Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 12.02.2014 N 33-591/2014 <Об отмене Решения Шумерлинского районного суда ЧР от 01.07.2013 и дополнительного решения Шумерлинского районного суда ЧР от 20.11.2013 в части признания недействительной и недействующей вцелом Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. N 182>
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. № 33-591/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Блиновой М.А., Шумилова А.А.,
при секретаре Михайловой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22.03.2007 № 182; о признании земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: г. Шумерля, ул. Косточкина расположенным в зоне Ж-1, то есть в зоне жилой многоэтажной застройки, поступившее по апелляционным жалобам представителя администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики - Я.В.В. и апелляционным представлениям старшего помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 01 июля 2013 г. и на дополнительное решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя заинтересованных лиц администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики - Я.В.В., поддержавшего доводы апелляционных жалоб; прокурора Ивановой И.Г., поддержавшей доводы апелляционного представления; представителя заявителя П.Е.И. - К.Н.Н., возражавшей против доводов апелляционных жалоб и представления прокурора, судебная коллегия
установила:
П.Е.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22.03.2007 № 182, опубликованной в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35) и признании, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: город Шумерля Чувашской Республики, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1).
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с постановлением администрации г. Шумерля от 21 ноября 2011 г. "О предоставлении земельного участка для строительства гаражных боксов по ул. Косточкина" ему был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: город Шумерля, ул. Косточкина; был заключен договор аренды. В соответствии со ст. ст. 5, 25 Земельного кодекса РФ право на земельный участок он зарегистрировал в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР. Постановлением администрации г. Шумерля от 19 марта 2012 г. было отменено постановление администрации г. Шумерля от 21 ноября 2011 г., поскольку вид разрешенного использования земельного участка - для строительства гаражных боксов не входит в перечень видов разрешенного использования, установленный Правилами землепользования и застройки г. Шумерля, утв. решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 № 182 для данной территориальной зоны "Ц-1" (Зона городского центра). Последнее постановление было вынесено в соответствии со Схемой к Правилам землепользования и застройки г. Шумерля. Данные Правила опубликованы в Вестнике администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35). Опубликованная Схема к Правилам не соответствует и противоречит Схеме функционального зонирования Генерального плана города Шумерля, утв. решением Собрания депутатов города Шумерля ЧР от 12 мая 2006 г. № 78. Схема к Правилам землепользования и застройки должна основываться на материалах Генерального плана города Шумерля. Об этом указано и в ст. 28.1 Правил землепользования и застройки города Шумерля. Считает, что Схема к Правилам не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану города Шумерля. На основании ст. 46, 45 Конституции Российской Федерации, ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, ст. 12, 13 ГК РФ, ст. 256 ГПК РФ просит удовлетворить требования.
В судебном заседании П.Е.И. заявления о признании недействительным (недействующим) муниципального нормативного акта поддержал по изложенным основаниям.
Представитель заявителя П.Е.И. - К.Н.Н. суду пояснила, что согласно ст. 28 Правил землепользования и застройки города Шумерля, последние должны приниматься на основе Генерального плана. Схема в Правилах противоречит Схеме функционального зонирования, предусмотренного Генеральным планом города Шумерля. Согласно Схеме функционального зонирования Генерального плана, участок, что был предоставлен П.Е.И., находится в зоне "Ж-1", согласно же Схеме к Правилам - в зоне "Ц-1". О том, что в действительности это зона "Ж-1" подтверждает и то, что там находятся 7 многоквартирных жилых домов, один из которых введен в 2010 г. По кадастровому плану назначение земельного участка - для строительства гаражных боксов. Все это указывает о том, что Схема к Правилам не соответствует градостроительным регламентам по Генеральному плану, нормам Градостроительного кодекса РФ, поэтому ее следует признать недействительной с момента принятия. Принимая решения по делам в отношении П.Е.И., суды руководствовались этой Схемой к Правилам, и у истца нарушено право на строительство гаражей. Кроме того, П.Е.И. является жителем города Шумерля и вправе оспорить муниципальные акты.
Представитель заинтересованных лиц Собрания депутатов города Шумерля и администрации г. Шумерля - Я.В.В. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Полагают, что П.Е.И. не доказан факт нарушения его прав, т.к. спорный земельный участок заявителю не принадлежит и он не вправе обращаться в суд с заявлением об оспаривании указанного муниципального акта. Правила землепользования и застройки города Шумерля не противоречат федеральному законодательству. Спорный участок находится рядом с многоэтажной застройкой, в перспективе будет предназначен для многоэтажной застройки или расширения стадиона. Распоряжение муниципальной собственностью находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Спорный земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по улице Косточкина г. Шумерля являлся предметом судебного разбирательства Шумерлинского районного суда (дело № 2-732-2012) по иску администрации г. Шумерля к П.Е.И. о расторжении договора аренды земельного участка. Тогда суд установил, что земельный участок находится в зоне "Ц-1" (Зоне городского центра), и что это не противоречит Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2013 г. постановлено:
"Признать недействительной Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованного в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)).
Признать, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: город Шумерля Чувашской Республики, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1)".
Дополнительным решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2013 г. постановлено:
"Признать недействующей Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованного в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)) - со дня принятия".
На указанные выше решение и дополнительное решение суда представителем администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля - Я.В.В. поданы апелляционные жалобы, Шумерлинским межрайонным прокурором принесено апелляционное представление.
В апелляционных жалобах представителя заинтересованных лиц Я.В.В. ставится вопрос об отмене решения суда в полном объеме по мотивам незаконности и необоснованности, поскольку оспариваемая схема к Правилам землепользования и застройки города Шумерля не нарушает права заявителя П.Е.И., т.к. на момент судебного разбирательства спорный земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по улице Косточкина г. Шумерля не принадлежит на каком-либо вещном праве заявителю, в судебном порядке договор аренды земельного участка с П.Е.И. расторгнут.
В апелляционном представлении прокурор просит изменить решение суда, признав Схему к Правилам землепользования и застройки недействующей только в части отнесения территориальной зоны, в которой находится земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по улице Косточкина г. Шумерля, к зоне городского центра (Ц-1).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики - Я.В.В. поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Суду пояснил, что не оспаривает обстоятельство того, что в схеме к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утв. Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 по территориальной зоне ул. Косточкина города Шумерля в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 отнесена к зоне городского центра (ц-1), а в Генеральном плане города Шумерля, утв. решением Собрания депутатов города Шумерля ЧР от 12 мая 2006 г. № 78. указана иная зона функционального зонирования - зона жилой застройки. Поэтому разработан проект решения Собрания депутатов города Шумерля о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки г. Шумерля.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор И.И.Г. поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель заявителя П.Е.И. - К.Н.Н. в суде апелляционной инстанции просит в удовлетворении апелляционных жалоб и представления прокурора на судебное решение отказать. Суду пояснила, что права и законные интересы заявителя нарушены Правилами землепользования и застройки г. Шумерля в части схемы относительно территориального зонирования по ул. Косточкина г. Шумерля.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах представлении, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании постановления администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 21 ноября 2011 г. П.Е.И. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, расположенный по адресу: г. Шумерля, ул. Косточкина, в кадастровом квартале 21:05:010118, площадью 873 кв. м, в аренду сроком на 5 лет для строительства гаражных боксов.
Постановлением администрации г. Шумерля от 19 марта 2012 г. № 192 постановление № 1030 от 21 ноября 2011 г. "О предоставлении земельного участка для строительства гаражных боксов по ул. Косточкина" отменено в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка - для строительства гаражных боксов, не входит в перечень видов разрешенного использования, установленный Правилами землепользования и застройки г. Шумерля для данной территориальной зоны (Ц-1 - зона городского центра).
П.Е.И., считая, что Правила землепользования и застройки г. Шумерля в части установления зоны Ц-1 в Схеме к Правилам противоречат Генеральному плану г. Шумерля и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением о признании Схемы к Правилам недействующей.
Правила землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденные решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 являются муниципальным нормативным актом, принятым представительным органом местного самоуправления. Схема по территориальному зонированию является составной частью указанного муниципального нормативного акта.
В силу статьи 253 ГПК РФ основанием признания нормативного акта недействующим является несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Документом территориального планирования г. Шумерля является Генеральный план города Шумерля (статья 18 Градостроительного кодекса РФ), а документом градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки города Шумерля (статья 30 Градостроительного кодекса РФ). Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
В соответствии со статьей 18 Кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 24 Кодекса генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
На основании ч. 3 ст. 23 Кодекса генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 4 статьи 23 Кодекса положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 23 Кодекса на указанных в п. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Как следует из статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В соответствии с положениями пунктов 6, 8 статьи 1, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ градостроительным зонированием признается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Согласно части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ решение об утверждении правил землепользования и застройки может быть оспорено в судебном порядке.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Кодекса подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 9 указанной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Частью 10 статьи 31 Кодекса установлено, что по результатам указанной в части 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 этой статьи, в комиссию на доработку.
В силу положений п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГК РФ территориальных зон.
В силу пункта 2 ст. 33 Кодекса несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положения правил землепользования и застройки, в том числе, предусматривающие параметры градостроительного зонирования, должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе генеральному плану.
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов г. Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 утверждены Правила землепользования и застройки г. Шумерля (далее - Правила). Указанные Правила вместе со Схемой, являющейся Приложением к ним, опубликованы в газете "Вестник администрации г. Шумерли" от 6 апреля 2007 г. № 4 (35).
Генеральный план города Шумерли утвержден решением Собрания депутатов г. Шумерля Чувашской Республики от 12 мая 2006 г. № 78.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Шумерля земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, расположенный по адресу: г. Шумерля, ул. Косточкина, в кадастровом квартале 21:05:010118, площадью 873 кв. м, отнесен к зоне городского центра (зона Ц-1), тогда как согласно схеме функционального зонирования Генерального плана города Шумерля указанный земельный участок включен в зону жилой застройки (зона Ж-1).
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции установил, что Схема к Правилам землепользования и застройки города Шумерля противоречит положениям ст. ст. 24, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации как не соответствующая Генеральному плану города Шумерли и признал недействующей Схему в целом по всем территориальным зонам со дня принятия.
Вместе тем, в своем заявлении П.Е.И. указывал на нарушение его прав оспариваемым муниципальным нормативным актом только в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1); вопрос о соответствии границ иных территориальных зон требованиям Градостроительного плана не являлся предметом проверки суда. Соответственно имелись основания для признания недействующей Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 в рамках настоящего дела только в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1). При изложенных обстоятельствах доводы апелляционного представления прокурора на решение суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля - Я.В.В. о том, что Схема к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля в полном объеме, в том числе в части ул. Косточкина, не нарушает и не затрагивает права и интересы заявителя. В материалах дела имеются постановления администрации г. Шумерля, вынесенные в отношении П.Е.И. относительно земельного участка по ул. Косточкина г. Шумерля, со ссылкой на Схему территориального зонирования Ц-1 Правил землепользования и застройки г. Шумерля.
Производство по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 относительно иных территориальных зон, подлежит прекращению, поскольку в указанной части нормативный акт явно не затрагивает и не нарушает права и законные интересы заявителя. В судебном заседании суда первой инстанции П.Е.И. также ссылался на нарушение его прав принятым муниципальным нормативным актом только в части отнесения к территориальной зоне Ц-1 земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина, несмотря на требования в резолютивной части заявления о признании недействительной (недействующей) всей Схемы к Правилам землепользования и застройки.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно абз. 3, 4 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Поскольку Правила землепользования и застройки города Шумерля с учетом Схемы территориальных зон применялись на территории муниципального образования и на основании них реализовывались права граждан и организаций, судебная коллегия полагает необходимым признать недействующей со дня вынесения настоящего апелляционного определения Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованных в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)) в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1).
В рамках дела об оспаривании нормативного правового акта в порядке главы 24 ГПК РФ, требования Павлова Евгения Ивановича в части признания, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1), не подлежат удовлетворению. Заявляя такие требования, заявитель фактически просит внести соответствующие изменения в муниципальный нормативный правовой акт - в схему к Правилам землепользования и застройки г. Шумерля. Вместе с тем внесение изменений в нормативный акт (в рассматриваемом случае в Правила землепользования и застройки г. Шумерля) является прерогативой законодателя, а не суда. Заявитель вправе в порядке искового производства обращаться с иском о своих вещных и обязательственных правах на земельный участок.
Таким образом, решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2013 г. и дополнительное решение суда от 20 ноября 2013 г. подлежат отмене в части признания недействительной и недействующей в целом Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182, с вынесением нового решения о признании указанного муниципального нормативного акта недействующим со дня вынесения настоящего апелляционного определения в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1).
Производство по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 относительно иных территориальных зон подлежит прекращению. Требования Павлова Евгения Ивановича в части признания, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1) не подлежат удовлетворению, поскольку внесение изменений в нормативные правовые акты является прерогативой законодателя.
В остальной части апелляционные жалобы представителя администрации города Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Я.В.В. подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2013 г. и дополнительное решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2013 г. отменить в части признания недействительной и недействующей в целом Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 и удовлетворения требований об отнесении земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина к территориальной зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1) и вынести по указанным требованиям новое решение, изложив решение суда в следующей редакции:
"Признать недействующей со дня вынесения настоящего апелляционного определения Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованных в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)) в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1).
В удовлетворении требований Павлова Евгения Ивановича в части признания, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1), отказать.
Производство по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 относительно иных территориальных зон, прекратить".
В остальной части в удовлетворении апелляционных жалоб представителя администрации города Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Я.В.В. отказать.
Председательствующий
Т.Н.ЕВЛОГИЕВОЙ
Судьи:
М.А.БЛИНОВОЙ
А.А.ШУМИЛОВА
------------------------------------------------------------------
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. № 33-591/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Блиновой М.А., Шумилова А.А.,
при секретаре Михайловой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22.03.2007 № 182; о признании земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: г. Шумерля, ул. Косточкина расположенным в зоне Ж-1, то есть в зоне жилой многоэтажной застройки, поступившее по апелляционным жалобам представителя администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики - Я.В.В. и апелляционным представлениям старшего помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 01 июля 2013 г. и на дополнительное решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя заинтересованных лиц администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики - Я.В.В., поддержавшего доводы апелляционных жалоб; прокурора Ивановой И.Г., поддержавшей доводы апелляционного представления; представителя заявителя П.Е.И. - К.Н.Н., возражавшей против доводов апелляционных жалоб и представления прокурора, судебная коллегия
установила:
П.Е.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22.03.2007 № 182, опубликованной в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35) и признании, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: город Шумерля Чувашской Республики, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1).
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с постановлением администрации г. Шумерля от 21 ноября 2011 г. "О предоставлении земельного участка для строительства гаражных боксов по ул. Косточкина" ему был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: город Шумерля, ул. Косточкина; был заключен договор аренды. В соответствии со ст. ст. 5, 25 Земельного кодекса РФ право на земельный участок он зарегистрировал в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР. Постановлением администрации г. Шумерля от 19 марта 2012 г. было отменено постановление администрации г. Шумерля от 21 ноября 2011 г., поскольку вид разрешенного использования земельного участка - для строительства гаражных боксов не входит в перечень видов разрешенного использования, установленный Правилами землепользования и застройки г. Шумерля, утв. решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 № 182 для данной территориальной зоны "Ц-1" (Зона городского центра). Последнее постановление было вынесено в соответствии со Схемой к Правилам землепользования и застройки г. Шумерля. Данные Правила опубликованы в Вестнике администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35). Опубликованная Схема к Правилам не соответствует и противоречит Схеме функционального зонирования Генерального плана города Шумерля, утв. решением Собрания депутатов города Шумерля ЧР от 12 мая 2006 г. № 78. Схема к Правилам землепользования и застройки должна основываться на материалах Генерального плана города Шумерля. Об этом указано и в ст. 28.1 Правил землепользования и застройки города Шумерля. Считает, что Схема к Правилам не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану города Шумерля. На основании ст. 46, 45 Конституции Российской Федерации, ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, ст. 12, 13 ГК РФ, ст. 256 ГПК РФ просит удовлетворить требования.
В судебном заседании П.Е.И. заявления о признании недействительным (недействующим) муниципального нормативного акта поддержал по изложенным основаниям.
Представитель заявителя П.Е.И. - К.Н.Н. суду пояснила, что согласно ст. 28 Правил землепользования и застройки города Шумерля, последние должны приниматься на основе Генерального плана. Схема в Правилах противоречит Схеме функционального зонирования, предусмотренного Генеральным планом города Шумерля. Согласно Схеме функционального зонирования Генерального плана, участок, что был предоставлен П.Е.И., находится в зоне "Ж-1", согласно же Схеме к Правилам - в зоне "Ц-1". О том, что в действительности это зона "Ж-1" подтверждает и то, что там находятся 7 многоквартирных жилых домов, один из которых введен в 2010 г. По кадастровому плану назначение земельного участка - для строительства гаражных боксов. Все это указывает о том, что Схема к Правилам не соответствует градостроительным регламентам по Генеральному плану, нормам Градостроительного кодекса РФ, поэтому ее следует признать недействительной с момента принятия. Принимая решения по делам в отношении П.Е.И., суды руководствовались этой Схемой к Правилам, и у истца нарушено право на строительство гаражей. Кроме того, П.Е.И. является жителем города Шумерля и вправе оспорить муниципальные акты.
Представитель заинтересованных лиц Собрания депутатов города Шумерля и администрации г. Шумерля - Я.В.В. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Полагают, что П.Е.И. не доказан факт нарушения его прав, т.к. спорный земельный участок заявителю не принадлежит и он не вправе обращаться в суд с заявлением об оспаривании указанного муниципального акта. Правила землепользования и застройки города Шумерля не противоречат федеральному законодательству. Спорный участок находится рядом с многоэтажной застройкой, в перспективе будет предназначен для многоэтажной застройки или расширения стадиона. Распоряжение муниципальной собственностью находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Спорный земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по улице Косточкина г. Шумерля являлся предметом судебного разбирательства Шумерлинского районного суда (дело № 2-732-2012) по иску администрации г. Шумерля к П.Е.И. о расторжении договора аренды земельного участка. Тогда суд установил, что земельный участок находится в зоне "Ц-1" (Зоне городского центра), и что это не противоречит Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2013 г. постановлено:
"Признать недействительной Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованного в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)).
Признать, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: город Шумерля Чувашской Республики, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1)".
Дополнительным решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2013 г. постановлено:
"Признать недействующей Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованного в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)) - со дня принятия".
На указанные выше решение и дополнительное решение суда представителем администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля - Я.В.В. поданы апелляционные жалобы, Шумерлинским межрайонным прокурором принесено апелляционное представление.
В апелляционных жалобах представителя заинтересованных лиц Я.В.В. ставится вопрос об отмене решения суда в полном объеме по мотивам незаконности и необоснованности, поскольку оспариваемая схема к Правилам землепользования и застройки города Шумерля не нарушает права заявителя П.Е.И., т.к. на момент судебного разбирательства спорный земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по улице Косточкина г. Шумерля не принадлежит на каком-либо вещном праве заявителю, в судебном порядке договор аренды земельного участка с П.Е.И. расторгнут.
В апелляционном представлении прокурор просит изменить решение суда, признав Схему к Правилам землепользования и застройки недействующей только в части отнесения территориальной зоны, в которой находится земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194 по улице Косточкина г. Шумерля, к зоне городского центра (Ц-1).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики - Я.В.В. поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Суду пояснил, что не оспаривает обстоятельство того, что в схеме к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утв. Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 по территориальной зоне ул. Косточкина города Шумерля в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 отнесена к зоне городского центра (ц-1), а в Генеральном плане города Шумерля, утв. решением Собрания депутатов города Шумерля ЧР от 12 мая 2006 г. № 78. указана иная зона функционального зонирования - зона жилой застройки. Поэтому разработан проект решения Собрания депутатов города Шумерля о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки г. Шумерля.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор И.И.Г. поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель заявителя П.Е.И. - К.Н.Н. в суде апелляционной инстанции просит в удовлетворении апелляционных жалоб и представления прокурора на судебное решение отказать. Суду пояснила, что права и законные интересы заявителя нарушены Правилами землепользования и застройки г. Шумерля в части схемы относительно территориального зонирования по ул. Косточкина г. Шумерля.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах представлении, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании постановления администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 21 ноября 2011 г. П.Е.И. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, расположенный по адресу: г. Шумерля, ул. Косточкина, в кадастровом квартале 21:05:010118, площадью 873 кв. м, в аренду сроком на 5 лет для строительства гаражных боксов.
Постановлением администрации г. Шумерля от 19 марта 2012 г. № 192 постановление № 1030 от 21 ноября 2011 г. "О предоставлении земельного участка для строительства гаражных боксов по ул. Косточкина" отменено в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка - для строительства гаражных боксов, не входит в перечень видов разрешенного использования, установленный Правилами землепользования и застройки г. Шумерля для данной территориальной зоны (Ц-1 - зона городского центра).
П.Е.И., считая, что Правила землепользования и застройки г. Шумерля в части установления зоны Ц-1 в Схеме к Правилам противоречат Генеральному плану г. Шумерля и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением о признании Схемы к Правилам недействующей.
Правила землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденные решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 являются муниципальным нормативным актом, принятым представительным органом местного самоуправления. Схема по территориальному зонированию является составной частью указанного муниципального нормативного акта.
В силу статьи 253 ГПК РФ основанием признания нормативного акта недействующим является несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Документом территориального планирования г. Шумерля является Генеральный план города Шумерля (статья 18 Градостроительного кодекса РФ), а документом градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки города Шумерля (статья 30 Градостроительного кодекса РФ). Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
В соответствии со статьей 18 Кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 24 Кодекса генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
На основании ч. 3 ст. 23 Кодекса генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 4 статьи 23 Кодекса положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 23 Кодекса на указанных в п. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Как следует из статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В соответствии с положениями пунктов 6, 8 статьи 1, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ градостроительным зонированием признается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Согласно части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ решение об утверждении правил землепользования и застройки может быть оспорено в судебном порядке.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Кодекса подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 9 указанной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Частью 10 статьи 31 Кодекса установлено, что по результатам указанной в части 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 этой статьи, в комиссию на доработку.
В силу положений п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГК РФ территориальных зон.
В силу пункта 2 ст. 33 Кодекса несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положения правил землепользования и застройки, в том числе, предусматривающие параметры градостроительного зонирования, должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе генеральному плану.
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов г. Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 утверждены Правила землепользования и застройки г. Шумерля (далее - Правила). Указанные Правила вместе со Схемой, являющейся Приложением к ним, опубликованы в газете "Вестник администрации г. Шумерли" от 6 апреля 2007 г. № 4 (35).
Генеральный план города Шумерли утвержден решением Собрания депутатов г. Шумерля Чувашской Республики от 12 мая 2006 г. № 78.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Шумерля земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, расположенный по адресу: г. Шумерля, ул. Косточкина, в кадастровом квартале 21:05:010118, площадью 873 кв. м, отнесен к зоне городского центра (зона Ц-1), тогда как согласно схеме функционального зонирования Генерального плана города Шумерля указанный земельный участок включен в зону жилой застройки (зона Ж-1).
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции установил, что Схема к Правилам землепользования и застройки города Шумерля противоречит положениям ст. ст. 24, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации как не соответствующая Генеральному плану города Шумерли и признал недействующей Схему в целом по всем территориальным зонам со дня принятия.
Вместе тем, в своем заявлении П.Е.И. указывал на нарушение его прав оспариваемым муниципальным нормативным актом только в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1); вопрос о соответствии границ иных территориальных зон требованиям Градостроительного плана не являлся предметом проверки суда. Соответственно имелись основания для признания недействующей Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 в рамках настоящего дела только в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1). При изложенных обстоятельствах доводы апелляционного представления прокурора на решение суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя администрации г. Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля - Я.В.В. о том, что Схема к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля в полном объеме, в том числе в части ул. Косточкина, не нарушает и не затрагивает права и интересы заявителя. В материалах дела имеются постановления администрации г. Шумерля, вынесенные в отношении П.Е.И. относительно земельного участка по ул. Косточкина г. Шумерля, со ссылкой на Схему территориального зонирования Ц-1 Правил землепользования и застройки г. Шумерля.
Производство по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 относительно иных территориальных зон, подлежит прекращению, поскольку в указанной части нормативный акт явно не затрагивает и не нарушает права и законные интересы заявителя. В судебном заседании суда первой инстанции П.Е.И. также ссылался на нарушение его прав принятым муниципальным нормативным актом только в части отнесения к территориальной зоне Ц-1 земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина, несмотря на требования в резолютивной части заявления о признании недействительной (недействующей) всей Схемы к Правилам землепользования и застройки.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно абз. 3, 4 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Поскольку Правила землепользования и застройки города Шумерля с учетом Схемы территориальных зон применялись на территории муниципального образования и на основании них реализовывались права граждан и организаций, судебная коллегия полагает необходимым признать недействующей со дня вынесения настоящего апелляционного определения Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованных в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)) в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1).
В рамках дела об оспаривании нормативного правового акта в порядке главы 24 ГПК РФ, требования Павлова Евгения Ивановича в части признания, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1), не подлежат удовлетворению. Заявляя такие требования, заявитель фактически просит внести соответствующие изменения в муниципальный нормативный правовой акт - в схему к Правилам землепользования и застройки г. Шумерля. Вместе с тем внесение изменений в нормативный акт (в рассматриваемом случае в Правила землепользования и застройки г. Шумерля) является прерогативой законодателя, а не суда. Заявитель вправе в порядке искового производства обращаться с иском о своих вещных и обязательственных правах на земельный участок.
Таким образом, решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2013 г. и дополнительное решение суда от 20 ноября 2013 г. подлежат отмене в части признания недействительной и недействующей в целом Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182, с вынесением нового решения о признании указанного муниципального нормативного акта недействующим со дня вынесения настоящего апелляционного определения в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1).
Производство по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 относительно иных территориальных зон подлежит прекращению. Требования Павлова Евгения Ивановича в части признания, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1) не подлежат удовлетворению, поскольку внесение изменений в нормативные правовые акты является прерогативой законодателя.
В остальной части апелляционные жалобы представителя администрации города Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Я.В.В. подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2013 г. и дополнительное решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2013 г. отменить в части признания недействительной и недействующей в целом Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 и удовлетворения требований об отнесении земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194 по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина к территориальной зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1) и вынести по указанным требованиям новое решение, изложив решение суда в следующей редакции:
"Признать недействующей со дня вынесения настоящего апелляционного определения Схему к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 (опубликованных в газете Вестник администрации города Шумерли от 6 апреля 2007 г. № 4 (35)) в части отнесения территориальной зоны по ул. Косточкина города Шумерля Чувашской Республики в квартале земельного участка с кадастровым номером 21:05:010118:194, к зоне городского центра (ц-1).
В удовлетворении требований Павлова Евгения Ивановича в части признания, что земельный участок с кадастровым номером 21:05:010118:194, по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Косточкина расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (зона Ж-1), отказать.
Производство по заявлению П.Е.И. об оспаривании Схемы к Правилам землепользования и застройки в городе Шумерля, утвержденным Решением Собрания депутатов города Шумерля от 22 марта 2007 г. № 182 относительно иных территориальных зон, прекратить".
В остальной части в удовлетворении апелляционных жалоб представителя администрации города Шумерля и Собрания депутатов города Шумерля Я.В.В. отказать.
Председательствующий
Т.Н.ЕВЛОГИЕВОЙ
Судьи:
М.А.БЛИНОВОЙ
А.А.ШУМИЛОВА
------------------------------------------------------------------