Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.02.2014 по делу N А79-10289/2013 <Заявленные требования о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортным средством удовлетворены, так как подтверждены материалами дела>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу № А79-10289/2013

Арбитражный суд в составе судьи,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску
казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоКом"
о взыскании 14 041 руб. 25 коп.,

установил:

казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии или истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоКом" о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортным средством, в размере 14 041 руб. 25 коп.
Исковое заявление мотивировано тем, что 04.04.2013 в результате осуществления весового контроля на 112 км. автодороги "Чебоксары - Сурское" было выявлено превышение осевых нагрузок при перевозке груза при отсутствии специального разрешения транспортным средством Scania, государственный регистрационный номер B585PT21rus, с полуприцепом марки Koegel, регистрационный номером An724121rus, принадлежащего ООО "ЭнергоКом", по маршруту движения п. Вурнары - граница Нижегородской области (пройдено расстояние по автомобильным дорогам Чувашской Республики - 97 км).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 и части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 04.04.2013 в результате осуществления весового контроля на 112 км. автодороги "Чебоксары - Сурское" произведено взвешивание транспортного средства Scania, государственный регистрационный номер В585РТ21ГШ, с полуприцепом марки Koegel, регистрационный номером АП724121гш, принадлежащего ООО "ЭнергоКом", по маршруту движения п. Вурнары - граница Нижегородской области (пройдено расстояние по автомобильным дорогам Чувашской Республики - 97 км.), о чем составлен акт № 2-254 от 04.04.2013.
Акт составлен в присутствии водителя А., им подписан без возражений, выдан водителю автотранспортного средства.
В ходе данной проверки выявлено превышение транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, а именно: фактическая нагрузка на 1 ось составила 6,20 т при допустимой 6 т; на 2 ось фактическая нагрузка составила 6,48 т при допустимой 6 т.
Ответчику направлена копия акта № 2-254 от 04.04.2013 и претензия № 391 от 10.04.2013 о возмещении в добровольном порядке нанесенного ущерба в размере 14 041 руб. 25 коп. в течение 10 календарных дней со с момента получения.
В связи с неисполнением в установленный в претензии срок сумму нанесенного ущерба требования о возмещении вреда, КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона для получения специального разрешения, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 указанного Федерального закона).
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пункт 2 указанных Правил устанавливает, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Статья 12 указанного Федерального закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 № 77 "О вопросах движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" утверждены Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, в таблице 2 которых установлены размеры вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Кроме этого, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 № 132 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, согласно которому автомобильная дорога "Чебоксары - Сурское" (до границы Ульяновской области) является дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 № 586 на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике созданы передвижные пункты весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. При этом установлено, что взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается КУ "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии, переименованное в КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2012 № 300.
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Данные показатели определения размера платы в счет возмещения вреда, которые рассчитываются применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, отражены в формуле согласно пункту 6 указанных Правил.
Проверив расчет размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на соответствие пункту 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, суд находит его соответствующим законодательству.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось с использованием средства измерения - весы автомобильные ВА-15С с заводскими номерами 1812, 1813, которые прошли поверку, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о поверке № № 229024, 229023, сроком действия с 23.01.2013 до 23.01.2014.
Пунктом 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России от 27.05.1996 (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.1996 № 1146), установлено, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в данной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
Доказательств наличия у Общества на момент осуществления перевозки груза специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны, в том числе, предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Данная обязанность корреспондирует положениям пункта 2.1.1 Правил дорожного движения.
Таким образом, принимая во внимание обязательность получения разрешений на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком указанных разрешений, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания платы с Общества, как владельца транспортного средства, перевозящего тяжеловесные грузы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 № 22-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года № 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.
Обязательность производить плату за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
В этой связи, следует признать обоснованным взыскание с ответчика компенсации ущерба автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в размере 14 041 руб. 25 коп.
Довод ответчика о взвешивании автомобиля в динамическом режиме судом не принимаются, так как им не представлены доказательства в обоснование данного довода. Водителем не указаны возражения в акте против порядка взвешивания.
Ответчиком не был представлен встречный расчет суммы ущерба, а также пояснения относительно маршрута движения автомобиля. Доказательства прохождения расстояния менее 97 км. ответчиком не представлены. Отсутствие протокола измерений не свидетельствует о неисправности весов.
Государственная пошлина относится на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоКом", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина, 111/1 (ИНН 2130036097, ОГРН 1082130002800, зарегистрированного 15.02.2008) в пользу Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 14 041 руб. 25 коп. (четырнадцать тысяч сорок один рубль 25 копеек) в возмещение ущерба, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоКом", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина, 111/1 (ИНН 2130036097, ОГРН 1082130002800, зарегистрированного 15.02.2008) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.


------------------------------------------------------------------