сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района при получении информации (устной или письменной) о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию:
2.1. Незамедлительно после поступления информации сообщают о ней в КДН и ЗП и ПДН МО МВД "Батыревский".
2.2. Совместно со специалистами ПДН МО МВД "Батыревский", при необходимости с привлечением сотрудников здравоохранения, КДН и ЗП, незамедлительно организует первичное обследование условий проживания и воспитания детей для получения объективных сведений о ситуации в семье с составлением акта обследования.
2.3. В случае выявления наличия угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка принимают меры по изъятию ребенка и его устройству в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации.
2.4. При отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи, указывают в заключении целевую группу (объект взаимодействия), и передают его в КДН и ЗП.
3. Бюджетное учреждение "Батыревская центральная районная больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
3.1. Женская консультация:
при постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного и в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения принимают меры по организации работы с беременной, по разъяснению ей прав и обязанностей родителей после рождения ребенка, профилактике отказа от ребенка;
при постановке на учет несовершеннолетней беременной направляют соответствующую информацию специалистам сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района и в ПДН МО МВД "Батыревский" по фактическому месту жительства беременной для выяснения условий проживания несовершеннолетней и условий, способствующих ранней беременности.
3.2. Медицинский персонал родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной, незамедлительно передают информацию руководителю родильного дома для организации работы по профилактике отказа от ребенка, а также специалистам сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района.
3.3. Участковые врачи и участковые медицинские сестры:
при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;
вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка;
ведут учет социально неблагополучных семей в профильном журнале;
при обследовании детей в образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения незамедлительно передают соответствующую информацию в КДН и ЗП
3.4. Администрация детской больницы, иного стационарного учреждения здравоохранения:
при выявлении детей, которых в больнице (более двух недель) не навещают родители (законные представители), уведомляет о данном факте специалистов опеки и попечительства несовершеннолетних;
незамедлительно передает в орган опеки и попечительства несовершеннолетних и КДН и ЗП информацию о поступивших беспризорных детях;
при поступлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение 7 дней направляет информацию специалистам сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района.
3.5. Сотрудники учреждений здравоохранения при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов) направляют информацию в МО МВД "Батыревский", специалистам сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района и КДН и ЗП.
3.6. Сотрудники учреждений здравоохранения передают детей родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях здравоохранения, не могут быть переданы родителям в случаях, если:
родители лишены или ограничены в родительских правах;
родители недееспособны;
ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью;
в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком;
дело о лишении родителей родительских прав, отобрании ребенка находится на рассмотрении суда.
Несовершеннолетние, поступившие с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3.7. Администрация центральной районной больницы направляет специалистам сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района информацию о невозможности единственного или обоих родителей самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего ребенка в случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя, а также об иных выявленных случаях неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей.
3.8. Врач-нарколог незамедлительно направляет в КДН и ЗП информацию о родителях, имеющих несовершеннолетних детей, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими и психотропными веществами, а также о несовершеннолетних, состоящих на учете, употребляющих наркотические, психотропные или токсические вещества, а также медикаменты без назначения врача (в случае наступления токсического отравления).
4. Образовательные учреждения
4.1. Дошкольные образовательные учреждения:
обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр;
при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трех часов с момента выявления) направляют информацию в сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района, в МО МВД "Батыревский", в КДН и ЗП.
4.2. Общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования:
обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр;
при выявлении обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях, принимают меры к выяснению причин и условий пропусков занятий, проводят обследование условий проживания и воспитания обучающегося и его семьи, составляют акт обследования;
в течение 3-х дней с момента постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет направляют информацию об этом КДН и ЗП;
при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трех часов с момента выявления) направляют информацию в сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района, в МО МВД "Батыревский", в КДН и ЗП;
формируют социальный паспорт учреждения, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, в КДН и ЗП.
5. МО МВД "Батыревский":
5.1. Подразделение по делам несовершеннолетних:
выявляют и ставят на учет родителей (законных представителей) не выполняющих или выполняющих ненадлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
в течение трех дней после постановки на учет вышеуказанных родителей направляют информацию в КДН и ЗП;
- выявляют несовершеннолетних беспризорных детей и доставляют их в дежурную часть подразделений органов внутренних дел. Копии актов о выявлении беспризорного ребенка в течение суток направляются должностным лицом МО МВД "Батыревский", в КДН и ЗП, а также - специалистам сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района;
- при установлении факта нахождения ребенка в обстановке угрожающей его жизни и здоровью, но при отсутствии крайней необходимости, принимают меры к вызову специалиста сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района и оказывают ему содействие в изъятии ребенка в порядке предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации.
5.2. Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих.
В случае наличия у вышеназванных граждан несовершеннолетних детей в течение трех дней со дня выявления о данных семьях информирует КДН и ЗП и сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних МО МВД "Батыревский".
5.3. Подразделения криминальной полиции в пределах своей компетенции принимают участие в розыске без вести пропавших несовершеннолетних или самовольно ушедших из семей (государственных учреждений).
5.4. Отдел дознания, следственный отдел в течение трех дней направляют в КДН и ЗП постановление о признании несовершеннолетних, потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства для оказания им мер социальной поддержки. Оказывают содействие в получении необходимой информации.
6. Территориальный пункт Управления миграционной службы России по ЧР в Батыревском районе направляют в КДН и ЗП информацию о несовершеннолетних, достигших 14 лет и не получивших паспорт по истечение 6 месяцев с даты достижения указанного возраста.
7. Администрации сельских поселений:
7.1. Организуют в течение семи дней после выявления направление в КДН и ЗП сведений о семьях, злоупотребляющих алкоголем, имеющим несовершеннолетних детей.
7.2. Обеспечивают размещение на информационных стендах в жилом секторе, а также на информационных стендах контактных телефонов КДН и ЗП, телефон "горячей линии", сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района.
7.3. Организуют и осуществляют контроль за своевременным направлением в КДН и ЗП данных:
о выявленных семьях, ведущих аморальный образ жизни и создающие неблагоприятные условия для воспитания несовершеннолетних детей;
о случаях смерти родителей или единственного родителя несовершеннолетнего на основании представленных документов (в течение одного рабочего дня);
о случаях, имеющих признаки неблагополучия детей, жестокого обращения с ними (незамедлительно в течение 3-х часов после выявления).
8. Бюджетное учреждение "Батыревский центр социального обслуживания населения"
Министерства здравоохранения и социального развития
Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах. Направляют ставшую им известной информацию о детях, права и законные интересы которых нарушены, о семьях, имеющих неблагополучия, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики в письменной форме.
9. Батыревский филиал ОАО "Чувашская энергосбытовая компания", Батыревский абонентский пункт ООО "Чувашрегионгаз"
При выявлении семей с несовершеннолетними детьми, имеющих задолженности за использование электрической энергии, природного газа в течение более шести месяцев направляют данные о семье в КДН и ЗП.
10. Отдел записи актов гражданского состояния при регистрации смерти лица, в паспорте которого указаны сведения о несовершеннолетних детях, и есть основания полагать, что умерший являлся их единственных родителем, а также при наличии информации о том, что умерший являлся опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, незамедлительно (в течение 3-х часов после выдачи свидетельства о смерти) информируют об этом сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП

Сопровождение семьи: индивидуальная работа с семьей и детьми, непосредственно коррекционная работа, этап применения воспитательных и иных мер воздействия. Помощь специалистов различных ведомств. Работа с замещающей семьей
Объединение усилий специалистов по социальной работе с детьми, непосредственно осуществляющих работу с семьями на территории района, и специалистов служб сопровождения детей в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является основным фактором в повышении эффективности и значимости мер по профилактике безнадзорности и защите прав и интересов семьи и ребенка.
Цель межведомственного взаимодействия на этом этапе - сохранение семьи для ребенка, создание условий для воспитания ребенка в родной семье.
1. Сопровождение семей (детей) осуществляется в виде предоставления следующих социальных услуг:
1.1. Социально-экономических.
1.2. Социально-медицинских.
1.3. Социально-психологических.
1.4. Социально-педагогических, в т.ч. услуги социально-педагогического патронажа.
1.5. Социально-бытовых.
1.6. Социально-правовых.
1.7. Консультационных.
1.8. Социальная реабилитация.
1.9. Иные услуги социальной помощи.
2. Непосредственная работа с неблагополучной семьей, управление и формы:
2.1. На заседании КДН и ЗП принимается план индивидуальной профилактической работы с закреплением ответственных из числа субъектов профилактики за каждым пунктом плана индивидуальной профилактической работы с семьей, сроков выполнения пунктов плана индивидуальной профилактической работы.
2.2. Индивидуальная профилактическая работа в отношении ребенка и его семьи осуществляется на основании личного письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка или соглашения (договора), подписанного между семьей и органом, учреждением, осуществляющим индивидуальные профилактические мероприятия.
2.3. Для получения согласия семьи на индивидуальную реабилитацию (заключение договора, написание согласия) должна предшествовать разъяснительная работа, которая проводится как индивидуально, так и на заседании КДН и ЗП, когда принимается план индивидуальной профилактической работы.
2.4. Осуществление социального (семейного) патроната семьи:
Бюджетное учреждение "Батыревский центр социального обслуживания населения" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в соответствии со своей компетенцией:
предоставляет бесплатно социальные услуги детям и их родителям (законным представителям) по плану индивидуальной профилактической работы, осуществляет социальную реабилитацию;
разрабатывает и составляет программу реабилитации семьи и осуществляет ее.
КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
оказывает содействие в получении семьей и несовершеннолетними мер социальной поддержки, социальных выплат, пособий
Учреждения системы образования в соответствии со своей компетенцией:
создают благоприятную обстановку в классе (группе) вокруг ребенка из неблагополучной семьи;
устанавливают отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей; работают с учащимися класса (воспитанниками группы) по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи;
изучают неблагополучные семьи с помощью психологических методик, выявляют вероятные причины неблагополучия;
устанавливают возможные пути улучшения обстановки в семье;
проводят диагностику личностного развития ребенка из неблагополучной семьи;
знакомят с полученными результатами родителей, педагога (классного руководителя/воспитателя) с целью создания индивидуальной программы воспитания; проектируют социально-педагогическую программу помощи ребенку;
осуществляют выбор средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности; прогнозируют конечный результат деятельности; реализуют программы оказания социально-педагогической помощи и поддержки ребенку.
Учреждения культуры, спорта и молодежной политики в соответствии со своей компетенцией:
осуществляют профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства путем организации досуга детей и семьи, развития творческих способностей в кружках, организуют досуг семей и детей в свободное от учебы и работы время;
создают благоприятные условия для развития способностей детей и молодежи с целью повышения их уровня самооценки и социального статуса;
привлекают детей к деятельности в общественных, в том числе молодежных организациях и объединениях, с целью устранения пробелов в патриотическом и нравственном воспитании;
способствуют формированию гражданской позиции.
Бюджетное учреждение "Батыревская центральная районная больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в соответствии со своей компетенцией:
проводят консультационную работу с родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества в решении проблем семьи;
разрабатывают рекомендации по составлению плана совместных действий по предоставлению необходимого лечения или медицинской помощи;
дают заключения о состоянии здоровья, направление на лечение;
отслеживают результат проведения лечения и дают рекомендации;
проводят патронаж семей, по результатам патронажа предоставляет заключение;
проводят профилактическую и пропагандистскую работу по здоровому образу жизни с семьей и детьми.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района, Межмуниципальный отдел МВД РФ "Батыревский":
выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; проводят профилактическую работу с детьми, состоящими на учете, с целью недопущения безнадзорности и повторных правонарушений;
проводят профилактическую работу с родителями, уклоняющимися от воспитания детей; привлекают в случае необходимости родителей (лиц, их заменяющих) к административной ответственности в пределах своей компетенции и контролируют исполнение родителями постановлений КДН и ЗП;
привлекают в пределах своей компетенции к административной ответственности руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, за нарушение порядка и сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче в семью или под опеку и т.п., и за совершение действий, направленных на сокрытие соответствующих сведений;
проводят рейды и проверки жилого сектора, клубов и других учреждений района с целью выявления безнадзорных детей и детей, находящихся в социально опасном положении.
КУ ЦЗН Батыревского района Госслужбы занятости Чувашии:
участвует в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействует их трудовому устройству в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями на 24.07.2009);
проводит разъяснительную и пропагандистскую работу с родителями по трудоустройству; содействует созданию рабочих мест для трудоустройства граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района Чувашской Республики в пределах своей компетенции:
работают с семьей и детьми по защите прав и интересов несовершеннолетних; осуществляют защиту прав несовершеннолетних в суде;
изымают детей из семьи, если имеется угроза жизни и здоровью несовершеннолетних; устраивают несовершеннолетних в детские учреждения и замещающие семьи;
работают с семьями, имеющими неблагополучия и судебные споры, по составлению мировых соглашений и примирения.
Администрации сельских поселений:
организуют и осуществляют мероприятия по работе с детьми и молодежью в поселении; создают условия для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры;
осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
участвуют в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
участвуют в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, в том числе: выявляют семьи, имеющие неблагополучия, работают с семьей и детьми по защите прав и интересов несовершеннолетних.
3. Снятие с учета семей (детей) производится:
Межведомственное взаимодействие на этом этапе по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены направлены на закрытие проблемы неблагополучия в семье, снятие с учета или перевод на патронатное сопровождение семьи.
3.1. На заседании КДН и ЗП подводятся итоги работы с семьей. В случае закрытия неблагополучия в семье, по представлению ходатайства и по итогам индивидуальной профилактической работы, принимается решение по снятию семьи с учета, либо постановки ее на патронатное сопровождение.
- по заявлению родителей (семьи) при наличии положительного заключения специалистов сектора опеки и попечительства администрации Батыревского района;
- при достижении младшим ребенком в семье 18 лет;
- при наличии обстоятельств, связанных со смертью, переездом на другое место жительства за пределы района (города) и т.п.
3.2. На заседании КДН и ЗП определяются те учреждения и органы системы профилактики, которые будут отвечать за патронаж семьи, определяются сроки предоставления информации по данной семье.
3.3. Если работа, проводимая с семьей, не дает положительных результатов, имеются грубые нарушения прав детей со стороны родителей, уклонение родителей от воспитания, содержания и образования своих детей, на заседании КДН и ЗП принимается решение о подготовке документов на ограничение или лишение родительских прав родителей.
3.4. В случае ограничения или лишения родительских прав родителей отдел по опеке и попечительству собирает документы для изъятия ребенка (детей) из семьи и устройстве их в замещающую семью или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, с родителями начинается работа по восстановлению в родительских правах.


------------------------------------------------------------------