Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.02.2014 по делу N А79-12101/2012 <О признании не соответствующим законодательству постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 N 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного значения, каменного двухэтажного дома 1840 года постройки, по адресу: город Чебоксары, ул. Володарского 14/20>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу № А79-12101/2012

Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2014.

Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи,
судей,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы", ОГРН 1022101132877, ИНН 2128007476, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, д. 14,
к Кабинету Министров Чувашской Республики, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 10,
Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, ОГРН 1022101283951, ИНН 2129008793, 428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 84,
Министерству финансов Чувашской Республики, ОГРН 1022101151071, ИНН 2128017900, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Республики, д. 3, бюджетному учреждению Чувашской Республики "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, ОГРН 1022101136441, ИНН 2128007050, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 32,
Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, ОГРН 1042128009880, ИНН 2128054290, 428004, Чувашская Республика, Чебоксары, Президентский бульвар, д. 17, об оспаривании постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 в части, при участии:
от заявителя - директора общества П.А., П.И. по доверенности от 18.07.2012 № 185/12,
от Кабинета Министров Чувашии - И.А.В. по доверенности от 30.01.2014 № 5, от Минкультуры Чувашии - И.А.В. по доверенности от 30.01.2014 № 6,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы" (далее - ООО НПВП "Автоматизированные системы") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии), Министерству финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашии), бюджетному учреждению Чувашской Республики "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (далее - Учреждение) об исключении здания по адресу ул. К.Воробьевых (Володарского) д. 14 города Чебоксары из "дополнения списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране", установленного постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299.
Определением суда от 19.11.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (далее - Минкультуры Чувашии).
В ходе рассмотрения дела заявитель неоднократно уточнял заявленные требования, в конечном итоге пояснил, что фактически оспаривает постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 в части дополнения списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране, зданием по адресу ул. К.Воробьевых (Володарского) д. 14 города Чебоксары.
Определением суда от 19.03.2013 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Кабинет Министров Чувашской Республики.
19.04.2013 заявитель изменил предмет требования и просил признать недействующим постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в дополнительный список каменного двухэтажного здания 1840 года постройки, находящегося по адресу: город Чебоксары, ул. К.Воробьевых, д. 14 (ранее Володарского 14/20).
Заявление мотивировано следующим.
Постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране", опубликовано в Собрании законодательства Чувашской Республики № 8 от 30.10.2003.
В соответствии с данным постановлением в число памятников истории и культуры было включено здание по адресу г. Чебоксары, улица Володарского, д. 14/20 (ныне - улица К.Воробьевых, д. 14) которым заявитель пользуется на основании договора от 27.09.2002 о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование.
Данный договор был заключен в рамках мирового соглашения, заключенного между ООО НПВП "Автоматизированные системы", Минимуществом Чувашии, Минфином Чувашии и Учреждением, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.08.2000 по делу № А-38-9/73-2000.
Данным зданием заявитель пользуется в своих предпринимательских целях, а именно, предоставляет помещения в аренду третьим лицам. В связи с тем, что данное здание является памятником истории и культуры на заявителя возложена обязанность по содержанию облика здания (памятника). В соответствии с действующим законодательством работы по реставрации здания памятника могут осуществлять только специализированные строительные организации. В итоге заявитель не может самостоятельно осуществлять деятельность по реставрации и ремонту здания, что ограничивает его права и возлагает дополнительные обязанности по содержанию здания памятника.
Спорное здание считается памятником истории и культуры на основании постановления Совета Министров ЧАССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране".
Однако на момент публикации постановления Совета Министров ЧАССР, был принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В данном законе установлен иной принцип признания объектов памятниками истории и культуры. В этой связи постановление Совета Министров ЧАССР не могло вступить в силу, поскольку противоречит названному федеральному закону. Кроме того, данным федеральным законом на тот момент установлена другая процедура признания объекта памятником истории и культуры.
В соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.1978 отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производится Советами Министров автономных республик по согласованию с Министерством культуры РСФСР. Однако доказательств согласования с Министерством культуры РСФСР при издании постановления Совета Министров Чувашской АССР № 299 от 23.10.1990 не имеется.
В соответствии со статьей 29 Закона Чувашской Республики от 18.12.1979 "О Совете Министров Чувашской Республики" постановления Совета Министров публикуются в соответствующем сборнике. Однако указанное постановление до 2003 года не было опубликовано и до широкой публики не было доведено, что является нарушением.
Комитет Конституционного надзора СССР своим постановлением от 15.02.1991 № 16 (2-12) "О порядке реализации заключения комитета от 29 ноября 1990 года "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан" постановил:
"Пункт 1. Разъяснить, что по истечении трехмесячного срока со дня принятия заключения Комитета от 20 ноября 1990 года утрачивают силу те неопубликованные акты или их отдельные положения, которые ограничивают права граждан, возлагают на них обязанности и устанавливают юридическую ответственность".
По мнению заявителя, указанный пункт распространяется на все нормативно-правовые акты, которые не опубликованы независимо от того, когда они были приняты.
Постановление Совета Министров Чувашской АССР было опубликовано только в 2003 году. Соответственно, это постановление было недействительным с 20.02.1991.
29.11.1990 Комитет Конституционного надзора СССР в своем заключении "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан" признал, что в соответствии с Итоговым документом Венской встречи (1989 год) государства участники должны эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 год) гласит, что "законы, принятые по завершению соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех". Указанные положения подтверждены Парижской хартией для новой Европы (1990 год).
Перечисленным требованиям не соответствует постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299, следовательно, оно с 24.01.1991 утратило свою силу.
С учетом изложенного заявитель полагает, что оспариваемый акт не соответствует следующим актам:
- Акту СБСЕ. Итоговому документу Венской встречи 1989 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан в г. Вене 15.01.1989;
- Акту СБСЕ. Документу Копенгагенского совещания конференции по Человеческому измерению Копенгаген, 29 июня 1990 года;
- Закону РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры";
- Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации;
- постановлению Комитета Конституционного СССР от 29 ноября 1990 года "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан";
- Закону Чувашской Республики от 18.12.1979 "О Совете Министров Чувашской Республики".
В связи с изменением истцом предмета требования, принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сформирован коллегиальный состав судей для рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта.
Определением суда от 12.07.2013 производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.07.2013 о прекращении производства по делу отменено, дело направлено на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
В судебном заседании представители заявителя требование поддержали.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Минкультуры Чувашии требования не признал по основаниям, приведенным в отзыве, в котором указано следующее.
Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Каменный двухэтажный дом, 1840 г." (Здание уездного духовного училища), находящийся по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского, д. 14/20, постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 включен в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране как памятник местного (АССР) значения. Распоряжением администрации города Чебоксары от 19.04.2001 № 858-р улица Володарского переименована в улицу Композиторов Воробьевых.
В тот период времени, когда было принято постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране", действовал Закон РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Статьей 17 данного Закона РСФСР предусматривалось, что в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на общесоюзного, республиканского и местного значения. При этом согласно статье 18 Закона РСФСР решения об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения принимались советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Каменный двухэтажный дом, 1840 г." (Здание уездного духовного училища), находящийся по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского, д. 14/20, вошел в проект охранных зон г. Чебоксары Чувашской Республики, разработанный Российским республиканским специализированным научно-реставрационным объединением "РОСРЕСТАВРАЦИЯ", согласованный с Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР 20.07.1978 № 17-11-ра.
Сам по себе факт согласования данного проекта охранных зон г. Чебоксары Чувашской Республики с Министерством культуры РСФСР говорит о подтверждении Министерством культуры РСФСР исторической ценности данного здания и по фотографии наглядно видно, что речь идет именно об этом здании.
11.12.1994 составлена учетная карточка объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Каменный двухэтажный дом, 1840 г." (Здание уездного духовного училища), находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского, д. 14/20.
Имеется заключение кандидата архитектуры И.А.А. от 27.06.1990 о зданиях, предлагаемых к постановке под охрану государства в качестве памятников истории и культуры.
При проведении процедуры выявления объекта недвижимости, его обследования, определения его исторической ценности, фиксации и изучения, составления учетных документов, предшествующих включению в перечень памятников истории и культуры были соблюдены нормы Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865, Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 № 203.
Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, принятой Верховным Советом РСФСР 12.04.1978, действовавшей на момент принятия постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 обязательность опубликования нормативных правовых актов не предусмотрена.
Статьей 29 Закона Чувашской АССР от 18.12.1979 "О Совете Министров Чувашской АССР" предусмотрено, что постановления Совета Министров Чувашской АССР публикуются в Сборнике постановлений Правительства Чувашской АССР, а при необходимости широкого и немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения средствами массовой информации. Данным законом не регламентировано, с какого момента вступают в силу постановления Совета Министров Чувашской АССР и требуется ли для вступления их в силу опубликование.
Норма о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, появилась лишь в статье 3 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993.
В 1992 году согласно статье 10 Закона Чувашской Республики от 31.07.1992 "О Совете Министров Чувашской Республики" предусматривалось, что акты Совета Министров Чувашской Республики вступали в силу с момента их подписания, если иное не было определено в самом акте. В данном случае не сказано о вступлении в силу нормативных правовых актов Совета Министров Чувашской Республики с момента их опубликования.
В то же время текст постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" был опубликован в официальном периодическом издании - информационный бюллетень "Собрание законодательства Чувашской Республики" (№ 9 за 2003 год).
Таким образом, в период времени принятия постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" законодательство не предусматривало обязательного официального опубликования нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти, а также не имелось положений о том, что нормативные правовые акты Совета Министров Чувашской АССР подлежат применению лишь при условии их официального опубликования в связи с чем, постановление Совета Министров Чувашской АССР вступило в законную силу и подлежит применению.
Следовательно, данный нормативный правовой акт действует с момента его подписания.
Заявителем в своих требованиях не указаны последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые бы повлияли на какие-либо права ООО НПВП "Автоматизированные системы".
Включение дома № 14 по ул. Композиторов Воробьевых, г. Чебоксары, в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) не может повлечь никаких юридических последствий, так как в любом случае есть заключенный договор о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование от 27.09.2002 между Минимуществом Чувашии, ГУК "Государственный центр по охране культурного наследия" Минкультуры Чувашии и ООО НПВП "Автоматизированные системы" со сроком его действия - до 01.09.2025.
Договором о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование установлено, что ссудополучатель - ООО НПВП "Автоматизированные системы" - обязуется:
- содержать здание-памятник в полной исправности и образцовом санитарном состоянии;
- нести все расходы по содержанию и эксплуатации здания-памятника, в том числе своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, ремонтно-восстановительные и реставрационные работы по предварительно согласованной с Минимуществом Чувашии и ГУК "Государственный центр по охране культурного наследия" Минкультуры Чувашии проектно-сметной документации;
- не производить перепланировок, переоборудования и других необходимых улучшений передаваемого объекта, вызываемых потребностями ООО НПВП "Автоматизированные системы", без письменного разрешения Минимущества Чувашии и ГУК "Государственный центр по охране культурного наследия" Минкультуры Чувашии.
Ссылка заявителя на то, что, поскольку спорное здание является памятником истории и культуры, это налагает на него обязанность по содержанию облика здания (памятника), лишает его возможности делать самостоятельно без привлечения специализированных организаций текущий и капитальный ремонт, содержать здание должным образом, необоснованна, поскольку в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном данным Федеральным законом, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Из чего можно сделать вывод о том, что в данном случае исключение здания по адресу: г. Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых (Володарского), д. 14, из дополнения списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране, установленного постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299, не имеет никакого юридического значения для возникновения, изменения и прекращения прав ООО НПВП "Автоматизированные системы" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не порождает по своей природе никаких юридических последствий.
Кроме того, спорное здание согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 16.08.2013 № 1185 "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Каменный двухэтажный дом (г. Чебоксары) в едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и данному зданию присвоен регистрационный номер 211310009320005.
Признание Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии недействующим постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в дополнительный список каменного двухэтажного здания 1840 г. постройки, находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, д. 14 (ранее Володарского д. 14/20), не повлечет никаких юридических последствий.
Предпринимая меры по исключению данного памятника из списка памятников истории и культуры, ООО НПВП "Автоматизированные системы" пытается уйти от бремени содержания данного памятника.
Заявителем в качестве способа защиты, по его мнению, нарушенного права, выставлено требование - о признании недействующим постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в дополнительный список каменного двухэтажного здания 1840 г. постройки, находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, д. 14 (ранее Володарского д. 14/20).
В силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
При этом заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения и избранный истцом способ защиты должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно положениям части 3 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона.
Как было указано, в настоящее время приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.08.2013 № 1185 объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1). Сведения реестра объектов культурного наследия являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3).
По смыслу статей 23, 28 - 32 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", документом, на основании которого может быть принято решение об исключении объекта из списка объектов культурного наследия, является заключение историко-культурной экспертизы.
И поскольку такая экспертиза не проводилась, у суда для исключения спорного здания из списка объектов культурного наследия оснований не имеется.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" реестр объектов культурного наследия формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра объектов культурного наследия, в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Согласно статье 23 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" исключение из реестра объектов культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:
в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;
в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
При этом исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
В данном случае, исключение объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Каменный двухэтажный дом, 1840 г." (Здание уездного духовного училища), находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского, д. 14/20 из списка памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, как памятник местного (АССР) значения, утвержденного постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299, является равнозначным по правовой природе действиям, находящимся в компетенции Правительства Российской Федерации.
Исключение здания из перечня повлечет снятие с государственной охраны объекта культурного наследия, без соблюдения установленной федеральным законодательством правовой процедуры.
Оспариваемый в настоящем деле объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Каменный двухэтажный дом, 1840 г." (Здание уездного духовного училища), находящийся по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского, д. 14/20 (распоряжением администрации города Чебоксары от 19 апреля 2001 г. № 858-р улица Володарского переименована в улицу Композиторов Воробьевых) в настоящее время прошел государственную историко-культурную экспертизу документов, обосновывающих регистрацию вышеуказанного объекта культурного наследия регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (акт от 02.04.2013).
Таким образом, поскольку удовлетворение требований заявителя в заявленном виде непосредственно не приведет к изменению объема прав и обязанностей заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности им выбран не обеспечивающий восстановление его прав, ненадлежащий способ защиты.
При этом заявитель не лишен возможности защиты нарушенного права в суде по гражданскому спору, представляя в подтверждение этого довода соответствующие доказательства.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В заседании суда 03.02.2014 объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 06.02.2014.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд установил.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 список памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране, дополнен объектом - каменное двухэтажное здание 1840 года постройки, находящееся по адресу: город Чебоксары, ул. К.Воробьевых, д. 14 (ранее Володарского 14/20).
Данный акт, в том числе в оспариваемой части, отвечает признакам нормативного акта, поскольку вводит специальный правовой режим относительно использования и отчуждения объекта недвижимости, обязательный для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение и направленный на урегулирование общественных отношений.
На момент принятия постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 действовал Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
В соответствии со статьей 18 названного Закона отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производится Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Согласно статье 8 Закона Чувашской АССР от 18 декабря 1979 года "О Совете Министров Чувашской АССР" полномочия по осуществлению мер по охране памятников истории и культуры были отнесены к ведению Совета Министров Чувашской АССР.
Следовательно, постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23 октября 1990 года № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" было принято органом исполнительной власти Чувашской Республики (Совет Министров Чувашской АССР) в пределах его компетенции.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, так как в материалах дела отсутствуют доказательства согласования с Министерством культуры РСФСР вопроса отнесения каменного двухэтажного здания 1840 года постройки, находящегося по адресу: город Чебоксары, ул. К.Воробьевых, д. 14 (ранее Володарского 14/20), к категории памятников местного значения.
Ссылка представителя Кабинета Министров Чувашской Республики и Минкультуры Чувашии на то обстоятельство, что такое согласование фактически имело место при установлении охранных зон г. Чебоксары, судом отклоняется по следующим основаниям.
В подтверждение своего довода Минкультуры Чувашии представило в материалы дела выдержки из проекта охранных зон г. Чебоксары Чувашской АССР (т. 3, л.д. 130 - 132). На титульном листе этого проекта имеется отметка о его согласовании с Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, датированная 20.07.1978.
По мнению суда, указанную отметку нельзя приравнять к согласованию с Министерством культуры РСФСР вопроса об отнесении здания, находящегося по адресу: город Чебоксары, ул. К.Воробьевых, д. 14 (ранее Володарского 14/20), к категории памятников местного значения, так как в данном случае согласовывался проект охранных зон г. Чебоксары, а не конкретных памятников истории и культуры. Кроме того, отметка была проставлена до принятия Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", в связи с чем нельзя считать ее сделанной во исполнение данного Закона.
С учетом изложенного постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 было принято без соблюдения действовавшего в период его принятия законодательства.
Суд также принимает доводы заявителя о незаконности оспариваемого акта в связи с его неопубликованием.
Действовавшее на момент принятия постановления Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 законодательство, в том числе Закон Чувашской Республики от 18.12.1979 "О Совете Министров Чувашской АССР", не требовало обязательного опубликования нормативных правовых актов, как необходимого условия для вступления их в силу.
Требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, как обязательное условие применения этих актов было установлено Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29.11.1990 № 12 (2-12) "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан".
В пункте 2 данного Заключения указано, что ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия настоящего Заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу.
По смыслу Заключения оно охватывает все акты, имеющие нормативный характер, независимо от органа, их принявшего.
Оспариваемый акт был принят 23.10.1990. Доказательств его опубликования в течение трех месяцев после Заключения Комитета конституционного надзора СССР от 29.11.1990 № 12 (2-12) материалы дела не содержат.
В связи с этим оспариваемый акт утратил силу после 29.02.1991. Факт его опубликования в 2003 году не имеет правового значения и не легитимизирует данный акт, так как на тот момент вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", устанавливающий новый порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры.
Аргумент Кабинета Министров Чувашской Республики и Минкультуры Чувашии о том, что постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 в оспариваемой части не нарушает прав заявителя, суд отклоняет в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что здание, находящееся по адресу: город Чебоксары, ул. К.Воробьевых, д. 14 (ранее - Володарского 14/20), было приобретено правопредшественником ООО НПВП "Автоматизированные системы" по договору купли-продажи от 13.09.1991.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.1993 по делу № 702/93 договор от 13.09.1991 был признан недействительной сделкой.
Впоследствии, в рамках дела № 2046/97 Чебоксарское предприятие "Банковские автоматизированные системы", правопреемником которого является ООО "НПВП "Автоматизированные системы", обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Государственному комитету по управлению государственным имуществом Чувашской Республики о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора от 13.09.1991, заключенного между территориальным строительным объединением "Чувашстрой" (продавцом) и Чебоксарским малым предприятием "Банковские автоматизированные системы" (покупателем), о купле-продаже здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского, д. 14, путем взыскания с ответчика 1800000000 рублей стоимости покупки указанного здания в ценах 1995 года и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 04.12.1997 к участию в деле привлечены: в качестве соответчиков - Министерство финансов Чувашской Республики и научно - производственный центр "Наследие"; в качестве третьих лиц - строительно-промышленная ассоциация "Чувашстрой", администрация города Чебоксары и Чебоксарское муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Жилстрой".
В процессе рассмотрения дела истец заявлением от 13.01.1998 увеличил цену иска до 4002210000 руб., составляющих сумму компенсации по возмещению всего переданного им по ничтожной сделке, определенную по состоянию на 01.01.1998.
Решением от 13.01.1998 суд удовлетворил исковые требования частично, в сумме 610 рублей, уплаченных покупателем по договору купли-продажи от 13.09.1991, взыскав эту сумму с Министерства финансов Чувашской Республики. В остальной части иска суд отказал, сославшись на то, что законодательством не предусмотрена индексация сумм, уплаченных истцом в 1991 году по недействительной сделке.
Определением от 13.01.1998 в данное решение суд внес изменения по размеру подлежащей взысканию государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.04.1998 решение оставлено без изменения.
Определением суда от 06.08.1998 в резолютивную часть этого постановления внесено изменение по размеру подлежащей взысканию государственной пошлины.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 16.07.1998 отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и отказал в иске по следующим мотивам. Возврат всего полученного по договору от 13.09.1991 касается сторон, заключивших этот договор. Ни один из ответчиков, привлеченных к участию в деле, не является стороной по указанному договору и правопреемником ликвидированной организации. Субъекты Российской Федерации не отвечают по обязательствам юридических лиц.
Определением кассационной инстанции от 17.07.1998 в резолютивную часть постановления от 16.07.1998 внесено изменение по размеру подлежащей взысканию государственной пошлины.
Определением кассационной инстанции от 22.04.1999 истцу отказано в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления от 16.07.1998. Представленный заявителем судебный акт по делу № 2254/98 Арбитражного суда Чувашской Республики не признан содержащим вновь открывшиеся обстоятельства.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2000 № 7785/99 решение и определение от 13.01.1998, постановление апелляционной инстанции от 17.04.1998, определение от 06.08.1998 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № 2046/97 и постановление от 16.07.1998, определение от 17.07.1998 Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Чувашской Республики.
Впоследствии данное дело было передано на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.08.2000 по делу № 9/73-2000 утверждено мировое соглашение от 05.08.2000, заключенное ООО "НПВП "Автоматизированные системы", Минимуществом Чувашии, Минфином Чувашии, Государственным центром по охране культурного наследия Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, являющимся правопредшественником Учреждения, в соответствии с условиями которого Мингосимущество в течение 10 дней со дня подписания мирового соглашения обязано передать Предприятию по договору безвозмездного пользования здание № 14 по улице Володарского (ныне - улица Композиторов Воробьевых) в городе Чебоксары сроком на 25 лет с момента подписания акта приемки-передачи до 01.09.2025.
Мингосимущество (ссудодатель), Центр (балансодержатель) и ООО "НПВП "Автоматизированные системы" (ссудополучатель) заключили договор о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование от 10.08.2000 № 68, по которому ссудодатель при участии балансодержателя обязуется передать в безвозмездное пользование ссудополучателю нежилые помещения общей площадью 1042,6 кв. м, расположенные в здании (памятнике истории и культуры) по адресу: город Чебоксары, улица Володарского, дом 14, являющемся собственностью Чувашской Республики, для использования в уставных целях. Срок действия договора устанавливается с момента фактической передачи вещи согласно акту приема-передачи до 01.09.2025.
Указанные помещения ООО "НПВП "Автоматизированные системы" получило от балансодержателя по акту приема-передачи от 10.08.2000.
Мингосимущество (ссудодатель), Центр (балансодержатель) и ООО "НПВП "Автоматизированные системы" (ссудополучатель) заключили договор от 27.09.2002 о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование. В соответствии с условиями названной сделки ссудодатель при участии балансодержателя на основании мирового соглашения от 05.08.2000 передает в безвозмездное пользование ссудополучателю здание № 14 в соответствии с техническим паспортом указанного объекта (памятника истории, архитектуры и культуры), расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Композиторов Воробьевых, дом 14, являющегося собственностью Чувашской Республики, для использования в уставных целях. Срок действия договора установлен до 01.09.2025.
Таким образом, ООО НПВП "Автоматизированные системы" является пользователем здания, находящегося по адресу: город Чебоксары, ул. К.Воробьевых, д. 14 (ранее Володарского 14/20).
Оспариваемый акт нарушает экономические интересы заявителя, как пользователя данного здания, так как ограничивает его права и возлагает на него дополнительные обязанности.
Довод Кабинета Министров Чувашской Республики и Минкультуры Чувашии о том, что удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя в связи с регистрацией приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.08.2013 № 1185 названного здания в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), не может быть принят во внимание, поскольку предусмотренная частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим судом установлена, что является необходимым и достаточным основанием для признания требований заявителя законными и обоснованными.
Государственная пошлина подлежит отнесению на ответчиков, которые в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать постановление Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране как памятники местного (АССР) значения, каменного двухэтажного дома 1840 года постройки, по адресу: город Чебоксары, ул. Володарского 14/20, не соответствующим Закону РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.1978 и недействующим в указанной части.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------