Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.03.2014 по делу N А79-9958/2013 <Исковые требования о признании незаконным и отмене ненормативных актов об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства территории поселения, городского округа удовлетворены, поскольку процедура привлечения к административной ответственности нарушена>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу № А79-9958/2013

Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 марта 2014 года.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш двор", г. Чебоксары
к Административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары
о признании незаконным и отмене постановлений от 13.11.2013 № 2215 и от 16.10.2013 № 2012 о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя - В. (по доверенности от 03.02.2014), У.
от административной комиссии - М. (по доверенности от 18.02.2014),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш двор" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Наш двор") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары (далее - административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановлений от 13.11.2013 № 2215 и от 16.10.2013 № 2012 об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Заявитель указывает, что на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов заключен договор со специализированной организацией ООО "Чистый двор", на кого и возложена данная обязанность.
Также административной комиссией нарушена процедура привлечения ООО "УК "Наш двор" к административной ответственности при составлении протокола об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель административной комиссии в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, административной комиссией при осмотре территории 31.08.2013 по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 4, выявлено складирование Обществом строительного материала на прилегающей территории (на газоне), б/у шин, также не произведен покос травы, что является нарушением пунктов 1.4.26, 3.2.2 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186.
Усмотрев признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", административная комиссия по данному факту составила протокол об административном правонарушении от 03.09.2013. Постановлением № 2012 от 16.10.2013 об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Также административной комиссией 26.10.2013 по адресу: г. Чебоксары, ул. Петрова, д. 2, выявлено захламление Обществом прилегающей территории твердыми бытовыми отходами, что является нарушением пункта 6.2.1 Правил благоустройства территории в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.09.2013 № 1136.
По данному факту административной комиссией установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в связи с чем в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 604 от 30.10.2013. Постановлением № 2215 от 13.11.2013 об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" устанавливает административную ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - наложения административного штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статьей, данная норма не применяется в отношении положений правил благоустройства территории поселения, городского округа, воспроизводящих нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Закона производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "УК "Наш двор" привлечено к административной ответственности за нарушения требований пунктов 1.4.26, 3.2.2 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186 (в редакции действовавшей на момент проведения проверки), пункта 6.2.1 Правил благоустройства территории в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.09.2013 № 1136.
Между тем в пункте 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, также установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 6.3.3 указанных Правил установлено, что уборка городских территорий города Чебоксары предусматривает покос травы и стрижку газонов, уборку скошенной травы в течение суток.
Таким образом, нормы пунктов 1.4.26, 3.2.2 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186 (в редакции действовавшей на момент), пункта 6.2.1 Правил благоустройства территории в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.09.2013 № 1136 относительно организации своевременного вывоза бытовых отходов воспроизводят нормы пунктов 3.7.1 и 6.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, в связи с чем, оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в данном случае не имеется.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, к которым относятся Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях ООО "УК "Наш двор" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Оспариваемыми постановлениями Обществу вменяется складирование строительного материала на прилегающей территории (на газоне), шин, также не произведен покос травы, захламление прилегающей территории твердыми бытовыми отходами.
Вмененные правонарушения не подтверждены материалами дела, так как представленные фотографии не свидетельствуют о нахождении отходов длительное время на прилегающей территории, а также о необходимости покоса травы.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа, о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 10, 24 Постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно статье 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2).
Из материалов дела следует, что протокол об административной правонарушении от 30.10.2013 № 604 и постановление об административном правонарушении от 13.11.2013 № 2215 вынесено в отсутствие представителя Общества.
Представленный факсовый отчет (л.д. 29) не свидетельствует о направлении извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также не указан номер Общества.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 04.09.2012 № 5184/12 по делу № А40-103033/11-79-895 разъяснил, что сам по себе отчет об отправке факса, не позволяющий установить, что по факсу в адрес привлекаемого к административной ответственности лица было направлено именно извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также факт его получения, не свидетельствует о надлежащем извещении этого лица.
Административной комиссией направлено извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенного на 13.11.2013, и полученное Обществом согласно уведомлению того же числа 13.11.2013 (л.д. 24).
Тем самым Общество лишилось возможности квалифицированно возражать, давать объяснения по существу выявленного правонарушения и пользоваться иными правами предоставленными ему законом.
Иных доказательств суду о надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении суду не представлено.
Установленные законом процессуальные требования являются обязательными для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях и применяющих взыскание, а также для органов и должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Этот порядок призван гарантировать обеспечение прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, и взыскание не может быть применено независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, административным органом существенно нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности, что повлекло невозможность в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконными и отменить постановления № 2215 от 13.11.2013 и № 2012 от 16.10.2013 Административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш двор" к административной ответственности по статье 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.


------------------------------------------------------------------