Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.03.2014 по делу N А79-170/2014 <Исковые требования о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворены, поскольку доказательства оплаты задолженности не представлены>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу № А79-170/2014

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2014 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары к обществу с ограниченной ответственностью "Отрадное", д. Юраково Чебоксарского района Чувашской Республики о взыскании 433 453 руб. 34 коп.,
при участии: представителя истца - К., по доверенности от 09.01.2014,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Отрадное" о взыскании 433 453 руб. 34 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2012 года, 1, 2 кварталы 2013 года.
Заявитель указал, что у общества имеется задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2012 года, 1, 2 кварталы 2013 года в общем размере 433 453 руб. 34 коп.
Управлением в адрес общества было направлено требование об уплате задолженности от 01.10.2013 № 05/17-4369 со сроком исполнения до 11.10.2013. До настоящего времени указанная сумма задолженности обществом не погашена, в связи с чем заявитель просит взыскать ее в судебном порядке.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению.
ООО "Отрадное" явку своего полномочного представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило. Заявленное требование не оспорило, отзыв на иск не представило. Корреспонденция, направленная судом по последнему известному местонахождению ответчика, возвращена органом связи с отметкой об истечении срока ее хранения.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Обществом в Управление были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2012 года, 1 и 2 кварталы 2013 года, согласно которым размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года составил 4 975 руб. 64 коп., за 4 квартал 2012 года - 4 975 руб. 64 коп., за 1 квартал 2013 года - 5 345 руб. 29 коп., за 2 квартал 2013 года - 5 341 руб. 29 коп.
В ходе проверки правильности исчисления платы Управлением доначислена плата по разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты" (по производственной территории (при неорганизованном сбросе)) за 3 квартал 2012 года - 38 023 руб. 84 коп., за 4 квартал 2012 года - 256 896 руб. 36 коп., за 1 квартал 2013 года - 123 376 руб. 04 коп., за 2 квартал 2013 года - 19 132 руб. 47 коп.
С учетом частичной оплаты в сумме 24 613 руб. 23 коп. общая сумма задолженности общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в частности, за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности за указанный выше период составляет 433 453 руб. 34 коп.
Требованием от 01.10.2013 № 05/17-4369 Управление предложило обществу погасить задолженность до 11.10.2013. Однако общество оплату в установленный срок не произвело.
Данное обстоятельство послужило основанием обращения в суд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона № 7-ФЗ также определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2 статьи 16 Закона).
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 данного Порядка.
Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей установлен в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологией Российской Федерации 29.12.1998.
Согласно пункту 1.1 Методическим указаниям под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Пунктом 1.2 Методических указаний установлено, что они содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования.
Приведенное в Методических указаниях определение "неорганизованного поверхностного стока" не противоречит статье 16 Закона № 7-ФЗ, в которой устанавливается платность негативного воздействия в виде сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
Следует учитывать, что Методические указания не изменяют положений законодательства, которыми устанавливается плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а понятие неорганизованного стока не противоречит постановлению Правительства РФ от 12.06.2006 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". С учетом изложенного, довод представителей ответчика о том, что Методические указания в рассматриваемом случае не подлежат применению, судом отклоняется.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что общество является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды. В целях осуществления своей деятельности общество эксплуатирует земельный участок, площадью 32168 кв. мВ спорный период общество осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами. Данное обстоятельство подтверждается наличием в расчетах платы раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" и раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами", а также данными, указанными в перечне показателей, необходимых для составления расчетов платы.
Таким образом, в спорный период общество использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения.
Необходимое разрешение на сброс загрязняющих веществ у общества отсутствует. Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора (промышленных площадок) с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы по данному виду негативного воздействия, суд пришел к выводу об обоснованности данного расчета.
Доказательств оплаты задолженности по плате за негативное воздействие в размере 433 453 руб. 34 коп. обществом также не представлено.
Таким образом, требование Управления о взыскании с общества задолженности по плате за негативное воздействие за 3,4 кварталы 2012 года, 1, 2 кварталы 2013 года в размере 433 453 руб. 34 коп. является законным и обоснованным.
В связи с изложенным заявление Управления подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина относится на общество в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Отрадное" (ОГРН 1062135019748, ИНН 211601001) в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары (ОГРН 1042128015841, ИНН 2128055984) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2012 года, за 1, 2 кварталы 2013 года в сумме 433 453 руб. 34 коп. (четыреста тридцать три тысячи четыреста пятьдесят три рубля тридцать четыре копейки).
Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по следующим реквизитам:
наименование получателя - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике), банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, счет - 40101810900000010005, ИНН - 2128055984, КПП - 213001001, БИК - 049706001, ОКАТО - 97 401 000 000, код бюджетной классификации - 04811201000010000120.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Отрадное" (ОГРН 1062135019748, ИНН 211601001) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение одного месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------