Решение Верховного суда Чувашской Республики от 28.08.2014 N 3-10/2014 <О признании недействующими абзацев четвертого, пятого, седьмого, девятого, одиннадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого, семнадцатого, девятнадцатого, двадцать первого в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и абзацев двадцать второго, двадцать третьего раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2013 N 539>
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. № 3-10/2014
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего,
при секретаре
с участием прокурора, представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению прокурора о признании недействующими отдельных положений раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года № 539 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151),
установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзацев 4, 5, 7, 9, 11, 14, 15, 17, 19, 21, 23 раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года № 539 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151).
По мнению прокурора, оспариваемые нормативные закрепления, принятые органом государственной власти республики, противоречат федеральному законодательству, поскольку установленные в них нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения занижены по сравнению с соответствующими нормативами Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932, в частности, противоречат положениям раздела VI федеральной Программы о нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативах финансового обеспечения.
В поданном в суд 8 августа 2014 года заявлении прокурор изменил предмет заявления и просил признать недействующими следующие нормативные закрепления раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, абзацы двадцать второй, двадцать третий.
В судебном заседании прокурор поддержала заявление в окончательном его варианте по изложенным в нем основаниям, пояснив также, что оспариваемые нормативные положения следует признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики возражали против удовлетворения заявления прокурора, пояснив, что предусмотренные федеральной Программой нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования являются средними, потому при формировании в субъекте Российской Федерации территориальной программы государственных гарантий и установлении территориальных нормативов объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования с учетом конкретных факторов, т.е. с учетом специфики региона указанные нормативы могут быть занижены по сравнению с соответствующими нормативами, установленными федеральной Программой. Постановление, отдельные положения которого оспариваются прокурором, принято в пределах полномочий органа исполнительной власти республики и с учетом показателей доходной части бюджетов.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора и представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, Верховный Суд Чувашской Республики полагает подлежащим удовлетворению заявление заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими оспариваемых нормативных установлений по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, и последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статья 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан относит в том числе разработку, утверждение и реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, и согласно статье 81 этого Закона утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, должны соответствовать Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со статьями 35 и 36 Федерального закона № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования, и территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Из буквального содержания приведенных выше нормативных положений следует, что утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать федеральной Программе, а дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи - определяться с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением № 932 от 18 октября 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - федеральная Программа), которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных федеральной Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
С учетом этой федеральной Программы, положений статьи 6 Федерального закона № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" о переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиях Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Кабинет Министров Чувашской Республики в пределах предоставленной компетенции постановлением от 25 декабря 2013 года № 539 утвердил Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (действует в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151, далее - территориальная Программа). Постановления опубликованы на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет, а также в изданиях "Вести Чувашии", "Собрание законодательства Чувашской Республики".
Сопоставление оспариваемых прокурором норм раздела VI территориальной Программы с соответствующими нормами федеральной Программы свидетельствует о том, что предусмотренные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов значения ниже, чем в федеральной Программе.
Так, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной Программой, составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 238 рублей на 2014 год, 239 рублей на 2015 год, 218,3 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 360 рублей на 2014 год, 448,9 рублей на 2015 год, 468,2 рубля на 2016 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 685 рублей на 2014 год, 669,1 рубля на 2015 год, 611,9 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 1044 рубля на 2014 год, 1256,9 рубля на 2015 год, 1310,9 рубля на 2016 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 349,4 рубля на 2014 год, 391 рубль на 2015 год, 357,5 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 559,4 рубля на 2014 год, 734,5 рубля на 2016 год, 766,8 рубля на 2016 год;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 40114,3 рубля на 2014 год, 42402,3 рубля на 2015 год, 38740,6 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 61732,8 рубля на 2014 год, 79668,6 рубля на 2015 год, 83094 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 348,2 рубля на 2014 год, 326,9 рубля на 2015 год, 334,3 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 1654,3 рубля на 2014 год, 2137 рублей на 2015 год, 2228,9 рубля на 2016 год.
Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2014 году - 9719,5 рубля, в 2015 году - 10184,1 рубля, в 2016 году - 10610,1 рубля, (в том числе за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС в 2014 году - 8198,1 рубля, в 2015 году - 8618,5 рубля, в 2016 году - 9144,4 рубля), тогда как по федеральной Программе средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета) составляют: в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в 2016 году - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля.
Таким образом, имеет место противоречие приведенных нормативных закреплений нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что в силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием признать нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части.
Несостоятельны доводы представителей заинтересованного лица о том, что при утверждении территориальной программы субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, транспортной доступности, иных особенностей региона.
Предусмотренные федеральной Программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации, т.е. неправомерно установление нормативов финансовых затрат по оказанию бесплатной медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования в меньшем размере по сравнению с федеральной Программой. В связи с этим также не могут быть приняты во внимание доводы о том, что эффективность реализации в Чувашской Республике в 2013 году программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи признана на федеральном уровне.
Кабинет Министров Чувашской Республики не представил доказательств законности оспариваемых нормативных установлений и соответствия их требованиям федерального законодательства, как это предписано положениями части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые нормативные положения применялись на территории Чувашской Республики и на основании этого акта были реализованы права граждан по получению бесплатной медицинской помощи, суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных положений недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
Руководствуясь изложенным и статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
1. Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие нормативные закрепления раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года № 539 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151):
абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
абзацы двадцать второй, двадцать третий.
2. С решением суда в окончательной форме участвующие в деле лица могут ознакомиться в помещении Верховного Суда Чувашской Республики.
3. На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение принято судом в окончательной форме 3 сентября 2014 года
Судья
------------------------------------------------------------------
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. № 3-10/2014
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего,
при секретаре
с участием прокурора, представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению прокурора о признании недействующими отдельных положений раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года № 539 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151),
установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзацев 4, 5, 7, 9, 11, 14, 15, 17, 19, 21, 23 раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года № 539 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151).
По мнению прокурора, оспариваемые нормативные закрепления, принятые органом государственной власти республики, противоречат федеральному законодательству, поскольку установленные в них нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения занижены по сравнению с соответствующими нормативами Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932, в частности, противоречат положениям раздела VI федеральной Программы о нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативах финансового обеспечения.
В поданном в суд 8 августа 2014 года заявлении прокурор изменил предмет заявления и просил признать недействующими следующие нормативные закрепления раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, абзацы двадцать второй, двадцать третий.
В судебном заседании прокурор поддержала заявление в окончательном его варианте по изложенным в нем основаниям, пояснив также, что оспариваемые нормативные положения следует признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики возражали против удовлетворения заявления прокурора, пояснив, что предусмотренные федеральной Программой нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования являются средними, потому при формировании в субъекте Российской Федерации территориальной программы государственных гарантий и установлении территориальных нормативов объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования с учетом конкретных факторов, т.е. с учетом специфики региона указанные нормативы могут быть занижены по сравнению с соответствующими нормативами, установленными федеральной Программой. Постановление, отдельные положения которого оспариваются прокурором, принято в пределах полномочий органа исполнительной власти республики и с учетом показателей доходной части бюджетов.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора и представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, Верховный Суд Чувашской Республики полагает подлежащим удовлетворению заявление заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими оспариваемых нормативных установлений по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, и последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статья 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан относит в том числе разработку, утверждение и реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, и согласно статье 81 этого Закона утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, должны соответствовать Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со статьями 35 и 36 Федерального закона № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования, и территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Из буквального содержания приведенных выше нормативных положений следует, что утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать федеральной Программе, а дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи - определяться с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением № 932 от 18 октября 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - федеральная Программа), которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных федеральной Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
С учетом этой федеральной Программы, положений статьи 6 Федерального закона № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" о переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиях Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Кабинет Министров Чувашской Республики в пределах предоставленной компетенции постановлением от 25 декабря 2013 года № 539 утвердил Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (действует в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151, далее - территориальная Программа). Постановления опубликованы на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет, а также в изданиях "Вести Чувашии", "Собрание законодательства Чувашской Республики".
Сопоставление оспариваемых прокурором норм раздела VI территориальной Программы с соответствующими нормами федеральной Программы свидетельствует о том, что предусмотренные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов значения ниже, чем в федеральной Программе.
Так, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной Программой, составляют:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 238 рублей на 2014 год, 239 рублей на 2015 год, 218,3 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 360 рублей на 2014 год, 448,9 рублей на 2015 год, 468,2 рубля на 2016 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 685 рублей на 2014 год, 669,1 рубля на 2015 год, 611,9 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 1044 рубля на 2014 год, 1256,9 рубля на 2015 год, 1310,9 рубля на 2016 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 349,4 рубля на 2014 год, 391 рубль на 2015 год, 357,5 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 559,4 рубля на 2014 год, 734,5 рубля на 2016 год, 766,8 рубля на 2016 год;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 40114,3 рубля на 2014 год, 42402,3 рубля на 2015 год, 38740,6 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 61732,8 рубля на 2014 год, 79668,6 рубля на 2015 год, 83094 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 348,2 рубля на 2014 год, 326,9 рубля на 2015 год, 334,3 рубля на 2016 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средние нормативы финансовых затрат по такому виду медицинской помощи составляют 1654,3 рубля на 2014 год, 2137 рублей на 2015 год, 2228,9 рубля на 2016 год.
Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2014 году - 9719,5 рубля, в 2015 году - 10184,1 рубля, в 2016 году - 10610,1 рубля, (в том числе за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС в 2014 году - 8198,1 рубля, в 2015 году - 8618,5 рубля, в 2016 году - 9144,4 рубля), тогда как по федеральной Программе средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета) составляют: в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в 2016 году - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля.
Таким образом, имеет место противоречие приведенных нормативных закреплений нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что в силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием признать нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части.
Несостоятельны доводы представителей заинтересованного лица о том, что при утверждении территориальной программы субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, транспортной доступности, иных особенностей региона.
Предусмотренные федеральной Программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации, т.е. неправомерно установление нормативов финансовых затрат по оказанию бесплатной медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования в меньшем размере по сравнению с федеральной Программой. В связи с этим также не могут быть приняты во внимание доводы о том, что эффективность реализации в Чувашской Республике в 2013 году программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи признана на федеральном уровне.
Кабинет Министров Чувашской Республики не представил доказательств законности оспариваемых нормативных установлений и соответствия их требованиям федерального законодательства, как это предписано положениями части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые нормативные положения применялись на территории Чувашской Республики и на основании этого акта были реализованы права граждан по получению бесплатной медицинской помощи, суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных положений недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
Руководствуясь изложенным и статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
1. Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие нормативные закрепления раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года № 539 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 мая 2014 года № 151):
абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
абзацы двадцать второй, двадцать третий.
2. С решением суда в окончательной форме участвующие в деле лица могут ознакомиться в помещении Верховного Суда Чувашской Республики.
3. На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение принято судом в окончательной форме 3 сентября 2014 года
Судья
------------------------------------------------------------------