Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.02.2014 по делу N А79-8044/2013 <В удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки, возникшей ненадлежащим исполнением обязательств по договору на выделение подвижного состава для выполнения пассажирских перевозок на внегородских автобусных маршрутах отказано, поскольку неправомерны и необоснованы>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу № А79-8044/2013

Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2014.
Полный текст решения изготовлен 14.02.2014.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции", 428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Мира, д. 78 "Д", ОГРН 1022101137233, ИНН 2126000549,
к индивидуальному предпринимателю Н., ОГРНИП 304213606900018, о взыскании 60000 руб.,
при участии:
от истца - С.Д. по доверенности от 23.12.2013, Р. по доверенности от 10.01.2014 № 07-12/0008,
ответчика Н., его представителя С.Ю. по доверенности от 22.04.2013,

установил:

открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции" (далее - ОАО "АвтоВАС") обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Н. о взыскании 60000 руб. неустойки.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору на выделение подвижного состава для выполнения пассажирских перевозок на внегородских автобусных маршрутах от 19.12.2008 № 076/п.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали, представили письменные пояснения по иску. Полагают, что ответчик должен нести ответственность за 120 случаев срыва автобусных рейсов за период с 01.01.2011 по 15.01.2011.
Ответчик и его представитель иск не признали, аргументировав возражения в отзыве (т. 1 л.д. 65 - 66, 121 - 122). Считают, что представленные истцом акты не являются надлежащими доказательствами допущенных истцом срывов автобусных рейсов, поскольку составлены истцом в одностороннем порядке. Полагают, что оформленные сторонами путевые листы подтверждают организацию ответчиком автобусных рейсов в спорный период.
Выслушав представителей сторон, ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.12.2010 по делу № А79-9308/2010, от 27.11.2012 по делу № А79-9126/2012 установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Минстрой Чувашии как организатор (заказчик) пассажирских перевозок в 2008 году провел открытый конкурс на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа.
Предметом конкурса являлось право на осуществление регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа по автобусным маршрутам, в том числе лот № 3 - маршрут № 112 "Чебоксары - (Пригородный автовокзал) - Моргауши (Автостанция с. Моргауши).
Предприниматель Н. принял участие в данном открытом конкурсе и признан победителем по лоту № 3.
Впоследствии Минстрой Чувашии и предприниматель Н. заключили договор от 25.03.2008 № 35/1 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа. В соответствии с пунктом 1.1 данного договора Минстрой Чувашии поручил, а предприниматель Н. принял на себя исполнение заказа на осуществление маршрутных пассажирских перевозок и обязался в период действия договора осуществлять перевозки пассажиров на маршрутах, указанных в приложении № 1 к договору, в соответствии с расписанием движения автобусов на маршруте (приложение № 2) и требованиями к качеству перевозок пассажиров в соответствии с приложением № 3 к договору по установленным действующим законодательством тарифам.
В приложении № 1 к указанному договору указан перечень автобусных маршрутов, обслуживаемых исполнителем, - маршрут № 112 "Чебоксары (Пригородный автовокзал") - Моргауши (Моргаушская автостанция).
Моргаушская автостанция, расположенная по схеме маршрута и являющаяся конечным пунктом маршрута, принадлежит ОАО "АвтоВАС".
В силу пунктов 4.6, 4.7 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 96 (далее - Положение № 96) перевозка пассажиров по маршрутам и расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается. Изменения расписания и схемы движения автобусов по маршрутам согласовываются и утверждаются организатором (заказчиком) пассажирских перевозок.
Перевозка пассажиров на внегородских маршрутах осуществляется исключительно от автовокзалов или других мест, определенных организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по согласованию с органами местного самоуправления.
Автовокзалы создаются по согласованию с организатором (заказчиком) пассажирских перевозок, как правило, в местах концентрации пассажиропотоков и с развитой транспортной сетью и осуществляют свою деятельность по перевозке пассажиров в соответствии с технологическим процессом, согласованным с организатором (заказчиком) пассажирских перевозок.
Министерство как организатор (заказчик) пассажирских перевозок в соответствии с пунктами 2.1 и 2.4 Положения № 96 определило расположения начальных и конечных остановочных пунктов маршрута в пассажирообразующих местах с учетом анализа действующей маршрутной сети, сложившегося пассажиропотока и дорожных условий по схеме.
Согласно пункту 4.5 Положения № 96, перевозчик обязан заключить договор с автовокзалами, расположенными по схеме маршрута.
Во исполнение данного требования 19.12.2008 открытым акционерным обществом "АвтоВАС" и индивидуальным предпринимателем Н. заключен договор № 076/п на выделение подвижного состава для выполнения пассажирских перевозок на внегородских автобусных маршрутах, предметом которого является скоординированная деятельность сторон по организации и осуществлению процесса пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородном автобусном маршруте № 121 "Чебоксары - Моргауши" по установленным государственными органами тарифам и по утвержденному в установленном законодательством порядке и согласованному сторонами расписанию движения автобусов (пункт 1.1 договора).
Приложением к договору, являющимся его неотъемлемой частью, являются паспорт автобусного маршрута и расписание движения автобусов, согласованное и утвержденное в установленном законодательством порядке (пункт 1.2 договора).
В пункте 7.3. договора от 19.12.2008 № 076/п указано, что данный договор вступает в силу с 01.01.2009 и действует по 31.12.2009. В случае если ни одна из сторон не заявит письменно другой стороне в срок не позднее чем за один месяц до окончания срока действия договора о нежелании его продления, договор считается пролонгированным на следующий год на указанных в нем условиях.
В соответствии с пунктом 5.2.1 договора за каждый срыв рейса, предусмотренного расписанием, предприниматель выплачивает обществу штраф в размере 500 руб. Рейс считает сорванным, если автобус не подан в пункт отправления или подан с опозданием более на 1 час от предусмотренного расписанием времени, а также снятием автотранспортного средства работниками автовокзала по причине прохождения предрейсового медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспорта.
Основанием для обращения истца с иском в суд послужили срывы ответчиком автобусных рейсов за период с 01.01.2011 по 15.01.2011.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Письмом от 25.01.2011 № 5-4/67 ОАО "АвтоВАС" направило в адрес ответчика сведения о срывах рейсов за спорный период (т. 1 л.д. 14 - 19). Претензией от 08.07.2013 № 09-юр/1527 истец потребовал от ответчика уплаты штрафа в размере 60000 руб. (т. 1 л.д. 20 - 21).
Вместе с тем, представленными ответчиком путевыми листами подтверждается организация ответчиком в спорный период автобусных рейсов на пригородном автобусном маршруте № 121 "Чебоксары - Моргауши" с отправлением рейсов из села Моргауши с автостанции "Никита" (т. 1 л.д. 127 - 150, т. 2 л.д. 1 - 31). Данный факт представителями истца подтвержден.
Согласно пункту 2.1.7. договора от 19.12.2008 № 076/п предприниматель Н. обязался осуществлять посадку пассажиров в автобусы только на перроне, т.е. специально установленном месте автовокзала (автостанции), не допуская случаев посадки пассажиров в неустановленных местах, в том числе на прилегающей к автовокзалу (автостанции) территории, под которой понималась прилегающая к автовокзалу территория в пределах 500 метров от внешней территории автовокзала (автостанции).
В силу пункта 5.2.3 договора от 19.12.2008 № 076/п за нарушение пункта 2.1.7. предприниматель выплачивает обществу штраф в размере стоимости полного билета за каждого безбилетного пассажира, от пункта его посадки до конечного пункта следования данного маршрута и стоимости каждого неоплаченного багажа.
Таким образом, условиями договора установлена самостоятельная ответственность предпринимателя за посадку пассажиров в неустановленных местах.
Следовательно, организация ответчиком в спорный период автобусных рейсов на пригородном автобусном маршруте № 121 "Чебоксары - Моргауши" с отправлением рейсов из села Моргауши с автостанции "Никита", а не с Моргаушской автостанции, принадлежащей открытому акционерному обществу "АвтоВАС", не может квалифицироваться в качестве срыва предпринимателем автобусных рейсов.
Исходя из изложенного, суд считает неправомерным и необоснованным начисление истцом штрафных санкций на срыв ответчиком автобусных рейсов в период с 01.01.2011 по 15.01.2011, поскольку ответчик такого нарушения не допускал.
Кроме того, суд учитывает следующее.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.11.2012 по делу № А79-9126/2012, автостанция "Никита", расположенная в с. Моргауши основана предпринимателем Н. Технологический процесс организации работы автостанции "Никита" утвержден ответчиком и согласован с Минстроем Чувашии 21.01.2011.
Письмом от 29.06.2012 № Минстрой Чувашии сообщил, что в связи с расположением в с. Моргауши двух автостанций "Моргаушская" и "Никита", технологический процесс которых согласован в соответствии с Положением № 96, перевозчику не запрещено право выбора объекта транспортной инфраструктуры в зависимости от условий, предложенных владельцем объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, действия ответчика по осуществлению посадки пассажиров на автостанции "Никита" в период с 01.01.2011 по 15.01.2011 нельзя признать неправомерными, так как они соответствуют требованиям Положения № 96 и не противоречат условиям договора от 19.12.2008 № 076/п.
Расходы по государственной пошлине суд относит на истца в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

открытому акционерному обществу "Автовокзалы и Автостанции" в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------