Решение Чувашского УФАС России от 17.02.2014 по делу N 37/04-АМЗ-2013 <О нарушении антимонопольного законодательства при оказании услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2014 г. по делу № 37/04-АМЗ-2013

Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2014 г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 37/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..."
при участии на заседании представителя ответчика ОАО "С." "...", по доверенности от 06.11.2012 № 27-юр;
при отсутствии на заседании представителя заявителя ООО "Ч.";
рассмотрев материалы дела № 37/04-АМЗ-2013, возбужденного в отношении ОАО "С." по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) поступило обращение ООО "Ч." о следующем. В сентябре 2012 г. руководством ООО УК ЖКХ "И." был согласован вопрос заключения договора на вывоз ТБО, и с октября был заключен договор. Объем ТБО, исходя из факта пополнения контейнеров и периодичности вывоза, был определен в объеме 2329,4 куб. м. Для выполнения условия договора ООО "Ч." была приобретена спецавтомашина ГАЗ-САС и были приняты на работу водитель и грузчик. В процессе работы со стороны руководства ООО УК ЖКХ "И." к обществу претензий не было.
В ноябре 2012 г. ООО "Ч." было получено письмо от ООО УК ЖКХ "И." о расторжении договора с 12.11.2012 без объяснения причин. Позже выяснилось, что это было сделано под административным воздействием со стороны руководства ОАО "С.". При этом ООО "Ч." понесен значительный ущерб. Первое, взятая в аренду специальная автомашина для выполнения условия договора с ООО УК ЖКХ "И." с момента расторжения договора простаивает, т.к. нет других объемов. Таким образом, по условию аренды автомашины предприятие вынуждено оплатить один миллион двести тысяч рублей. Второе, водитель и грузчик вынуждены работать по сокращенному графику. Предлагаемая цена за 1 куб. м ТБО значительно ниже, чем цена ОАО "С.". Цена ООО "Ч." - "..." руб., а у ОАО "С." установленная цена - "..." руб. за 1 куб. м. Таким образом, несмотря на невыгодность заключения договора с ОАО "С." ООО УК ЖКХ "И." вынужден был заключить договор под административным воздействием. При этом из-за высокой цены за 1 куб. м ТБО, с целью снижения цены, ОАО "С." искусственно уменьшало объем вывозимого ТБО. Так, в октябре 2012 г., при вывозе ТБО ООО "Ч.", объем составлял 2329,4 куб. м, в ноябре - 976,6, в декабре - 1396, в январе - 1396, в феврале - 1380 и т.д. при вывозе ТБО ОАО "С.", что подтверждает искусственное снижение объемов ТБО. При этом после перезаключения договора с ООО "Ч." 01.05.2013 объем стал 3019,5 куб. м.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 03.09.2013 № 260 возбуждено дело № 37/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "С." по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.
Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает недобросовестную конкуренцию с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации (статья 8, часть 1), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (статья 71, пункт "ж").
Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целью закона о конкуренции является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из правового смысла понятия недобросовестной конкуренции следует, что наличие или угроза наступления соответствующих последствий по причинению убытков предполагается и непосредственных доказательств причинения ущерба не требуется.
Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 № 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное третьим лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только положения ФЗ "О защите конкуренции", но и положения статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались во введении в заблуждение в отношении места производства, в отношении его производителей, введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.
Таким образом, можно выделить признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией:
1) юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка.
2) действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации.
3) своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующие нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
4) конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.
Таким образом, если в действиях хозяйствующего субъекта по отношению к другому хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) прослеживаются все названные четыре признака, есть основания считать такие действия недобросовестной конкуренцией. Отсутствие хотя бы одного из вышеприведенных признаков не позволит характеризовать действия юридических лиц как недобросовестную конкуренцию, что ограничит сферу действия Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
ООО "Ч." зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1112130005404, и также, оказывает услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, следовательно, является хозяйствующим субъектом.
ОАО "С." зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1072130006024, следовательно, является хозяйствующим субъектом. Между ОАО "С." и ООО "УК ЖКХ "И." заключен был договор от 12.11.2012 № Ж 4289, согласно которому заказчик (ООО "УК ЖКХ "И.") поручает, а исполнитель ОАО "С." оказывает услуги по вывозу твердых бытовых отходов (п. 1.1) по следующим адресам:
- пр. Мира д. 64;
- пр. Мира д. 66;
- пр. Мира д. 68;
- пр. Мира д. 70;
- пр. Мира д. 72;
- пр. Мира д. 76;
- пр. Мира д. 82;
- пр. Мира д. 84;
- пр. Мира д. 90;
- пр. Мира д. 92;
- пр. Мира д. 94;
- пр. Мира д. 96;
- пр. Мира д. 100;
- пр. Мира д. 15, 15а, 17;
- пр. Мира д. 19, 21;
- пр. Мира д. 21а, 23а, 23;
- пр. Мира д. 23б;
- пр. Мира д. 25, 29, 33;
- Эгерский б. д. 5;
- Эгерский б. д. 7, 9, 11, 13;
- ул. Хевешская д. 1, 1/1;
- ул. Хевешская д. 3;
- ул. Хевешская д. 11,1/2;
- ул. Хевешская д. 15;
- ул. Хевешская д. 15/1;
- ул. Хевешская д. 19;
- ул. Хевешская д. 21;
- ул. Хевешская д. 23;
- ул. Хевешская д. 25;
- ул. Хевешская д. 20;
- ул. Хевешская д. 29;
- ул. Хевешская д. 30;
- ул. Хевешская д. 31;
- ул. Хевешская д. 31а;
- ул. Хевешская д. 32;
- ул. Хевешская д. 35/17 (п. 1.2.).
Дополнительным соглашением от 19.02.2013 договор от 12.11.2012 № Ж 4289, заключенный между ОАО "С." и ООО "УК ЖКХ "И." расторгнут.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что за период с 12 ноября 2012 года по 19 февраля 2013 года ОАО "С." оказывало услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по вышеназванным адресам.
Таким образом, оба хозяйствующих субъекта (ОАО "С." и ООО "Ч.") оказывают услуги по вывозу твердых бытовых отходов, т.е. осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке - рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов, следовательно, являются конкурентами.
Между ООО "Ч." и ООО "УК "И." был заключен договор от 01 октября 2012 года № 136 на период с 01.10.2012 по 12.11.2012. согласно п. 3.2 названного договора между сторонами был определен объем- 2329,4 куб. м. в месяц, согласно п. 4.1 договора стоимость услуг по договору составляла "..." руб. 00 коп. в месяц.
В последующем, письмом от 07.11.2012 № 87 ООО "УК "И." уведомило ООО "Ч." о расторжении договора от 01 октября 2012 года с 12 ноября 2012 года.
Письмом от 09.11.2012 № 91/1 ООО "УК "И." обратилось в адрес ОАО "С." с просьбой заключить договор на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов от обслуживаемого жилого фонда на сумму "..." руб. с учетом НДС и объемом вывозимого ТБО 1396 куб. м. в месяц.
Далее, сразу же, с 12.11.2012 был заключен договор № У4289 между ООО "УК "И." и ОАО "С." на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, т.е. на те же многоквартирные дома, но объем при этом - 1396 куб. м. в месяц, т.е. почти на 1 тыс. куб. м. меньше и по следующей цене вывоза ТБО - "..." руб. 45 коп.
Таким образом, 141,45 * 1396 = "..." тыс. 464 руб. 20 коп., в месяц, что на 12 тыс. 535 руб. 80 коп. меньше, чем по договору с ООО "Ч." (стоимость всего договора - "..." руб.).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что объем вывозимого ТБО, определенный между ООО "УК "И." и ОАО "С." по договору от 12.11.2012 № 4289 снижен почти вдвое и при этом цена договора ниже, хотя стоимость вывоза (тариф) ТБО у ОАО "С." из расчета на 1 куб. м. выше чем у ООО "Ч." более чем в 1,5 раза.
Необходимо отметить, что количество (общая площадь) многоквартирных домов, управляемых и обслуживаемых ООО "УК "И." при этом не менялся.
ОАО "С." в ходе рассмотрения дела не представил Комиссии обоснование таких изменений объема.
Буквально через 2 дня в договор от 12.11.2012 № У4289 дополнительным соглашением были внесены изменения (в п. 3.2. - исключены объемы ТБО).
Далее, договор от 12.11.2012 № 4289 дополнительным соглашением от 19.02.2013 был расторгнут и заключен новый договор от 19.02.2013 № У4289, в котором определено (п. 3.2.), что с 01.03.2013 стоимость услуг по вывозу и утилизации ТБО - "...", т.е. увеличение на "..." тыс. руб.
27.02.2013 заключается дополнительное соглашение к договору от 19.02.2013 № У4289 и уже устанавливается новая цена договора - "..." руб., что больше первоначального более чем на 122 тыс. руб.
Данные факты подтверждаются письмом ООО "УК "И." от 21.06.2013 № 543, направленным в адрес Чувашского УФАС России.
ООО "УК "И." 19.04.2013 в связи с этим заключило с ООО "Ч." договор № 33/13 по сбору и вывозу ТБО и уборке контейнерных площадок. При этом количество многоквартирных домов не изменилось. По договору объем составил 3019,5 куб. м. в месяц, а цена договора - "..." тыс. рублей без НДС, что, согласно письму ООО "УК "И.", направленному в адрес главы г. Чебоксары (вх. от 17.05.2013 № 615) и письму, направленному в адрес администрации г. Чебоксары (вх. от 17.05.2013 № 5308) оказалось наиболее выгодным для ООО "Ч.".
Вышеуказанными материалами дела подтверждается, что ОАО "С." первоначально снизило объемы, а в последующем объемы были увеличены, что говорит о том, что ОАО "С." занизило объемы ТБО при заключении договора с ООО "УК "И." от 12.11.2012 № Ж4289 и тем самым уменьшило стоимость договора, чтобы заключить договор ООО "УК "И.".
Данные действия ОАО "С." противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
В феврале 2013 года Чувашским УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в г. Чебоксары Чувашской Республики за 2011, 2012 годы. В ходе анализа было установлено, что на указанном рынке в 2011, 2012 г. г. ОАО "С." занимало долю более 50%.
Следовательно, положение ОАО "С." по нормам пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим.
Кроме того, вышеназванными действиями ОАО "С." нарушило пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Управлением было рассмотрено дело № 6/04-АМЗ-2013, в котором выявлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (п. 24 ч. 1 ст. 16).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 202 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 сентября 2006 года № 342 "О Правилах организации сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых отходов и жидких неканализованных отходов на территории города Чебоксары", юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые бытовые отходы, непосредственно, либо опосредованно через организации, обслуживающие жилищный фонд, или организации, специализирующиеся в области сбора, вывоза и утилизации вторичного сырья, обеспечивают:
- ведение учета в области организации сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых отходов;
- соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека, включая разработку и получение нормативной документации;
- организацию мест сбора, организацию безопасных условий в местах временного хранения твердых бытовых отходов и заключение договоров на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и размещение их на объекте размещения отходов;
- внедрение технологий, направленных на сокращение общего объема твердых бытовых отходов, вывозимых на объект размещения отходов и их переработки по тем видам и объемам твердых бытовых отходов, для которых реализовано технологическое, экономическое и организационное обеспечение (п. 1.3.). Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют плату за размещение твердых бытовых отходов (п. 1.4.). Юридическое лицо, эксплуатирующее объект захоронения отходов, обеспечивает захоронение отходов в соответствии с требованиями санитарно-экологических норм и правил, технологическим регламентом эксплуатации объекта размещения отходов (п. 2.5.). Управляющие организации, осуществляющие функции управления многоквартирными домами, организуют:
- размещение контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в жилищном фонде;
- обеспечение контейнерами, их своевременный ремонт и замену;
- обеспечение надлежащего санитарного состояния контейнерных площадок;
- обеспечение контейнерами-накопителями в камерах мусоропроводов;
- размещение и обустройство мест временного хранения крупногабаритных отходов (товаров, потерявших свои потребительские свойства);
- сбор, вывоз, в том числе раздельный сбор отходов по видам, установленным настоящими Правилами, а также решениями администрации города Чебоксары в соответствии со схемами сбора и вывоза, согласно договорам со специализированными предприятиями по сбору, вывозу и утилизации отходов;
- информирование населения об оказании услуг по раздельному сбору твердых бытовых отходов специализированными организациями;
- сбор и вывоз крупногабаритных отходов на объект размещения отходов (п. 2.6.).
Для организационного и информационного обеспечения системы управления в области организации сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов, организации, управляющие жилищным фондом, и организации, осуществляющие сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение отходов, ведут учет объектов, мест временного складирования, хранения, объемов образующихся отходов, договоров на их вывоз, переработку, утилизацию и захоронение (п. 2.9.).
Сбор твердых бытовых отходов производится в места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов (п. 3.1.). Для твердых бытовых отходов на территории города Чебоксары:
- в урны;
- в контейнеры для твердых бытовых отходов;
- в специальные контейнеры для раздельного сбора отдельных видов отходов;
- бункеры или на площадки для крупногабаритных отходов (товаров, потерявших свои потребительские свойства);
- в контейнеры-накопители мусоропроводов;
- в оборудованные выгребы для жидких отходов в неканализованных зданиях;
- в специальный автотранспорт, работающий по установленному графику;
- в иные специально отведенные места (помещения) для временного хранения (накопления) отходов (п. 3.1.2.). Сбор крупногабаритных отходов (товаров потерявших свои потребительские свойства) производится на специальных пунктах или на оборудованных площадках (п. 3.1.3.). Периодичность вывоза отходов устанавливается в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 г. № 158-ст не реже 1 раза в 3 суток в холодное время года (при t = +5°С и ниже) и ежедневно в теплое время (при t = +5°С и выше).
Примечание: допускается изменять периодичность вывоза твердых бытовых отходов из индивидуальных жилых домов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии и специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов (п. 3.2.). Сбор твердых бытовых отходов производится в стандартные контейнеры и евроконтейнеры емкостью до 1,1 куб. м, крупногабаритных отходов - в бункеры или на специально отведенном месте (п. 5.1.). Организация вывоза твердых бытовых отходов - деятельность специализированной организации по сбору, вывозу отходов с мест их сбора к месту их утилизации на договорной основе (п. 6.1.). Транспортировка твердых бытовых отходов производится специализированными организациями или юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями собственным транспортом с приспособленным для этих целей пологом, закрывающим кузов (тент) (п. 6.2.). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают вывоз твердых бытовых отходов на договорной основе. Для заключения договоров юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют сведения о производственной деятельности и источниках образования твердых бытовых отходов (п. 6.5.). Вывоз отходов осуществляется: - твердых бытовых отходов - не реже 1 раза в трое суток (при температуре -5 С° и ниже) и ежедневно в теплое время (при температуре выше 5 С°) (п. 6.8.).
Порядок определения норм накопления установлен Рекомендациями по определению нормы накопления ТБО для городов, утвержденными зам. министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР А.П. Ивановым 9 марта 1982г.
Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для складов и магазинов и т.д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, куб. м.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоприятных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает нормы накопления ТБО.
Согласно пункту 1 Рекомендаций работа по определению или уточнению нормы накопления ТБО проводится специальной комиссией, создаваемой гор-, рай-, обл- исполкомом. Нормы вводятся в действие на основании решения горисполкома.
Информации о создании комиссии не имеется, и какое-либо решение об изменении норм накопления не принималось.
На основании пункта 18 Рекомендаций нормы накопления определяются по сезонам года. Замеры проводятся в течение 7 дней (без перерыва) независимо от периодичности вывоза отходов. Оптимальные сроки определения нормы накопления: зима- декабрь- январь; весна- апрель; лето- июнь-июль; осень- сентябрь-октябрь.
Между ОАО "С." и ООО "УК ЖКХ "И." заключен договор от 12.11.2012 № Ж 4289, согласно которому заказчик (ООО "УК ЖКХ "И.") поручает, а исполнитель ОАО "С." оказывает услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (п. 1.1) по следующим адресам:
- пр. Мира д. 64;
- пр. Мира д. 66;
- пр. Мира д. 68;
- пр. Мира д. 70;
- пр. Мира д. 72;
- пр. Мира д. 76;
- пр. Мира д. 82;
- пр. Мира д. 84;
- пр. Мира д. 90;
- пр. Мира д. 92;
- пр. Мира д. 94;
- пр. Мира д. 96;
- пр. Мира д. 100;
- пр. Мира д. 15, 15а, 17;
- пр. Мира д. 19, 21;
- пр. Мира д. 21а, 23а, 23;
- пр. Мира д. 23б;
- пр. Мира д. 25, 29, 33;
- Эгерский б. д. 5;
- Эгерский б. д. 7, 9, 11, 13;
- ул. Хевешская д. 1, 1/1;
- ул. Хевешская д. 3;
- ул. Хевешская д. 11,1/2;
- ул. Хевешская д. 15;
- ул. Хевешская д. 15/1;
- ул. Хевешская д. 19;
- ул. Хевешская д. 21;
- ул. Хевешская д. 23;
- ул. Хевешская д. 25;
- ул. Хевешская д. 20;
- ул. Хевешская д. 29;
- ул. Хевешская д. 30;
- ул. Хевешская д. 31;
- ул. Хевешская д. 31а;
- ул. Хевешская д. 32;
- ул. Хевешская д. 35/17 (п. 1.2.). За оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО заказчик производит оплату исполнителю согласно условиям данного договора (п. 1.3.). К обязательствам исполнителя относится осуществление вывоза ТБО от объектов заказчика с 6.00 до 17.00 часов в соответствии с режимом работы исполнителя в объеме 1396 куб. м. в месяц; на основании перечня и количества отходов, планируемых к вывозу и размещению на городской свалке на сумму "..." руб. с учетом НДС (п. 3.2.). Стоимость услуг, предоставляемых по договору, составляет "..." руб. 80 коп. за 1,0 куб. м ТБО, в том числе НДС (18%) из них:
- по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на момент заключения настоящего договора составляет "..." руб. 45 коп. за 1,0 куб. м., в том числе НДС (18%);
- по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на момент заключения настоящего договора составляет "..." руб. 35 коп. за 1,0 куб. м., в том числе НДС (18%) (п. 4.1.). Дополнительным соглашением к названному договору от 14.11.2012 п. 3.2. изложен в следующей редакции: "Осуществлять вывоз ТБО от объектов заказчика с 6.00 до 17.00 в соответствии с режимом работы исполнителя согласно утвержденного графика вывоза ТБО на сумму "..." с учетом НДС, данная сумма является ориентировочной и подлежит корректировке в зависимости от фактически оказанных услуг исполнителем.". Дополнительным соглашением от 19.02.2013 договор от 12.11.2012 № Ж 4289, заключенный между ОАО "С." и ООО "УК ЖКХ "И." расторгнут.
Приказом от 30.11.2010 № 410 "С." утвержден тариф на вывоз ТБО с 01.01.2011- - "..." руб. 35 коп. за 1 куб. м. с НДС, тариф на утилизацию - "..." руб. 36 коп. за куб. м.
Приказом от 02.10.2012 № 352 "С." утвержден тариф по сбору и вывозу ТБО с 10.10.2012 - "..." руб. 36 коп. за 1 куб. м. с НДС, тариф на утилизацию - "..." руб. 35 коп. за куб. м.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на услуги вывоза ТБО, то же время тариф на утилизацию ТБО, в силу требований Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежит регулированию.
Таким образом, тарифы на услуги вывоза ТБО обществом устанавливаются самостоятельно.
Общество письмом от 04.12.2012 № 1099 представило в антимонопольный орган копии следующих договоров, заключенных с нижеперечисленными контрагентами на 2010 - 2012 г. г., предмет договора - оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО:
- договор на вывоз и захоронение ТБО от 02.01.2012 № Б244 с БУ ЧР "Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации", в котором тариф на вывоз ТБО - "..." руб./куб. м, на утилизацию - "..." руб./куб. м, итого "..." руб. за куб. м (исполнение договора подтверждается приложенными актами выполненных работ с января по ноябрь 2012 года по тарифу - "..." руб./куб. м);
- договор на вывоз и захоронение ТБО от 01.12.2012 № 2786 с ИП Б., в котором тариф на вывоз ТБО - "..." руб./куб. м, на утилизацию - "..." руб./куб. м, итого "..." руб. за куб. м (исполнение договора подтверждается приложенными актами выполненных работ с января по ноябрь 2012 года по тарифу - "..." руб./куб. м);
- договор на вывоз и захоронение ТБО от 15.12.2010 № 517 с ООО "МП "Т." в котором тариф на вывоз ТБО - "..." руб./куб. м, на утилизацию - "..." руб./куб. м, итого "..." руб. за куб. м (исполнение договора подтверждается приложенными актами выполненных работ с января по ноябрь 2012 года по тарифу - "..." руб./куб. м);
- договор на вывоз и захоронение ТБО от 28.12.2010 № У3284 с ООО "Ж." (управляющая организация) в котором тариф на вывоз и утилизацию ТБО - "..." руб. за куб. м (исполнение договора подтверждается приложенными актами выполненных работ с января по ноябрь 2012 года по тарифу - "..." руб./куб. м);
- договор на вывоз и захоронение ТБО от 13.12.2012 № 3462 с ООО УК "ЖКХ "С." (управляющая организация) в котором тариф на вывоз ТБО - "..." руб./куб. м., на утилизацию - "..." руб./куб. м, итого "..." руб. за куб. м (исполнение договора подтверждается приложенными актами выполненных работ с января по ноябрь 2012 года по тарифу - "..." руб./куб. м);
- договор на вывоз и захоронение ТБО от 12.11.2012 № У4289 с ООО УК ЖКХ "И." (управляющая организация) в котором тариф на вывоз ТБО - "..." руб./куб. м, на утилизацию - "..." руб./куб. м, итого "..." руб. за куб. м (исполнение договора подтверждается приложенными актом выполненных работ за ноябрь 2012 года по тарифу - "..." руб./куб. м).
Договоры, заключенные в 2010, 2011, 2012 годах пролонгировались, новые договоры или дополнительные соглашения об изменении тарифов на вывоз и утилизацию ТБО ОАО "С." с контрагентами не заключало.
Информация о размерах тарифов на услуги по вывозу и утилизации ТБО, установленных Обществом, приведена в таблице № 1.

Таблица № 1

"..."
















Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО "С." установило различные цены (тарифы) на один и тот же товар - услуги по вывозу ТБО в границах г. Чебоксары Чувашской Республики для разных групп потребителей и применяло их.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Из содержания данной нормы следует, что потребителями услуг коммунального комплекса, в том числе услуг по вывозу твердых бытовых отходов являются как физические, так и юридические лица.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасны (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, а также Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов России от 15.05.2001 № 511, к отходам 3-5 классов опасности относятся твердые коммунальные отходы, отходы из жилищ, в том числе крупногабаритные, отходы (мусор) от бытовых помещений организаций несортированные, в том числе крупногабаритные, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и пункт 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса") запрещает установление различных цен на один и тот же товар для разных категорий потребителей.
С учетом названных норм права следует, что действующим законодательством не установлена возможность применения разных тарифов к различным хозяйствующим субъектам, поскольку технология оказания услуг по сбору, вывозу твердых бытовых отходов как для населения, так и для всех юридических лиц (как для управляющих организаций, так и для прочих) не имеет отличий, затраты на оказание данных услуг являются одинаковыми, то и тариф на данную услугу для разных групп потребителей должен быть единым. Проводимая правовая позиция Комиссии подтверждается судебной практикой: постановление № 17АП-8160/2010-АК семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по делу № а71-2557/2010.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что действия ОАО "С." нарушают действующее законодательство, а именно Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Дополнительным подтверждением акта недобросовестной конкуренции являются:
1) Копии писем ООО "УК "И." в адрес главы города Чебоксары и главы администрации города Чебоксары. Названные письма поступили в адрес администрации г. Чебоксары 17 мая 2013 года за № 615 и содержат следующее. Между ООО УК ЖКХ "И." и ОАО "С." на 2013 год был заключен договор № 4289 от 19.02.2013 на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Согласно условиям данного договора было предусмотрено 110 контейнеров с периодичностью вывоза ТБО 7 раз в неделю и стоимостью данных услуг "..." руб. 78 коп. в месяц. В целях более комфортного обслуживания населения в рамках года экологии ОАО "С." предложило установить евроконтейнеры в количестве 84 штук при графике вывоза 6 раз в неделю, при этом стоимость обслуживания составляла "...".
В связи с участившимися претензиями населения о недостаточном количестве установленных контейнеров и необходимости увеличения периодичности вывоза ТБО до 7 дней, как и было предусмотрено ранее, возникла необходимость в дополнительной установке контейнеров до 100 штук, т.е. установка дополнительно еще 16 контейнеров.
Стоимость данного обслуживания стала бы составлять "..." руб. в месяц, что не предусмотрено финансовым планом общества. ООО УК ЖКХ "И." неоднократно обращалось к директору ООО "С." с просьбой найти компромиссное решение, однако обращения не получили поддержки и остались без внимания.
В то же время поступило предложение от ООО "Ч.", имеющей лицензию на данный вид обслуживания, на установку контейнеров, находящихся в собственности ООО "Ч." без возмещения стоимости за установку и пользование контейнерами в количестве 100 штук, периодичностью вывоза 7 дней и стоимостью вывоза ТБО "..." тыс. руб. в месяц.
Данное предложение оказалось наиболее выгодным для ООО "УК "И." и на собрании учредителей было принято решение о расторжении договора с ОАО "С." и заключения договора с ООО "Ч.". Экономия денежных средств от заключения договора с ООО "Ч." составляет "..." тыс. руб. в месяц и "..." тыс. руб. до конца 2013 года. Данные сэкономленные средства общество направит на содержание МКД, в том числе на ремонт и ограждение контейнерных площадок, благоустройство дворовых территорий.
ООО УК ЖКХ "И." не возражает сотрудничать с ОАО "С." и готово расторгнуть договор с ООО "Ч." на условиях безвозмездной установки 100 контейнеров с периодичностью вывоза ТБО 7 раз в неделю по цене "..." тыс. руб.;
2) Копия письма ООО "УК "И." от 21.06.2013 № 543 о следующем. Согласно п. 1.2 договора, заключенного между ОАО "С." и ООО УК ЖКХ "И." предусмотрено, что объем услуг (работ) оказываемых ОАО "С." входит вывоз ТБО от объектов заказчика и захоронение их на санкционированной свалке. Стоимость услуг, предоставляемых по договору составляет "..." руб. 80 коп., в том числе НДС (18%) (пункт 4.1.).
Исполнитель выставляет заказчику счета-фактуры (счета) и акты выполненных работ для оплаты услуги по вывозу и захоронению ТБО после 10-го числа отчетного месяца (пункт 4.2.).
В соответствие с действующим законодательством оказание услуг отраженных в данном договоре относится к регулируемым (захоронение ТБО), и не регулируемым (вывоз ТБО) видам деятельности.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 28.08.2012 № 38-8-9/в утверждены тарифы на услугу в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую потребителям (населению) ОАО "С." в размере "..." руб. за 1 тн. в т.ч. НДС.
Согласно выставленных счетов-фактур и актов выполненных работ цена за оказанную услугу по вывозу мусора составляет "..." рубля за 1 куб. м, услуга по захоронению не указана. Хотя согласно договора и с учетом действующего законодательства ОАО "С." должно предоставлять счета-фактуры и акты выполненных работ в разрезе предоставленных услуг. Так как эти услуги являются разными и не могут быть взаимозаменяющимися.
Основополагающими параметрами при расчете необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу ТБО, является общий объем ТБО, который должен быть вывезен на объекты утилизации за определенный период.
Таким образом, ОАО "С." при заключении договора с организацией неоднократно вносило корректировки по объемам, так например в 2012 году вывозимый объем составлял 1396 куб. м, а в 2013 году объем составил 2171 куб. м, цена за указанный период не менялась.
Материалами дела также подтверждается, что ООО "Ч." понесен значительный ущерб, что характеризуется взятой в аренду специальной автомашины для выполнения условия договора с ООО УК ЖКХ "И." с момента расторжения договора простаивает, т.к. нет других объемов. Таким образом, по условию аренды автомашины предприятие вынуждено оплатить один миллион двести тысяч рублей, а также то, что водитель и грузчик вынуждены работать по сокращенному графику.
Таким образом, ОАО "С.", осуществляя услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов получает (может получить) преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности по отношению к другим участникам рынка оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов в городе Чебоксары.
Вышеназванные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствуют о том, что действия ОАО "С." непосредственно были направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед другим хозяйствующим субъектом ООО "Ч.".
Комиссия считает, что перечисленные действия предпринимателя нарушили нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости, а также направлены ОАО "С." на получение преимущественного положения и причинили ООО "Ч." убытки.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия приходит к следующим выводам.
Оба хозяйствующих субъекта ОАО "С." и ООО "Ч." оказывают услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в городе Чебоксары, т.е. осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке - на рынке оказания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в городе Чебоксары.
Совершенные действия ОАО "С." являются актом недобросовестной конкуренции, поскольку данные действия противоречат:
- законодательству Российской Федерации, а именно:
- Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- направлены на получение последним преимущества и причинили убытки ООО "Ч.".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Дополнительным соглашением от 19.02.2013 договор от 12.11.2012 № Ж 4289, заключенный между ОАО "С." и ООО "УК ЖКХ "И." расторгнут.
С учетом изложенного и применяя правовые нормы в совокупности с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком прекращено совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствует необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать действия ОАО "С." <...> нарушающими требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" производство по делу № 37/04-АМЗ-2013 в отношении ОАО "С." прекратить.

"..."

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.


------------------------------------------------------------------