Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.03.2014 по делу N А79-9293/2013 <Исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворены, так как подтверждены материалами дела>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу № А79-9293/2013
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2014.
Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель", (ОГРН: 1022100967635, ИНН: 2127009135), г. Чебоксары, Кабельный проезд, д. 7
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340), г. Чебоксары, Московский проспект, д. 37
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
администрация города Чебоксары Чувашской Республики,
при участии:
от истца - С., по доверенности от 01.11.2013 № 88,
от ответчика - Н., по доверенности от 03.04.2013 № 18,
установил:
открытое акционерное общество "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" (далее - истец, акционерное общество) обратилось в суд с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ответчик, филиал) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50, общей площадью 7064 кв. м, расположенного по адресу Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 1, равной ее рыночной стоимости в размере 33740000 руб.
В обоснование требований указано, что истцом по собственной инициативе проведена рыночная оценка стоимости названного земельного участка, согласно которой его рыночная стоимость составила 33740000 руб. (отчет № О-0147/2014). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 06.11.2013 кадастровая стоимость этого участка составляет 51 033 373 руб. 52 коп. Истец ссылается на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав акционерного общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Представитель истца уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, указал, что является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Обратил внимание, что изменяя основание иска, истец, кроме того, изменил и его предмет, поскольку изначально заявлялось требование об изменении кадастровой стоимости по предыдущей государственной кадастровой оценке, а по уточненному исковому заявлению истец просит изменить кадастровую стоимость по новой государственной кадастровой оценке. Отметил, что одновременное изменение как основания, так и предмета иска недопустимо и противоречит нормам процессуального законодательства. Сослался на постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 396, вступающее в силу с 01.01.2014, которым утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики. Сослался на возможность истца обращения в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике, созданную для рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и уполномоченную устанавливать кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте поведения судебного заседания в суд своих представителей не направили, письменных пояснений по существу спора не представили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50, общей площадью 7064 кв. м, расположенного по адресу Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2012 сделана запись регистрации № 21-21-01/136/2012-382 (свидетельство 21 АД 660580).
На основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 396 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики", в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50 определена в сумме 51605063 руб. 04 коп.
Полагая, что действительная рыночная стоимость спорного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, акционерное общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы".
В качестве доказательства несоответствия кадастровой стоимости земельного участка в материалы дела представлен отчет № 0-0147/2014, которым его рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 определена в размере 33740000 руб. Представленный отчет прошел установленную законом экспертизу, по результатам которой Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" было выдано положительное экспертное заключение от 07.02.2014 № Э-040214-3/7.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату явилось основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Истец, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, является нарушение его права как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка над его рыночной стоимостью, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает установление кадастровой стоимости не только в результате государственной кадастровой оценки в соответствии с нормативно-правовыми актами, но и в результате определения рыночной стоимости земельного участка. В последнем случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости земельного участка (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заявленные акционерным обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органа, утвердившего такую кадастровую стоимость, ее достоверности, либо законности нормативного акта, которым такая стоимость утверждена.
Суд отмечает, что требования истца не ставятся в зависимость от принятых Кабинетом Министров Чувашской Республики постановлений от 23.01.2008 № 12, и от 27.09.2013 № 396. Таким образом, довод филиала о том, что истцом был изменен предмет исковых требований, не принимается.
Подлежит отклонению и довод ответчика о том, что филиал является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 913/11 от 28.06.2011, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета, и не является требованием об оспаривании действий данного органа, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, филиал является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку именно он наделен полномочиями на внесение исправлений в государственный кадастр недвижимости.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка является отчет об оценке его рыночной стоимости.
Из представленного истцом отчета оценщика № 0-0147/2014, составленного по состоянию на 01.01.2013 следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную на ту же дату.
Ответчиком не оспорен представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка; доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчета оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка, не представлено.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральный законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Действующим законодательством не установлен обязательный досудебный порядок разрешения подобного спора путем обращения в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике, поэтому довод ответчика о том, что истцу следовало обратиться в названную комиссию судом отклоняется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50, общей площадью 7064 кв. м, расположенного по адресу Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 1, равной 33740000 руб.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии в пользу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" <...> расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
Судья.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу № А79-9293/2013
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2014.
Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель", (ОГРН: 1022100967635, ИНН: 2127009135), г. Чебоксары, Кабельный проезд, д. 7
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340), г. Чебоксары, Московский проспект, д. 37
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
администрация города Чебоксары Чувашской Республики,
при участии:
от истца - С., по доверенности от 01.11.2013 № 88,
от ответчика - Н., по доверенности от 03.04.2013 № 18,
установил:
открытое акционерное общество "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" (далее - истец, акционерное общество) обратилось в суд с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ответчик, филиал) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50, общей площадью 7064 кв. м, расположенного по адресу Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 1, равной ее рыночной стоимости в размере 33740000 руб.
В обоснование требований указано, что истцом по собственной инициативе проведена рыночная оценка стоимости названного земельного участка, согласно которой его рыночная стоимость составила 33740000 руб. (отчет № О-0147/2014). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 06.11.2013 кадастровая стоимость этого участка составляет 51 033 373 руб. 52 коп. Истец ссылается на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав акционерного общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Представитель истца уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, указал, что является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Обратил внимание, что изменяя основание иска, истец, кроме того, изменил и его предмет, поскольку изначально заявлялось требование об изменении кадастровой стоимости по предыдущей государственной кадастровой оценке, а по уточненному исковому заявлению истец просит изменить кадастровую стоимость по новой государственной кадастровой оценке. Отметил, что одновременное изменение как основания, так и предмета иска недопустимо и противоречит нормам процессуального законодательства. Сослался на постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 396, вступающее в силу с 01.01.2014, которым утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики. Сослался на возможность истца обращения в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике, созданную для рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и уполномоченную устанавливать кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте поведения судебного заседания в суд своих представителей не направили, письменных пояснений по существу спора не представили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50, общей площадью 7064 кв. м, расположенного по адресу Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2012 сделана запись регистрации № 21-21-01/136/2012-382 (свидетельство 21 АД 660580).
На основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 396 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики", в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50 определена в сумме 51605063 руб. 04 коп.
Полагая, что действительная рыночная стоимость спорного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, акционерное общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы".
В качестве доказательства несоответствия кадастровой стоимости земельного участка в материалы дела представлен отчет № 0-0147/2014, которым его рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 определена в размере 33740000 руб. Представленный отчет прошел установленную законом экспертизу, по результатам которой Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" было выдано положительное экспертное заключение от 07.02.2014 № Э-040214-3/7.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату явилось основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Истец, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, является нарушение его права как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка над его рыночной стоимостью, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает установление кадастровой стоимости не только в результате государственной кадастровой оценки в соответствии с нормативно-правовыми актами, но и в результате определения рыночной стоимости земельного участка. В последнем случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости земельного участка (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заявленные акционерным обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органа, утвердившего такую кадастровую стоимость, ее достоверности, либо законности нормативного акта, которым такая стоимость утверждена.
Суд отмечает, что требования истца не ставятся в зависимость от принятых Кабинетом Министров Чувашской Республики постановлений от 23.01.2008 № 12, и от 27.09.2013 № 396. Таким образом, довод филиала о том, что истцом был изменен предмет исковых требований, не принимается.
Подлежит отклонению и довод ответчика о том, что филиал является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 913/11 от 28.06.2011, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета, и не является требованием об оспаривании действий данного органа, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, филиал является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку именно он наделен полномочиями на внесение исправлений в государственный кадастр недвижимости.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка является отчет об оценке его рыночной стоимости.
Из представленного истцом отчета оценщика № 0-0147/2014, составленного по состоянию на 01.01.2013 следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную на ту же дату.
Ответчиком не оспорен представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка; доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчета оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка, не представлено.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральный законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Действующим законодательством не установлен обязательный досудебный порядок разрешения подобного спора путем обращения в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике, поэтому довод ответчика о том, что истцу следовало обратиться в названную комиссию судом отклоняется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:50, общей площадью 7064 кв. м, расположенного по адресу Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 1, равной 33740000 руб.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии в пользу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" <...> расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
Судья.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------