Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.01.2014 по делу N А79-8792/2013 <В удовлетворении исковых требований о признании недействительной величины рыночной стоимости объектов оценки отказано, так как отсутствуют основания для признания акта органа власти недействительным>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу № А79-8792/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2014.
Полный текст решения изготовлен 28.01.2014.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Центрального банка Российской Федерации,
(г. Москва, ул. Неглинная, 12, ОГРН 1037700013020),
в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород),
(г. Нижний Новгород, Высоковский проезд, д. 22),
к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "Актив",
(г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 33, офис 5, ОГРН 1112130001719),
о признании недействительной величины рыночной стоимости объектов оценки, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора -
открытого акционерного общества "Гостиница "Атал",
(г. Чебоксары, Президентский бульвар, 13),
общественной организации "Российское общество оценщиков",
(г. Москва, 1-й Басманный переулок, д. 2А, оф. 5),
Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики,
(г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 84),
оценщика П.Т.,
при участии
от истца - Центрального банка Российской Федерации - К., доверенность от 14.01.2014 № 32-14-БР-14-18,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "Актив" - П.Э., доверенность от 28.11.2013,
от третьего лица - открытого акционерного общества "Гостиница "Атал" - Ф., директор,
от третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики - В., доверенность от 09.01.2014 № 2,
от третьего лица - оценщика П.Т. - П.Э., доверенность от 19.12.2013,

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "Актив" (далее - ООО "НОК "Актив", ответчик) о признании недействительной величины рыночной стоимости объектов оценки, установленной в отчете от 05.04.2013 № 99-04/13.
Определениями суда от 11.11.2013 и 17.12.20013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Гостиница "Атал" (далее - ОАО "Гостиница "Атал"), общественная организация "Российское общество оценщиков" (далее - ОО "РОО"), Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство) и оценщик П.Т.
Требование мотивировано следующим.
Открытое акционерное общество "Гостиница "Атал" 28.06.2013 представило в РО ВСФР России в ПриФО документы на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных акций в количестве 76289831 штук номинальной стоимостью 1 руб. каждая, размещаемых путем приобретения акций единственным учредителем акционерного общества - Чувашской Республикой в лице Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Уставный капитал эмитента в размере 76289831 руб. оплачен недвижимым имуществом - зданием гостиницы "Атал" общей площадью 2437,2 кв. м, земельным участком общей площадью 2889 кв. м, кадастровый номер 21:01:02 01 01:0080, движимым имуществом, расположенными по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 13, рыночная стоимость которых согласно отчету об оценке от 05.04.2013 № 99-04/13, составленному П.Т., по состоянию на 01.03.2013 составляет 76289831 руб.
Указанный отчет, по мнению истца, составлен с грубыми нарушениями требований федеральных стандартов оценки и соответственно, неверным заниженным определением рыночной цены объектов оценки, которые выразились в том числе, в отказе от доходного подхода при составлении отчета, в ходе оценки которого фактически произведена подмена объектов-аналогов недвижимости. В отчете содержатся многочисленные арифметические ошибки, описки, большое количество необоснованных округлений и допущений, а также имеются противоречия в расчетах, непосредственно влияющие на итоговую величину стоимости.
Ответчик требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что истец не является заинтересованным лицом, полномочным по указанному им основанию осуществлять проверку достоверности величины оценки. Согласно пункту 2.4.13 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, регистрирующий орган несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, но не за их достоверность.
На доводы истца о неверном установлении величины стоимости оценки указал, что цена устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об условиях приватизации государственного или муниципального имущества в случаях, когда в форме оплаты акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, подлежит внесению или внесено государственное или муниципальное имущество.
Спорная величина утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2013 № 180, приказом директора ОАО "Гостиница "Атал" от 14.06.2013 № 4. 24 мая 2013 года Министерством оцененный имущественный комплекс был внесен в качестве вклада в уставной капитал вновь учрежденного акционерного общества. Следовательно, заявляя исковые требования к ответчику, истцу следовало заявить требование о признании недействующими ненормативных правовых актов - распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 24.05.2013 № 421-р "Об учреждении ОАО "Гостиница "Атал" и от 24.05.2013 № 422-р "Об условиях приватизации земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу - г. Чебоксары, бульвар Президентский, д. 13, а также движимого имущества". Кроме того указал, что 100% акций ОАО "Гостиница "Атал" являются государственной собственностью Чувашской Республики и отчуждение акций не производилось. Полагает, что Банк не является надлежащим истцом по делу.
Министерство в отзыве на иск указало следующее.
ОАО "Гостиница "Атал" создано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2013 № 180, зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары 03.06.2013. Распоряжением Министерства от 24.05.2013 № 421-р учреждено ОАО "Гостиница "Атал" с уставным капиталом 76289831 руб., состоящим из 76289831 обыкновенной именной бездокументарной акции номинальной стоимостью 1 акции 1 руб. В оплату уставного капитала внесено движимое и недвижимое имущество, рыночная стоимость которого в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определена ответчиком.
Единственным учредителем ОАО "Гостиница "Атал" является Чувашская Республика в лице Министерства. Денежная оценка не требовала согласования с иными лицами, с иными учредителями и не затрагивает интересы других лиц и интересы инвесторов.
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента издания акта государственного органа.
На момент подачи искового заявления нормативный правовой акт издан, стоимость имущества, указанная в отчете об оценке, принята Чувашской Республикой за основу.
Не доказано и нарушение государственных интересов Чувашской Республики. При создании ОАО "Гостиница "Атал" сформирован и оплачен уставный капитал общества. В последующем, в случае приватизации (продажи) акций акционерного общества будет проведена новая оценка рыночной стоимости акций.
В судебном заседании представитель истца требование поддержал по изложенным в иске основаниям и дополнительным пояснениям к нему.
Представитель ответчика иск не признал по мотивам, приведенным в отзыве.
Представитель Министерства поддержал доводы представленного отзыва на иск.
Представитель ОАО "Гостиница "Атал" поддержал позицию Министерства.
Представитель оценщика Петровой Т.Н. поддержал доводы ответчика.
ОО "РОО", будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, явку полномочного представителя в суд не обеспечила, отзыв на иск не представила.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в ее отсутствие.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил.
Между Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "Актив" (исполнитель) заключен государственный контракт от 27.03.2013 № 12, по условиям которого государственный заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства оказать услуги, объем, содержание и качество которых определены заданием на оценку рыночной стоимости государственного имущества Чувашской Республики (приложение № 1 к контракту), и сдать их результат государственному заказчику, а государственный заказчик обязался принять результат оказания услуг и оплатить его в порядке, предусмотренном контрактом.
Согласно заданию на оценку (приложение № 1) объектом оценки являются:
- здание гостиницы "Атал", общей площадью 2437,2 кв. м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 13;
- земельный участок, общей площадью 2889 кв. м, кадастровый номер 21:01:02 01 01:0080, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 13;
- движимое имущество (673 единицы) согласно приложению.
Цель оценки - определение рыночной стоимости объекта оценки.
В рамках исполнения обязательств по государственному контракту ООО "НОК "Актив" по акту приема-сдачи услуг от 18.04.2013 передало Министерству отчет от 05.04.2013 № 99-04/13 об определении рыночной стоимости объекта оценки. Согласно отчету рыночная стоимость движимого и недвижимого имущества составила 76289831 руб.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2013 № 180 учреждено открытое акционерное общество "Гостиница "Атал" с уставным капиталом в размере 76289831 руб., разделенным на 76289831 обыкновенную именную бездокументарную акцию номинальной стоимостью 1 руб. каждая. Министерству поручено выступить от имени Чувашской Республики в качестве учредителя и единственного акционера ОАО "Гостиница "Атал" и внести в установленном законодательством порядке в качестве вклада в уставный капитал земельный участок, общей площадью 2889 кв. м, кадастровый номер 21:01:02 01 01:0080, здание гостиницы "Атал", общей площадью 2437 кв. м, а также движимое имущество.
На основании названного постановления Министерством 24.05.2013 издано распоряжение № 421-р об учреждении ОАО "Гостиница "Атал". Определено, что оплата акций ОАО "Гостиница "Атал" осуществляется путем внесения в качестве вклада в уставный капитал общества земельного участка, здания гостиницы "Атал" и движимого имущества. Рыночная стоимость имущества составляет 76289831 руб. согласно отчету ООО "НОК "Актив" от 05.04.2013 № 99-04/13.
Распоряжением Министерства от 24.05.2013 № 422-р установлено приватизировать вышеназванное имущество путем внесения его в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Гостиница "Атал" в порядке оплаты размещаемых акций при учреждении общества.
Открытое акционерное общество "Гостиница "Атал" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары 03.06.2013.
По акту приема-передачи от 18.06.2013 движимое и недвижимое имущество внесены учредителем в качестве вклада в уставный капитал общества.
Истец полагая, что величина рыночной стоимости объектов оценки, установленная в отчете от 05.04.2013 № 99-04/13, является недостоверной, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Действующим законодательством истцу право на обращение в арбитражный иск с подобным иском не предоставлено.
Ссылку на положения статьи 14 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" суд полагает ошибочной.
В статье 1 названного Федерального закона определено, что его целями являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (профессиональные участники) на рынке ценных бумаг.
Федеральным законом устанавливаются:
условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;
дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;
дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;
дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов (пункт 1 статьи 2 названного Федерального закона).
Отношения сторон по регистрации выпуска акций положениями названного Федерального закона не регулируются, поэтому нормы статьи 14 Федерального закона к рассматриваемым отношениям не применимы.
Также при обращении в арбитражный суд истцом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
При внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 4 статьи 25 названного Федерального закона).
В пункте 3 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.
Таким образом, привлечение оценщика для определения рыночной стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, является обязательным.
В пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
В рассматриваемом случае величина рыночной стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, может являться предметом самостоятельного иска только до момента издания органом государственной власти Чувашской Республики акта об установлении денежной оценки такого имущества. После принятия государственным органом решения величина рыночной стоимости имущества может быть поставлена под сомнение при рассмотрении споров о признании акта органа власти недействительным.
В силу изложенного, оснований для удовлетворения иска арбитражный суд не усматривает.
Вопрос об отнесении на истца расходов по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не рассматривает, поскольку последний на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------