Постановление администрации Порецкого района ЧР от 29.07.2014 N 344 "Об утверждении Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ПОРЕЦКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. № 344

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В целях стимулирования инвестиционной активности и привлечения инвестиций, обеспечения благоприятного инвестиционного климата на территории Порецкого района Чувашской Республики, во исполнение п. 1.3. Протокола заседания рабочей группы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях от 8 апреля 2014 года № 1, руководствуясь постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.06.2007 № 160 администрация Порецкого района Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов.
2. Контроль за исполнение настоящего постановления возложить на отдел экономики, земельных и имущественных отношений администрации Порецкого района.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

Глава администрации
Порецкого района
Е.В.ЛЕБЕДЕВ





Приложение № 1
к постановлению
администрации
Порецкого района
от 29.07.2014 № 344

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает корректные методы расчета эффективности инвестиционных проектов, которые должны применяться при разработке инвестиционных проектов, претендующих на получение муниципальной поддержки за счет средств бюджета Порецкого района.
В этих целях Положение предусматривает:
унификацию перечня показателей эффективности инвестиционных проектов и подходов к их определению;
рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике.
1.2. Положение предназначено для предприятий и организаций всех форм собственности, представляющих инвестиционные проекты (бизнес-планы) на конкурс для получения муниципальной поддержки.
1.3. Положение используется:
для оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов;
для принятия решений о муниципальной поддержке инвестиционных проектов за счет средств бюджета Порецкого района;
для сравнения альтернативных инвестиционных проектов;
для подготовки заключений при проведении экспертизы инвестиционных проектов;
для проведения экономического мониторинга хода реализации инвестиционных проектов.

2. Требования к составлению бизнес-плана

Инвестиционный проект, претендующий на получение муниципальной поддержки, обязательно сопровождается бизнес-планом.
Структура бизнес-плана претендента должна содержать следующие разделы:
- титульный лист;
- вводная часть или резюме проекта;
- анализ положения дел в отрасли;
- инвестиционный план;
- производственный план;
- план маркетинга;
- организационный план;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- охрана окружающей среды (при необходимости);
- выводы.
Оценка общественной значимости и общественной полезности инвестиционного проекта приводится в разделе "Вводная часть или резюме проекта".
Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта и бюджетной эффективности инвестиционного проекта должны быть отражены в разделе "Финансовый план".

3. Основные принципы и методы оценки эффективности
и финансовой результативности инвестиционных проектов

3.1. Определение и виды эффективности инвестиционных проектов.
Эффективность инвестиционного проекта оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для его участников и общества в целом и определения источников финансирования. Она включает в себя:
общественную значимость инвестиционного проекта;
общественную полезность инвестиционного проекта;
экономическую эффективность инвестиционного проекта;
бюджетную эффективность инвестиционного проекта.
Общественная значимость инвестиционного проекта - социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.
Общественная полезность инвестиционного проекта - степень желания населения получать выгоды от реализации проекта, которая выражается в создании новых или повышении эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также экономическом развитии города или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности существующих услуг понимается снижение себестоимости услуг, повышение качества услуг, обеспечение бесперебойности предоставляемых услуг, расширение круга населения, имеющего доступ к этим услугам.
Экономическая эффективность инвестиционного проекта - результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.
Бюджетная эффективность инвестиционного проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджета Порецкого района. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта.
3.2. Основные принципы оценки эффективности.
В основу оценки эффективности инвестиционных проектов положены следующие основные принципы:
моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;
учет финансового состояния предприятия, претендующего на оказание муниципальной поддержки в реализации инвестиционного проекта;
принцип положительности и максимума эффекта.
При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;
учет фактора времени, не равноценности разновременных затрат и результатов;
учет только предстоящих затрат и поступлений.
Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их возможным альтернативным использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;
учет всех наиболее существенных последствий реализации проекта, как экономических, так и социальных. В случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
учет влияния инфляции;
учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта.
3.3. Общая схема оценки эффективности
Перед проведением оценки эффективности экспертно определяются общественная значимость и общественная полезность инвестиционного проекта.
При неудовлетворительной общественной значимости и общественной полезности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на муниципальную поддержку. Если же их общественная значимость и общественная полезность оказываются достаточными, оценивается их экономическая эффективность.
При недостаточной экономической эффективности общественно значимого и общественно полезного инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить экономическую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня.
Далее определяется эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность).
3.4. Схема финансирования, финансовая реализуемость инвестиционного проекта.
Схема финансирования подбирается в прогнозных ценах. Цель ее подбора - обеспечение финансовой реализуемости инвестиционного проекта, то есть обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для его продолжения.
Достаточным (но не необходимым) условием финансовой реализуемости инвестиционного проекта является положительность на каждом шаге величины накопленного сальдо потока.
При разработке схемы финансирования определяется потребность в привлеченных средствах, указываются предлагаемые формы и объемы оказания муниципальной поддержки.

4. Оценка общественной значимости
и общественной полезности инвестиционного проекта

Оценка общественной значимости инвестиционного проекта осуществляется экспертным путем.
Общественная значимость инвестиционного проекта может определяться долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.
В зависимости от значимости (масштаба) проекты подразделяются на:
крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в Порецком районе или отдельных отраслях экономики,
локальные, реализация которых оказывает влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в Порецком районе или в отдельной отрасли экономики.
Общественная полезность инвестиционного проекта, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей инвестиционного проекта могут применяться показатели:
социальных последствий реализации проекта, в том числе создания новых рабочих мест, улучшения условий труда;
влияния на экономическое развитие Порецкого района (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков и др.);
создания новых услуг, снижения себестоимости оказываемых услуг, повышения качества услуг, обеспечения бесперебойности предоставляемых услуг, расширения круга населения, имеющего доступ к этим услугам.
Если количественная оценка общественной полезности инвестиционного проекта по отдельным показателям не представляется возможной, то следует провести качественную оценку.

5. Оценка экономической эффективности
инвестиционного проекта

Экономическая эффективность инвестиционного проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала вложения средств в инвестиционный проект.
Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (например, месяцы, кварталы, годы).
Инвестиционные проекты должны содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта.
Денежный поток инвестиционного проекта - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации проекта, определяемая для всего расчетного периода.
На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:
притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
оттоком, равным платежам на этом шаге;
сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности:
денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг);
денежного потока от инвестиционной деятельности;
денежного потока от финансовой деятельности.
Для денежного потока от операционной деятельности:
к притокам относятся выручка от реализации, а также прочие и вне реализационные доходы;
к оттокам - производственные издержки, налоги.
Для денежного потока от инвестиционной деятельности:
к притокам относятся продажа активов в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала;
к оттокам - капитальные вложения, затраты на пусконаладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные на депозит и в ценные бумаги. В случаях, когда проект предусматривает приобретение целых предприятий, месторождений, затраты на их приобретение также относятся к инвестиционным затратам.
К финансовой деятельности относятся операции со средствами, внешними по отношению к инвестиционному проекту, т.е. поступающими не за счет осуществления проекта. Они состоят из собственного (акционерного) капитала фирмы и привлеченных средств.
Для денежного потока от финансовой деятельности:
к притокам относятся вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе за счет бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков и выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг;
к оттокам - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенных предприятием ценных бумаг, а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.
Наряду с денежным потоком при оценке инвестиционного проекта используется также накопленный денежный поток - поток, характеристики которого: накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо (накопленный эффект) определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги.
В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, применяются:
рентабельность проекта;
чистый доход;
чистый дисконтированный доход;
внутренняя норма доходности;
срок окупаемости проекта;
потребность в дополнительном финансировании;
индексы доходности затрат и инвестиций;
группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, представившего проект.
Важнейшим показателем эффективности проекта является рентабельность проекта, которая рассчитывается как отношение прибыли, получаемой от реализации проекта, к затратам на его реализацию.
Расчет рентабельности проекта должен осуществляться с учетом рисков, связанных с реализацией проекта. При этом рентабельность проекта с учетом рисков определяется отношением рентабельности проекта к коэффициенту, характеризующему величину поправки на риск.
Муниципальная поддержка оказывается общественно значимым инвестиционным проектам, имеющим норму рентабельности проекта не менее 10 процентов, рассчитанную с учетом оценки рисков.
Чистым доходом называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период.
Кроме того, рассчитывается чистый дисконтированный доход - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, определяемый с учетом приведения разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их значению на определенный момент времени.
Чистый доход и чистый дисконтированный доход характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом не равноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.
Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый дисконтированный доход проекта был положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением чистого дисконтированного дохода.
Внутренней нормой доходности называется такое положительное число, что при норме дисконта, равной этому числу, чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях нормы дисконта чистый дисконтированный доход отрицателен, при всех меньших значениях нормы дисконта - положителен.
Внутренняя норма доходности характеризует максимальный процент по кредиту, который предприятие может платить за финансирование инвестиционного проекта, работая при этом без прибыли и убытков.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставлять с нормой дисконта. Инвестиционные проекты, у которых внутренняя норма доходности больше нормы дисконта, имеют положительный чистый дисконтированный доход и поэтому эффективны.
Срок окупаемости инвестиционного проекта представляет собой период времени с начала реализации проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.
Потребность в дополнительном финансировании - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина потребности в дополнительном финансировании показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Реальный объем потребного финансирования не обязан совпадать с потребностью в дополнительном финансировании и, как правило, превышает ее за счет необходимости обслуживания долга. Потребность в дополнительном финансировании рассчитывается с учетом дисконта.
Значение показателя потребности в дополнительном финансировании ненормируемое. Чем меньше абсолютная величина потребности в дополнительном финансировании, тем меньшее количество денежных средств должно привлекаться для осуществления проекта из источников финансирования, внешних по отношению к проекту.
Индексы доходности характеризуют относительную "отдачу проекта" на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для не дисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности могут использоваться:
индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам);
индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;
индекс доходности инвестиций - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности;
индекс доходности дисконтированных инвестиций - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.
Индексы доходности затрат и дисконтированных затрат должны быть больше единицы. Близость индекса доходности дисконтированных затрат к единице может свидетельствовать о невысокой устойчивости проекта к возможным колебаниям доходов и расходов. Индексы доходности инвестиций и дисконтированных инвестиций также должны быть больше единицы.
В представленном на конкурс инвестиционном проекте необходимо отразить устойчивое финансовое положение участника инвестиционного проекта, его способность выполнить принимаемые на себя в соответствии с проектом финансовые обязательства.
Оценка финансового положения предприятия основывается на данных его отчетных балансов за предыдущий и текущий годы, а также иной отчетной финансово-экономической документации. Для оценки финансового состояния предприятия используются следующие четыре группы обобщающих финансовых показателей:
1. Коэффициенты ликвидности (применяются для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства):
коэффициент покрытия краткосрочных обязательств (коэффициент текущей ликвидности) - отношение текущих активов к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициента, превышающие 1,6 - 2,0;
промежуточный коэффициент ликвидности - отношение текущих активов без стоимости товарно-материальных запасов к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициента, превышающие 1,0 - 1,2;
коэффициент абсолютной ликвидности - отношение высоко ликвидных активов (денежных средств, ценных бумаг и счетов к получению) к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициента, превышающие 0,8 - 1,0.
2. Показатели платежеспособности (применяются для оценки способности предприятия выполнять свои долгосрочные обязательства):
коэффициент финансовой устойчивости - отношение собственных средств предприятия и субсидий к заемным;
коэффициент платежеспособности - отношение заемных средств (общей суммы долгосрочной и краткосрочной задолженности) к собственным;
коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств - отношение долгосрочной задолженности к общему объему капитализированных средств (сумме собственных средств и долгосрочных займов);
коэффициент покрытия долгосрочных обязательств - отношение чистого прироста свободных средств (суммы чистой прибыли после уплаты налога, амортизации и чистого прироста собственных и заемных средств за вычетом осуществленных в отчетном периоде инвестиций) к величине платежей по долгосрочным обязательствам (погашению займов и процентов по ним).
3. Коэффициенты оборачиваемости (применяются для оценки эффективности операционной деятельности и политики в области цен, сбыта и закупок):
коэффициент оборачиваемости активов - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости активов;
коэффициент оборачиваемости собственного капитала - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости собственного капитала;
коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости запасов;
коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - отношение выручки от продаж в кредит к средней за период дебиторской задолженности. Вместо этого показателя может использоваться средний срок оборота дебиторской задолженности, рассчитываемый как отношение количества дней в отчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности;
средний срок оборота кредиторской задолженности - отношение краткосрочной кредиторской задолженности (счета к оплате) к расходам на закупку товаров и услуг, умноженное на количество дней в отчетном периоде.
4. Показатели рентабельности (применяются для оценки текущей прибыльности предприятия - участника инвестиционного проекта):
рентабельность продаж - отношение балансовой прибыли к сумме выручки от реализации продукции и от вне реализационных операций;
рентабельность активов - отношение балансовой прибыли к стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и стоимости текущих активов);
чистая рентабельность продаж - отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции и от вне реализационных операций;
чистая рентабельность активов - отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов:
чистая рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала.

6. Критерии и оценка бюджетной эффективности
инвестиционного проекта

Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений в государственные внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
платежи в погашение кредитов, выданных из бюджета Порецкого района;
платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;
дивиденды по принадлежащим администрации Порецкого района акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта.
К оттокам бюджетных средств относятся:
предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в муниципальной собственности Порецкого района части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления инвестиционного проекта;
предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно учитываются:
налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, а притоки уменьшаются;
муниципальные гарантии займов. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации инвестиционного проекта;
изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта;
выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.
Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств с учетом дисконтирования.
При наличии бюджетных оттоков возможно определение индекса доходности инвестиций бюджета как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине инвестиций за счет средств бюджета Порецкого района.
В случае предоставления муниципальных гарантий для анализа и отбора инвестиционных проектов наряду с чистым дисконтированным доходом бюджета может определяться также индекс доходности гарантий как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине гарантий.

7. Учет рисков при оценке эффективности
инвестиционного проекта

В расчетах эффективности необходимо учитывать риск, т.е. возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта.
Поправка на риск учитывается при расчетах рентабельности проекта, чистого дисконтированного дохода и других показателей эффективности.
В величине поправки на риск учитывается два типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта:
риск ненадежности участников проекта;
риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
Поправка на каждый вид риска не вводится, если инвестиции застрахованы на соответствующий страховой случай (страховая премия при этом является определенным индикатором соответствующего вида рисков). При этом затраты инвестора увеличиваются на размер страховых платежей.
Риск ненадежности участников проекта состоит в возможности непредвиденного прекращения реализации проекта, обусловленного:
не целевым расходованием средств, предназначенных для инвестирования в данный проект;
финансовой неустойчивостью предприятия, реализующего проект (недостаточное обеспечение оборота собственными оборотными средствами, отсутствие достаточных активов для имущественного обеспечения кредитов и т.п.);
недобросовестностью, неплатежеспособностью, юридической недееспособностью других участников проекта (например, строительных организаций, поставщиков сырья или потребителей продукции), их ликвидацией или банкротством. Этот риск наиболее значим для малых предприятий.
Размер поправки на риск ненадежности участников проекта определяется экспертно каждым конкретным участником проекта с учетом его функций, обязательств перед другими участниками и обязательств других участников перед ним. Обычно поправка на этот вид риска не превышает 5 процентов, однако ее величина существенно зависит от того, насколько детально проработан организационно-финансовый механизм реализации проекта, насколько учтены в нем опасения участников проекта. В частности, размер поправки:
уменьшается, если один из участников предоставляет другому имущественные гарантии выполнения своих обязательств;
увеличивается, если независимо от характера проекта данный участник не располагает проверенной информацией о платежеспособности и надежности других участников проекта, которые должны оплачивать производимые им работы (продукцию, услуги) или совместно участвовать в финансировании проекта.
Риск неполучения предусмотренных проектом доходов обусловлен прежде всего техническими, технологическими и организационными решениями проекта, а также случайными колебаниями объемов производства и цен на продукцию и ресурсы. Поправка на этот вид риска определяется с учетом технической реализуемости и обоснованности проекта, детальности проработки проектных решений, наличия необходимого научного и опытно-конструкторского задела и представительности маркетинговых исследований.
Если отсутствуют специальные соображения относительно рисков данного конкретного проекта или аналогичных проектов, размер поправок рекомендуется ориентировочно определять в соответствии со схемой, представленной в таблице 1.

Ориентировочная величина поправок
на риск неполучения предусмотренных проектом доходов

Таблица 1

Величина риска
Пример цели проекта
Величина поправки на риск (в %)
Низкий
Вложения в развитие производства на базе освоенной техники
3 - 5
Средний
Увеличение объема продаж существующей продукции
8 - 10
Высокий
Производство и продвижение на рынок нового продукта
13 - 15
Очень
Вложения в исследования и высокой инновации
18 - 20

Риск неполучения предусмотренных проектом доходов снижается:
при получении дополнительной информации о реализуемости и эффективности новой технологии, о запасах полезных ископаемых, других обстоятельствах;
при наличии подробных маркетинговых исследований, подтверждающих умеренно пессимистический характер принятых в проекте объемов спроса и цен и их сезонную динамику;
в случае, когда в проектной документации содержится проект организации производства на стадии его освоения.
Риск неполучения предусмотренных проектом доходов может определяться также по факторным расчетом путем суммирования влияния учитываемых факторов. В первую очередь к числу этих факторов можно отнести:
необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с заранее неизвестными результатами силами специализированных научно-исследовательских и/или проектных организаций и продолжительность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
новизну применяемой технологии (традиционная, новая, отличающаяся от традиционной различными особенностями и используемыми ресурсами);
степень неопределенности объемов спроса и уровня цен на производимую продукцию;
наличие нестабильности (цикличности) спроса на продукцию;
наличие неопределенности внешней среды при реализации проекта (горно-геологические, климатические и иные природные условия, агрессивность внешней среды);
наличие неопределенности процесса освоения применяемой техники или технологии.
Каждому фактору в зависимости от его оценки можно приписать величину поправки на риск по этому фактору. В тех случаях, когда эти факторы являются независимыми и дополняют друг друга, поправки на риск по отдельным факторам следует сложить для получения общей поправки, учитывающей риск неполучения доходов, запланированных проектом.

8. Мониторинг хода реализации инвестиционного
проекта и основания для досрочного прекращения
реализации инвестиционного проекта

Мониторинг хода реализации инвестиционного проекта, получившего муниципальную поддержку, осуществляется отделом экономики, земельных и имущественных отношений администрации Порецкого района по следующим показателям:
финансовый результат проекта;
сумма осуществленных бюджетных инвестиций;
сумма планируемых бюджетных инвестиций;
сумма привлеченных для финансирования проекта заемных средств;
срок привлечения средств;
социальный эффект осуществления проекта;
внутренняя норма рентабельности проекта;
чистый дисконтированный доход проекта;
ожидаемый срок окупаемости проекта;
другие показатели (рентабельность проекта, выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; валовая прибыль).
При неудовлетворительных показателях мониторинга отдел экономики, земельных и имущественных отношений администрации Порецкого района письменно уведомляет финансовый отдел об этом факте, а также обо всех обстоятельствах, могущих повлечь за собой неисполнение организацией, получившей муниципальную поддержку, своих обязательств. Финансовый отдел вносит предложение о прекращении финансирования инвестиционного проекта.


------------------------------------------------------------------