Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.08.2014 по делу N А79-4473/2014 <О признании недействующим Приложения к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных , не соответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу № А79-4473/2014

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2014 года.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи
судей,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Н., д. Шептаки Моргушского района Чувашской Республики,
к Кабинету Министров Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о признании недействующим Приложения к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике" "Типовые критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных, междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа", в части установления разного количества баллов при наличии лицензии на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств и при наличии договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств,
третьи лица:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, г. Чебоксары,
прокуратура Чувашской Республики, г. Чебоксары,
при участии:
индивидуального предпринимателя Н., его представителя С.Ю. по доверенности от 02.07.2014 № 02,
от Кабинета Министров Чувашской Республики - С.Н. по доверенности от 25.06.2014 № 16,
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - С. по доверенности от 14.04.2014 № 9,
от прокуратуры Чувашской Республики - И.,

установил:

индивидуальный предприниматель Н. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующими отдельных положений типовых критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных, междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, являющихся приложением к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике", в части начисления разного количества баллов при наличии у претендента лицензии на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств и при наличии договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств (15 и 10 баллов соответственно).
По мнению заявителя, начисление разного количества баллов при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности и при наличии договора с медицинской организацией или предпринимателем-медиком, противоречит действующему законодательству в сфере защиты конкуренции, так как заявитель поставлен в неравное положение по сравнению с иными участниками конкурса, являющимися юридическими лицами, имеющими данную лицензию. Действующее в настоящее время законодательство не позволяет индивидуальному предпринимателю, не имеющему медицинского образования, получить лицензию, необходимую для проведения медицинских осмотров водителей, даже при наличии собственного медицинского кабинета. При этом юридическое лицо имеет возможность получить такую лицензию при наличии в штате медиков.
В судебном заседании предприниматель и его представитель заявление поддержали. Пояснили, что до принятия ныне действующего Положения о лицензировании медицинской деятельности у предпринимателя была лицензия на осуществление медицинской деятельности, но Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в 2013 году лицензию аннулировало. При попытке получить новую лицензию в 2014 году предпринимателю отказано в ее выдаче. Таким образом, предприниматели, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа, и не имеющие медицинского образования и соответствующего стажа работы по медицинской специальности, ставятся в заведомо проигрышное положение по сравнению с юридическими лицами, которые имеют возможность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Отметили, что оспариваемое положение являлось предметом рассмотрения антимонопольного органа, который признал его нарушающим законодательство о конкуренции.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву. Пояснил, что оспариваемое положение проходило антикоррупционную проверку и экспертизу Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, и замечаний у проверяющих не было. Оспариваемое положение не нарушает права заявителя, поскольку все перевозчики обязаны обеспечить проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики указал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики представителей в судебное заседание не направили, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства. На основании части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителей названных лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Заявитель считает оспариваемые положения не соответствующими законодательству о защите конкуренции.
Согласно части 3 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.
Поскольку предмет заявления связан с осуществлением Н. предпринимательской деятельности, спор подведомственен арбитражному суду.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике" утверждены Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике (далее - Правила), а также Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Положение о проведении конкурса).
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 опубликовано 28.12.2012 на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, в издании "Вести Чувашии" от 12.01.2013 № 1, в издании "Собрание законодательства Чувашской Республики" от 29.03.2013 № 12, часть 2.
Указанный нормативный правовой акт применяется уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики при организации регулярных пассажирских перевозок и проведении открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок.
У Положения о проведении конкурса имеется приложение - Типовые критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных, междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Типовые критерии).
В разделе 3 Типовых критериев "Соблюдение требований к обеспечению безопасности дорожного движения" содержится такой критерий, как наличие лицензии на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств и наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств. При наличии у участника конкурса лицензии ему начисляется 15 баллов, а при наличии договора с медицинской организацией или медицинским работником - 10 баллов.
Названные Типовые критерии применяются организатором конкурса при сравнении заявок конкурсантов и начислении баллов.
В частности, на официальном сайте Минтранса Чувашии, в разделе "Открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок", в числе материалов по конкурсу от 04.07.2014 № 14 (адрес в сети Интернет http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=786=1809073) размещена информационная карта конкурса (приложение № 1 к конкурсной документации), в которой под пунктом 11.4.3 Критериев оценки конкурсных заявок имеется и указанный выше критерий.
Заявитель не согласен с таким критерием оценки и сопоставления заявок, указывая на невозможность получения им лицензии на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации с целью обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 4 Закона конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к созданию дискриминационных условий.
В рассматриваемом случае оспариваемый критерий оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе ставит в неравное положение индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозочной деятельностью, по сравнению с юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Требование к индивидуальному предпринимателю - наличие высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности.
В пункте "г" пункта 4 Положения о лицензировании говорится о необходимости наличия у лиц, указанных в подпункте "в" пункта 4, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования.
Следовательно, индивидуальный предприниматель, желающий получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, к которой относится и проведение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств, должен иметь специальное медицинское образование.
Юридическому лицу, в том числе осуществляющему пассажирские перевозки, для получения лицензии достаточно иметь в штате в качестве руководителя соответствующего структурного подразделения (медицинского отдела, сектора и т.д.) лицо, имеющее медицинское образование с достаточным стажем работы по специальности.
Таким образом, юридические лица, по профилю своей деятельности не являющиеся медицинскими, имеют возможность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, а индивидуальные предприниматели без медицинского образования - нет. При этом и юридические лица и индивидуальные предприниматели являются хозяйствующими субъектами, имеющими одинаковое право на занятие перевозочной деятельностью.
Подавая заявку на участие в конкурсе, индивидуальные предприниматели - перевозчики, которые в абсолютном большинстве не имеют медицинского образования и стажа работы по медицинской специальности, ставятся в заведомо неравное положение с юридическими лицами на стадии оценки их заявок по оспариваемому критерию, не смотря на то, что у предпринимателей могут иметься специально оборудованные медицинские кабинеты для проведения медицинских осмотров водителей, но не будет собственной лицензии.
Материалами дела подтверждено, что предприниматель Н. предпринял попытку получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, однако письмом от 28.07.2014 Министерство здравоохранения и социального развития Чувашии отказало заявителю в выдаче лицензии именно со ссылкой на отсутствие у него медицинского образования. Ранее имевшаяся у заявителя лицензия аннулирована Министерством здравоохранения и социального развития в 2013 году.
Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что оспариваемые положения не соответствуют вышеуказанным требованиям Закона о защите конкуренции.
Этот вывод подтвержден решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 20.09.2012 по делу № 72-АМЗ/06-2012, которым Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признано нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе в связи с применением оспариваемого критерия при организации конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок. Решение антимонопольного органа в этой части Министерство не оспаривало.
В связи с изложенным заявление предпринимателя подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Кабинет Министров Чувашской Республики в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявление индивидуального предпринимателя Н. удовлетворить.
Признать недействующим Приложение к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике" "Типовые критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных, междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа", в части начисления разного количества баллов при наличии у претендента лицензии на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств и при наличии договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств (15 и 10 баллов соответственно), не соответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Взыскать с Кабинета Министров Чувашской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Н. <...> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------