Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.02.2014 по делу N А79-8324/2013 <О признании недействующим пункта 2.6 Административного регламента администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства объектов недвижимости", утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 05.07.2012 N 182, в части; приложений N 3 и N 4 к Административному регламенту в части, как не соответствующими Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу № А79-8324/2013

Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе: председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азов", г. Чебоксары к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующим постановления администрации города Чебоксары от 05.07.2012 № 182 и утвержденный данным постановлением Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги в части,
третьи лица - прокуратура Чувашской Республики, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары,
при участии: представителя заявителя - директора Ю., представителя прокуратуры Чувашской Республики - З.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Азов" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о признании недействующим постановления администрации города Чебоксары от 05.07.2012 № 182 и утвержденный данным постановлением административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, о признании незаконным отказ администрации города Чебоксары в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:030405:321, выраженный в не подготовке и не утверждении градостроительного плана земельного участка в тридцатидневный срок со дня поступления заявления ООО "Азов" и в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары от 12.07.2013 № 7225.
Заявление мотивировано тем, что 12.10.2012 между администрацией города Чебоксары и ООО "Азов" заключен договор аренды № 292/5478-К земельного участка с кадастровым номером 21:01:030405:321, площадью 83 кв. м для строительства пристроя к нежилому 2-этажному зданию под магазин товаров первой необходимости.
02.07.2013 ООО "Азов" обратилось в администрацию города Чебоксары с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:030405:321.
В нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ администрация города Чебоксары в течение 30 дней со дня поступления обращения общества не осуществила подготовку градостроительного плана земельного участка и не утвердила его.
12.07.2013 Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары письмом № 7225 отказало в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав на то, что в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 05.07.2012 № 182 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов недвижимости", для решения вопроса о выдаче градостроительного плана необходимо предоставить исполнительную топографическую съемку и схему планировочной организации земельного участка с указанием места размещения объекта капитального строительства.
Заявитель считает, что отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка по причине не предоставления топографической съемки и схемы планировочной организации земельного участка с указанием места размещения объекта капитального строительства не предусмотрена законом, а именно частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, которая не предусматривает истребования у заявителя данных документов.
Указывает, что пунктом 1 оспариваемого постановления утвержден административный регламент администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов недвижимости" (далее - Регламент).
Пунктом 2.6 Регламента определен перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги.
Заявитель полагает, что предоставление в администрацию перечисленных в пункте 2.6 Регламента документов накладывает на заявителя расходы на их получение. К тому же до получения градостроительного плана земельного участка не может быть реализовано проектирование.
Приложением № 3 к Регламенту установлена форма заявления для получения градостроительного плана земельного участка. Данная форма заявления предполагает сообщение сведений о цели использования, о данных по параметрам и размещению проектируемого объекта капитального строительства (реконструкции), о схеме размещения объекта на земельном участке, об этажности и габаритах здания, о материалах стен и отделки фасадов. Предоставление этих сведений до получения градостроительного плана земельного участка противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, так как данные сведения представляют собой проектные решения, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основе градостроительного плана земельного участка.
Приложением № 4 к Регламенту установлена форма градостроительного плана земельного участка. Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Считает, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку утвердило Регламент в оспариваемой части, противоречащей части 4 статьи 3, части 17 статьи 46, частям 6 и 11 статьи 48, пункту 12 части 12 статьи 48, статьями 36, 37, части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ, а также пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2013 из настоящего дела № А79-8324/2013 выделено требование о признании незаконным отказ администрации города Чебоксары в выдаче градостроительного плана земельного участка в отдельное производство, которому присвоен № А79-9449/2013.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддерживает и приводит доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации города Чебоксары в судебном заседании и отзывом на заявление заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики в судебном заседании заявление считает обоснованным.
Третье лицо Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары явку своего полномочного представителя в заседание суда не обеспечило. Отзыв на заявление не представило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что общество обратилось в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:030405:321 для строительства пристроя к нежилому 2-этажному зданию под магазин товаров первой необходимости.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары (далее - Управление) от 08.07.2013 № 7225 обществу было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с непредставлением исполнительной топографической съемки земельного участка в М 1:500 и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства.
Отказ Управления по указанному вопросу послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 05.07.2012 № 182 утвержден Административный регламент администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов недвижимости" (далее - Административный регламент, Регламент).
Пунктом 2.6 Административного регламента определяется перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги.
В соответствии с данным пунктом Административного регламента к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка прилагаются в том числе:
- копии технических паспортов на объекты недвижимости (документ является результатом предоставления необходимых и обязательных услуг);
- исполнительная топографическая съемка земельного участка в М 1:500 (документ является результатом предоставления необходимых и обязательных услуг);
- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства (документ является результатом предоставления необходимых и обязательных услуг).
Непредставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.6 Регламента, влечет отказ в предоставлении градостроительного плана земельного участка в силу пункта 2.8 Административного регламента.
В соответствии со статьями 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данный перечень является исчерпывающим.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом основания для неисполнения установленной этим законом обязанности (отказ) должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, что приведет к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Как следует из Решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 № АКПИ12-290 подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что запрет требовать от заявителя предоставления документов распространяется на действия уполномоченных органов, однако не исключает возможность добровольного представления заявителем документов, принудительное истребование которых запрещено.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении ВАС РФ 28.02.2011 № ВАС-1304/11.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 2.6 Административного регламента в части необходимости приложения к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка копий технических паспортов на объекты недвижимости, исполнительной топографической съемки земельного участка в М 1:500, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства противоречит требованиям вышеуказанных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на заявителя дополнительные обязанности, которые приводят к необоснованным материальным затратам.
Более того, администрация города не смогла пояснить суду о примечании к трем спорным документам, в части того, что они являются результатом предоставления необходимых и обязательных услуг.
Согласно частям 6, 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Приложением № 3 к Регламенту установлена форма заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка. Данная форма предполагает сообщение сведений о цели использования, о данных по параметрам размещения проектируемого объекта капитального строительства (реконструкции), о схеме размещения объекта на земельном участке, об этажности и габаритах здания, о материалах стен и отделки фасадов.
По мнению суда, указанные сведения представляют собой проектные решения, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании градостроительного плана земельного участка.
Цель использования участка выбирается его правообладателем в соответствии со статьями 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом требований градостроительных регламентов и ограничений, указанных в градостроительном плане земельного участка.
Следовательно, необходимость указания в заявлении вышеперечисленных сведений до получения градостроительного плана также противоречит вышеуказанным нормам Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Приложением № 4 к Административному регламенту установлена форма градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
Анализ вышеприведенных норм действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что администрация г. Чебоксары не имеет полномочий на утверждение формы градостроительного плана земельного участка, поскольку указанная форма уже установлена и утверждена упомянутым выше приказом Минрегиона РФ.
На основании вышеизложенного заявление ООО "Азов" подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине относятся на администрацию г. Чебоксары в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействующим пункт 2.6 Административного регламента администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов недвижимости", утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 05.07.2012 № 182, в части необходимости приложения к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка копий технических паспортов на объекты недвижимости (документ является результатом предоставления необходимых и обязательных услуг), исполнительной топографической съемки земельного участка в М 1:500 (документ является результатом предоставления необходимых и обязательных услуг), схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства (документ является результатом предоставления необходимых и обязательных услуг); признать недействующим приложение № 3 к названному Административному регламенту в части необходимости указания в заявлении цели использования земельного участка, данных по параметрам и размещению проектируемого объекта капитального строительства (реконструкции): схемы размещения объекта на земельном участке, этажности, габаритов здания, материала стен и отделки фасадов; признать недействующим приложение № 4 к указанному Административному регламенту "Форма градостроительного плана земельного участка", как не соответствующими Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Взыскать с администрации г. Чебоксары (ОГРН 1022101150037) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Азов" (ОГРН 1022101277505) <...> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------