Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.03.2014 по делу N А79-4405/2013 <О прекращении производства по делу о признании недействующими Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района, утвержденных решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 05.04.2013 N 24-01>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу № А79-4405/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2014.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, судей,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям
дачного некоммерческого партнерства "Лесные зори", г. Чебоксары,
дачного некоммерческого партнерства "Нагорное", г. Чебоксары,
к Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Чувашская Республика, Чебоксарский район,
администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, с. Хыркасы Чебоксарского района Чувашской Республики, комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения, с. Хыркасы Чебоксарского района Чувашской Республики,
обществу с ограниченной ответственностью "Арконпроект", г. Чебоксары,
с участием Прокуратуры Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии:
от ДНП "Нагорное" - председателя М.,
от администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики - К. по доверенности от 22.01.2014 № 48, Я. по доверенности от 14.03.2014 № 182,
от комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения - председателя К.,
от Прокуратуры Чувашской Республики - А., служебное удостоверение ТО № 148134,

установил:

дачное некоммерческое партнерство "Лесные зори" (далее - ДНП "Лесные зори") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 05.04.2013 № 24-01 (далее - Правила землепользования) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: 21:21:102102:82, 21:21:102102:281, 21:21:102102:282, 21:21:102102:283, 21:21:102102:284, 21:21:102102:285, 21:21:102102:286, 21:21:102102:287, 21:21:102102:288, 21:21:102102:289, 21:21:102102:290, 21:21:102102:291, 21:21:102102:292, 21:21:102102:293, 21:21:102102:294, 21:21:102102:295, 21:21:102102:296, 21:21:102102:297, 21:21:102102:298, 21:21:102102:299, 21:21:102102:300, 21:21:102102:301, 21:21:102102:302, 21:21:102102:303, 21:21:102102:304 к территориальной зоне СХ1 "Зона сельскохозяйственных угодий".
Кроме того, дачное некоммерческое партнерство "Нагорное" (далее - ДНП "Нагорное") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация), Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Собрание Депутатов), комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения (далее - Комиссия), обществу с ограниченной ответственностью "Арконпроект" (далее - ООО "Арконпроект") о признании недействующим муниципального нормативного правового акта - Правил землепользования. Требования мотивированы нарушением порядка принятия данного нормативного правового акта, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Оспариваемые Правила, по мнению заявителя, приняты с нарушением порядка подготовки и утверждения, установленных статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержат ошибки, влекущие нарушение прав и законных интересов, как заявителя, так и иных жителей Вурман-Сюктерского поселения.
Определением суда от 15.08.2013 дело № А79-4405/2013 по заявлению ДНП "Лесные зори" объединено с делом № А79-5494/2013 по заявлению ДНП "Нагорное", объединенному делу присвоен № А79-4405/2013.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
На указанное решение дачным некоммерческим партнерством "Лесные зори", дачным некоммерческим партнерством "Нагорное" и Е. поданы кассационные жалобы.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2014 кассационная жалоба дачного некоммерческого партнерства "Лесные Зори" удовлетворена, решение Арбитражного суда Чувашской республики от 18.10.2013 по делу № А79-4405/2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики. Кассационные жалобы Е. и дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" оставлены без удовлетворения.
При новом рассмотрении дела дачное некоммерческое партнерство "Лесные Зори" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представив заявление об отказе от заявления, рассмотрении дела без участия своего представителя.
Представитель дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" свое заявление поддержал по приведенным в нем мотивам.
Представители ответчиков в судебном заседании против прекращения производства по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Лесные Зори" не возражали, против удовлетворения заявления дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" возразили, указывая на оставление без удовлетворения кассационной жалобы данного заявителя на принятое по результатам предыдущего рассмотрения дела решение Арбитражного суда Чувашской Республики об отказе в удовлетворении его требований.
Прокурор в судебном заседании против прекращения производства по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Лесные Зори" не возражал, в удовлетворении заявления дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" просил отказать.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле,
Выслушав объяснения представителей сторон, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из определения, данного в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения.
Оспариваемые Правила землепользования отвечают признакам муниципального нормативного правового акта, поскольку содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 49 Кодекса установлено право заявителя при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, отказаться от заявленного требования.
Согласно части 5 статьи 49 Кодекса арбитражный суд принимает такой отказ в случае, если он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом (пункт 4 части 1 статьи 150 Кодекса).
В части 8 статьи 194 Кодекса предусмотрено, что отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что при применении положений пункта 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам необходимо учитывать, что при отказе лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования производство по делу может быть прекращено, за исключением случаев, если о рассмотрении дела по существу ходатайствует иное участвующее в деле лицо в связи с тем, что оспариваемым актом нарушаются его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что требования о рассмотрении по существу заявления дачного некоммерческого партнерства "Лесные Зори" иными лицами, участвующими в деле, не заявлено, обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 49 Кодекса, из материалов дела не усматривается, производство по заявлению указанного лица подлежит прекращению.
При этом прекращение производства по делу в этой части в связи с отказом заинтересованного лица от заявления не препятствует производству по делу по обращению другого лица с заявлением об оспаривании этого же нормативного правового акта, поскольку оспариваемый акт не был проверен по существу на соответствие нормативному правовому акту большей юридической силы.
Частью 4 статьи 194 Кодекса предусматривается, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки определен статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходя из содержания которой подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, по результатам которой направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия установленным требованиям в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Согласно части 1 статьи 28 Устава Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Собрание депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения является представительным органом муниципального образования, к компетенции которого относится принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, перечень которых определен статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 9 Устава.
По решению Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 23.05.2006 № 06-16 и статье 6 Устава официальным печатным изданием для опубликования муниципальных правовых актов определена газета "Ведомости Чебоксарского района", учрежденная на основании Решения Собрания депутатов Чебоксарского района от 02.03.2006 № 04-09 "Об учреждении печатного средства массовой информации-газеты "Ведомости Чебоксарского района".
Администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения заключен договор с ООО "Арконпроект" от 12.05.2011 № 293 и дополнительное соглашение от 01.10.2012 к договору на выполнение проектных работ по разработке Правил землепользования и застройки.
24.08.2012 принято постановление № 74 главы Вурман-Сюктерского сельского поселения "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", которое опубликовано в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 24.08.2012 № 24 (197).
Состав комиссии утвержден постановлением № 97 главы Вурман-Сюктерского сельского поселения от 28.09.2012.
13.12.2012 в газете "Ведомости Чебоксарского района" № 29-1 (202-1) опубликован проект оспариваемых Правил землепользования и застройки.
14.12.2012 главой Вурман-Сюктерского сельского поселения принято постановление № 21 "О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения "О Правилах землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", опубликованное в газете "Ведомости Чебоксарского района от 18.12.2012 № 30 (203) вместе с проектом Правил.
Согласно протоколам публичные слушания проведены с 14.02.2013 по 17.02.2013. Результаты публичных слушаний опубликованы в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 22.02.2013 № 2 (206).
13.03.2013 состоялось изучение проекта членами комиссии, о чем в материалы дела представлен протокол.
Главой администрации сельского поселения на основании распоряжения от 26.03.2013 № 4 направлен проект Правил на рассмотрение Собрания депутатов с приложением протоколов публичных слушаний и заключения по их итогам.
Правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утверждены Решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 05.04.2013 № 2401.
Таким образом, Правила приняты уполномоченным органом - Собранием Депутатов, опубликованы установленном порядке в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 05.04.2013 № 10 (214).
Представителем заявителя дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" в судебном заседании заявлено о фальсификации ряда доказательств, том числе договора от 12.05.2011 № 293 между ООО "Арконпроект" - разработчиком оспариваемых Правил и Администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения, технического задания от 12 мая 2011 г. к договору, протокола согласования цены от 12 мая 2011 г. к договору, постановления главы администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения от 28.09.2012 № 97, дополнительного соглашения от 01.10.2012. Заявление обосновано тем, что комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки не могла принимать и не принимала участия в подготовке оспариваемых Правил, постановление о ее создании издано после исполнения договора на разработку Правил, дополнительное соглашение к договору от 12.05.2011 № 293 также заключено после фактического исполнения данного договора, исполнение дополнительного соглашения документально не подтверждено. В связи с этим, по мнению заявителя, указанные в заявлении о фальсификации документы не могут быть доказательствами, подтверждающими законность принятия оспариваемых Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления; исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу; проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу. В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.
Согласно части 2 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательства арбитражный суд отражает в протоколе судебного заседания.
Применительно к статье 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о фальсификации доказательства имеет своей целью исключение соответствующего доказательства из числа доказательств по делу и фактическое понуждение стороны, представившей доказательство, основывать свои доводы и возражения относительно предмета и основания иска на иных доказательствах.
Уголовно-правовые последствия заявления о фальсификации сторонам ранее в ходе рассмотрения дела разъяснялись.
Представители ответчиков от исключения указанных заявителем доказательств отказались.
Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания, в удовлетворении заявления о фальсификации отказано, поскольку приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о подложности оспариваемых документов, а направлены на их оценку в качестве письменных доказательств соблюдения порядка принятия нормативного правового акта, что не влечет последствий, предусмотренных статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о соблюдении при принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки процедуры, установленной
Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Приведенные заявителем доводы не опровергают соблюдение установленного законом порядка при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2014 оставлена без удовлетворения кассационная жалоба дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" на ранее принятое Арбитражным судом Чувашской Республики по делу № А79-6643/2013 решение от 18.10.2013, которым отказано в удовлетворении заявления дачного некоммерческого партнерства "Нагорное".
Расходы по государственной пошлине, понесенные при подаче заявления дачного некоммерческого партнерства "Нагорное", в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя. Ввиду частичного прекращения производство по делу в части заявления дачного некоммерческого партнерства "Лесные зори" уплаченная при обращении в суд государственная пошлина подлежит возвращению данному лицу из федерального бюджета на основании пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Производство по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Лесные зори" прекратить.
В удовлетворении заявления дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" отказать.
Признать Правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения, утвержденные решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 05.04.2013 № 24-01, соответствующими Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Возвратить дачному некоммерческому партнерству "Лесные зори" из федерального бюджета <...> государственной пошлины, уплаченной на основании квитанции от 08.06.2013 № 11.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------