Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.04.2014 по делу N А79-10071/2013 <В удовлетворении исковых требований о взыскании долга за коммунальные услуги, проценты за пользование чужими денежными средствами отказано, поскольку не подтверждены материалами дела>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу № А79-10071/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые Лапсары", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые Лапсары"
о взыскании 564 032 руб. 77 коп.
при участии
от истца: А. - по дов. от 02.09.2013 № 199.
от ответчика: П. - по дов. от 09.01.2014 № 1

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые Лапсары" о взыскании 552 658 руб. 55 коп.
В заседании суда представитель истца отказался от требований в части взыскания долга в сумме 549 510 руб. 31 коп. за октябрь 2013 года в связи с оплатой, просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 12.01.2013 по 12.03.2014 в сумме 14 522 руб. 46 коп.
Представитель ответчика требования не признал, просил истцу отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, на основании положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимает отказ истца от иска, поскольку это нарушает права ответчика, и считает требования истца подлежащими отказу исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Новые Лапсары" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: город Чебоксары, улица Совхозная, дома 14, 21, 23,18, 12, 12а, 18а, 1 корпус 1, 8, 1а корпус, 8 а.
ООО "Коммунальные технологии" поставляет ответчику коммунальные ресурсы (тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение), которые используются последним для оказания коммунальных услуг жильцам многоквартирных жилых домов.
Правоотношения сторон урегулированы договором снабжения тепловой энергией от 01.03.2013 № 6755, заключенным с 01.03.2013 с условием ежегодной последующей пролонгации. По условиям договора, теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент - принимать и своевременно оплачивать тепловую энергию и теплоноситель.
Согласно пункту 8.2 договора оплата за фактически потребленные тепловую энергию и теплоноситель осуществляется абонентом самостоятельно путем перечисления платежными поручениями денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации до 11 -го числа месяца, следующего за расчетным.
Дома оборудованы общедомовыми приборами учета.
ООО "Коммунальные технологии" поставляло в октябре 2013 года ответчику коммунальные ресурсы, в том числе тепловую энергию на отопление.
Расчет объема поставленной тепловой энергии произведен истцом на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии отдельно для целей отопления и горячего водоснабжения. Истцом выставлена ответчику на оплату счет-фактура № 29266 от 31.10.2013.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате потребленной тепловой энергии в полном объеме явилось поводом для обращения истца в арбитражный суд.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор снабжения тепловой энергией является публичным договором. Договор заключается в обязательном порядке, поэтому на него распространяются правила, предусмотренные в статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стороне, направившей протокол разногласий, предоставлено право передать неурегулированные разногласия на рассмотрение суда. В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) и вступили в силу с 01.09.2012.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).
Согласно пункту 37 и абзацу 3 пункту 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, находящимся в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, определяется исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии как произведение объема потребленной за расчетный период (месяц) тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, величины, полученной в результате деления общей площади жилого (нежилого) помещения на общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, и тарифа на тепловую энергию.
В силу пункта 13 Правил № 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы был транслирован в Правила № 124, регулирующие отношения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией (подпункт "а" пункта 21). Данные Правила приняты позднее Правил № 354, но вступили в законную силу с 01.03.2012.
Таким образом, законодатель подтвердил преемственность принципа, что объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса должен быть равен объему обязательств граждан перед исполнителем коммунальных услуг, который фактически транслирует полученные от граждан платежи за предоставленные коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации в качестве оплаты за отпущенный коммунальный ресурс. Иными словами методика расчета обязательств граждан по оплате коммунальных услуг должна соответствовать методике расчета платы исполнителя коммунальных услуг за коммунальный ресурс, поставленный ресурсоснабжающей организацией.
В то же время в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление № 857), которое было принято после вступление в силу Постановления № 124, органам государственной власти субъектов Российской Федерации было разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06 2012.
В Чувашской Республике названное полномочие было реализовано путем принятия Кабинетом Министров Чувашской Республики постановления от 04.09.2012 № 370, в котором указано, что до 01.01.2015 при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок, установленный Правилами № 307.
Следовательно, Правила № 124 не регулируют порядок расчета за тепловую энергию в 2012 - 2014 годах (соответствующей части периода 2012 года) с учетом особенностей, установленных Постановлением № 857, поэтому условия договоров, заключаемых между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг по предоставлению коммунального ресурса, используемого для предоставления коммунальной услуги по отоплению, с момента вступления в силу Правил № 354, которое применяется к спорным правоотношением, за исключением положений, регулирующих вопросы порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, должны определяться с учетом Правил № 307.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. То есть потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению ежемесячно в течение двенадцати месяцев в году равными долями независимо от наличия приборов учета. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета путем производства исполнителем коммунальных услуг в конце года корректировки, что не противоречит пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", так как в итоге расчеты производятся исходя из показаний общедомового прибора учета.
Управляющая организация не является хозяйствующим субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данная организация осуществляет деятельность по предоставлению услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из платежей, причитающихся с потребителей. Обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем в случае заключения ресурсоснабжающей организацией прямых договоров с жильцами. При таком положении порядок расчета и размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть аналогичен порядку расчета и размеру платы за коммунальную услугу, применяемым исполнителем коммунальных услуг во взаимоотношениях с жильцами управляемых домов в силу императивных требований соответствующих правил (в рассматриваемом случае Правил № 307).
Согласно п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стороны, по требованию суда не представили расчет услуг на основании Правил № 307, также не представлены документы на основании которых можно было бы определить стоимость услуг в соответствии с Правилами № 307.
На основании изложенного, суд не принимает отказ истца от иска, и считает требования подлежащими отказу, поскольку истцом не доказана стоимость услуг за октябрь 2013 в заявленном размере.
В соответствие со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца. руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" <...> государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------