Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.02.2014 по делу N А79-59/2014 <Заявленные требования о привлечении к административной ответственности за нарушение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворены, поскольку подтверждены материалами дела>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. по делу № А79-59/2014

Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 февраля 2014 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш
к обществу с ограниченной ответственностью "Вурнары Завод СОМ"
о привлечении к административной ответственности,
при участии
от заявителя - С.Н.Ю по доверенности № 10 от 13.01.2014,
от Общества - Ф.Н.В. по доверенности от 23.01.2014, Г.А.В. по доверенности от 23.01.2014,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш (далее - заявитель, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш) обратился в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вурнары Завод СОМ" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка в отношении Общества выявлено нарушение требований Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", СанПиН 2.3.4.551-96 "Производства молока и молочных продуктов".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 27.12.2013 № 4 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Представитель Общества в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш при рассмотрении материалов плановой выездной проверки, проведенной 12.11.2013, в отношении ООО "Палан" г. Канаш и результатов лабораторных исследований (протокол лабораторных испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" № П-218-Г-2013 от 19.11.2013), следует, что бифидок 2,5% м.д.ж. объемом по 0,45 л производства ООО "Вурнары Завод СОМ" не соответствует по показателю, так в 0,01 г обнаружены БГКП (колиформы) при гигиеническом нормативе не допускается в 0,1 г, в связи с чем вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Согласно протокола осмотра производственного цеха Общества 20.12.2013 установлено, что:
- не работает санитарный пропускник; персонал переодевается в бытовом помещении со входом из цеха сухого молока, где установлено 20 шкафов;
- не подсоединены к канализации моечные ванны четырехсекционные от моек оборотной тары и трехсекционные для мытья инвентаря в заквасочной, слив осуществляется на пол, удаление воды в трапы предусмотрено от моечной оборотной тары, в заквасочной слив от ванн не предусмотрен;
- отсутствует приточная механическая вентиляция с фильтрами очистки воздуха, приточная вентиляция представлена крышными каналами. При отсутствии очистки подаваемого воздуха через вентканалы в помещениях, требующих особого санитарного режима (место фасовки творога, место фасовки сливочного масла) отсутствует бактерицидные кварцевые лампы;
- отсутствуют инструкции по мытью оборотной тары и инвентаря в заквасочной, данные инструкции отсутствуют на рабочих местах;
- при анализе (в соответствии журналов микробиологического контроля продукции) проводимого производственного контроля пищевой продукции не соблюдена кратность контроля сметаны в соответствии программы 1 раз 3 дня, так анализы проводились 31 октября и 5 ноября, при выпуске вышеуказанной продукции от 04 ноября исследование не проводилось, также не проводилось исследование сметаны 08 ноября когда выпускалась продукция после 5 ноября, исследование проведены 11 ноября, то есть исследования проведены на шестой день;
- полы в цехе изготовления и фасовки масла имеют дефекты и неровности;
- не соблюдается периодичность медосмотра и санитарно-гигиенического обучения и аттестации 1 раз в год работников: генеральный директор В.Ф.Н., дата медосмотра 10.06.2010, дата очередной аттестации 17.05.2012; мастер реализации С.Д.И., дата медосмотра 03.12.2012, дата очередной аттестации 28.10.2013; грузчик Г.С.Н., дата медосмотра 25.04.2012; а также с несоблюдением периодичности санитарно-гигиенической аттестацией следующих работников: К.Ю.И. - дата очередной аттестации 03.11.2013, А.Л.Г. - аппаратчица, дата очередной аттестации 26.05.2013, А.Л.С.
- мастер, дата очередной аттестации 22.02.2013, Г.Е.П. - мастер, дата очередной аттестации 13.12.2012, К.Т.Ю. - микробиолог, дата очередной аттестации 21.02.2013, К.Н.И. - фасовщица, дата очередной аттестации 13.12.2013, С.О.Ю. - лаборант, дата очередной аттестации
19.08.2013, С.М.Н. - маслодел, дата очередной аттестации 26.05.2012, Я.В.П. - мойщица, дата очередной аттестации 16.05.2013, М.Н.М. - инженер по охране труда, без санитарно-гигиенической аттестации.
Усмотрев признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации по вышеуказанным фактам 27.12.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 4.
Протокол с материалами проверки Управлением переданы в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.13 КоАП РФ.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (пункт 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 15 указанного закона пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон № 88-ФЗ) реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и настоящего Федерального закона (часть 1). До реализации продуктов переработки молока продавец обязан проверить наличие предусмотренной настоящим Федеральным законом информации об этих продуктах и соответствие такой информации документам изготовителя (часть 3). При реализации продуктов переработки молока, часть информации о которых размещается на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке указанных продуктов, продавец обязан довести такую информацию до потребителей (часть 4). Хранение продуктов переработки молока у продавца и их реализация должны осуществляться при соблюдении условий, установленных изготовителем (часть 5).
Показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении 4 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень (часть 4 статья 7 Закона № 88-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно части 2 статьи 8 Закона № 88-ФЗ технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
Частью 1 статьи 20 Закона № 88-ФЗ предусмотрено, что изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
В соответствии с пунктом 5.13 СанПиН 2.3.4.551-96 полы в производственных помещениях должны иметь покрытие из нескользких, кислото- и щелочеустойчивых, водонепроницаемых материалов (разрешенных к применению органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), ровную поверхность без выбоин с уклоном в сторону крытых лотков и трапов.
Бытовые помещения для работников производственных цехов предприятий молочной промышленности следует оборудовать по типу санпропускников. Для персонала специализированных цехов по производству детских молочных продуктов должны быть предусмотрены отдельные от общезаводских бытовые помещения. При входе в бытовые помещения должен быть коврик, ежесменно смачиваемый дезинфицирующим раствором (пункт 6.2).
Технологическое оборудование, танки, моечные ванны должны присоединяться к канализации через гидравлические затворы (сифоны) с разрывом струи 20 - 30 мм от конца сливной трубы до верхнего края воронки, раковины через сифон без разрыва струи (пункт 7.18).
В помещениях, требующих особого санитарного режима (в заквасочной, отделении упаковки сыра в пленку, расфасовки детских молочных продуктов, лабораторных боксах и т.п.), следует предусматривать установку бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха. Режим работы бактерицидных ламп должен соответствовать требованиям инструкции по их эксплуатации (пункт 8.7).
Подаваемый в производственные помещения приточный воздух должен подвергаться очистке от пыли. Приточный воздух, поступающий в заквасочную и производственные помещения с открытыми технологическими процессами, цех детских молочных продуктов, в отделение производства стерилизованного молока с разливом в асептических условиях - в обязательном порядке должен очищаться от пыли на масляных и других фильтрах тонкой очистки (пункт 8.19).
Оборудование, аппаратура, инвентарь, молокопроводы должны подвергаться тщательной мойке и дезинфекции в соответствии с Инструкцией по санитарной обработке оборудования на предприятиях молочной промышленности" и "Инструкцией по санитарной обработке оборудования при производстве жидких, сухих и пастообразных молочных продуктов детского питания". Допускается использование сертифицированных импортных моющих и дезинфицирующих средств (пункт 11.1).
Готовая продукция (молоко, сливки, кисломолочные напитки) должны контролироваться микробиологической лабораторией предприятия не реже 1 раза в пять дней, сметана и творог - не реже 1 раза в три дня (пункт 14.4).
В соответствии со статьей 22 Закона № 88-ФЗ работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, обязаны: проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования); пройти гигиеническое обучение перед поступлением на работу и аттестацию в установленном порядке.
Согласно пунктам 17.2, 17.11, 17.12 СанПиН 2.3.4.551-96 Лица, поступающие на работу и работающие на предприятии, должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования в соответствии с "Инструкцией по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств" (утв. Приказом Минздрава СССР № 555 от 29.09.89) и "Временным перечнем работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников" (утв. МЗ и МП РФ и ГКСЭН РФ № 280/88 от 05.10.95). Все вновь поступающие работники должны пройти обязательное обучение по программе гигиенической подготовки и сдать экзамен с отметкой об этом в соответствующем журнале и в личной медицинской книжке. В дальнейшем все работники должны 1 раз в два года проходить обучение и проверку гигиенических знаний, работники заквасочного отделения - ежегодно. Лица, не сдавшие экзамен по проверке гигиенической подготовки, к работе не допускаются. Специально создаваемыми комиссиями с участием органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора 1 раз в два года должна проводиться аттестация руководящих работников и специалистов на знание ими санитарных правил и норм и основ гигиенических и противоэпидемических требований к производству молока и молочных продуктов.
Доказательствами, подтверждающими наличие нарушений являются договор от 01.11.2013 года, заключенный между ООО "Вурнары Молочный дом" (прежнее наименование заявителя) и ООО "Палан" (т. 1 л.д. 9, 10), товарная накладная № 3941 от 12.11.2013 года (т. 1 л.д. 12), протоколы отбора образцов проб пищевого продукта от 12.11.2013 и протокол лабораторных испытаний от 19.11.2013 года № П-218-Г-2013, заключение к протоколу лабораторных испытаний (т. 1, л.д. 13, 14, 15), определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 33 от 04.12.2013 (т. 1 л.д. 18), протоколы отбора образцов № 331, 33-2, 33-3,33-4,33-5, 33-6 от 20.12.2013 (т. 1 л.д. 27 - 32), удостоверением качества пищевых продуктов № 929 от 20.12.2013 (т. 1 л.д. 33), протоколами осмотра от 10.12.2013, от 20.12.2013 и фотографиями (т. 1 л.д. 34, 37 - 48), протоколом опроса свидетеля главного технолога Л.Т.Н. от 20.12.2013 (т. 1 л.д. 50), заключительным актом от 07.07.2013 (т. 1 л.д. 51 - 57), качественными удостоверениями (т. 1 л.д. 77, 79), сертификатами качества (т. 1 л.д. 85 - 88), паспортами качества (т. 1 л.д. 93 - 96), отчетами микробиолога ООО "Вурнары Завод СОМ" (т. 1 л.д. 98, 99), программой производственного контроля (т. 1 л.д. 100 - 124), протоколами лабораторных испытаний и экспертными заключениями (т. 1 л.д. 126 - 143, т. 2 л.д. 1 - 55), договором на отпуск холодной воды от 01.01.2013 № 36/ВК, заключенный между ООО "Вурнары Завод СОМ" и ООО "Водоканал" (т. 2 л.д. 56 - 62), протоколом лабораторных анализов № 117-Д от 30.10.2013 (т. 2 л.д. 63), договором на проведение дезинфекционных работ от 10.01.2013 (т. 2 л.д. 64), договором от оказании платных работ и услуг № 6 от 11.01.2013 (т. 2 л.д. 65), личными медицинскими книжками работников.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении продавцом требований технических регламентов, или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями выпуска в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Материалами дела подтверждаются выявленные нарушения в производственном цеху Общества несоответствия пищевых продуктов требованиям технического регламента и производства молока и молочных продуктов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к организации торговли и обороту продовольственного сырья и пищевых продуктов. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности Общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства.
Таким образом, в действиях ООО "Вурнары Завод СОМ" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оснований для применения положения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как суд не усматривает исключительного характера совершения административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено. Общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности не пропущен.
Доводы общества о не получении вызова административного органа для составления протокола не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства. Помимо извещения почтой Управлением был направлен вызов по факсу, о чем имеется факсовое подтверждение.
Нарушение срока отправки протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, с учетом статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ, характера и конкретных обстоятельств совершенного предпринимателем административного правонарушения, степени его опасности, суд пришел к выводу о необходимости привлечения ООО "Вурнары Завод СОМ" к административной ответственности и назначения наказания в минимальном размере в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Вурнары Завод СОМ", находящееся по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, ул. Сеспеля, 1, ОГРН 1102133000188, ИНН 2104007910, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 рублей (сто тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии), банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР Банка России, номер счета получателя платежа - 40101810900000010005, КПП получателя - 213001001, код ОКАТО - 97210000000, БИК получателя - 049706001, код бюджетной классификации - 14111628000016000140, назначение платежа - административный штраф.
Доказательства уплаты административного штрафа представить в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------