Постановление администрации Аликовского района ЧР от 28.01.2014 N 75 "Об утверждении муниципальной программы Аликовского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2014 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ АЛИКОВСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. № 75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
АЛИКОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ
И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Уставом Аликовского района Чувашской Республики (с изменениями и дополнениями) администрация Аликовского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу Аликовского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника отдела сельского хозяйства и экологии администрации Аликовского района Прохорова А.И.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в муниципальной газете "Аликовский вестник" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Глава администрации
Аликовского района
А.Н.КУЛИКОВ





Утверждена
постановлением
администрации
Аликовского района
Чувашской Республики
от 28.01.2014 № 75

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
АЛИКОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ
И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ

Паспорт Программы

Ответственный исполнитель муниципальной программы
-
Администрация Аликовского района Чувашской Республики
Соисполнители муниципальной программы
-
Администрации сельских поселений Аликовского района Чувашской Республики, учреждения, организации, предприятия АПК, промышленные предприятия, расположенные на территории Аликовского района Чувашской Республики (по согласованию)
Подпрограммы муниципальной программы

"Повышение экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республике на 2014 - 2020 годы";
"Развитие водохозяйственного комплекса Аликовского района Чувашской Республики";
"Обеспечение реализации муниципальной программы Аликовского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2014 - 2020 годы"
Программно-целевые инструменты муниципальной программы

подпрограмма "Повышение экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республике на 2014 - 2020 годы";
подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Аликовского района Чувашской Республики";
подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы Аликовского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2014 - 2020 годы"
Цели муниципальной программы
-
повышение экологической безопасности, включающей повышение защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на территории Аликовского района Чувашской Республики
Задачи муниципальной программы
-
снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух и водные объекты; снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, включая использование отходов в качестве дополнительных источников сырья; минимизация экологических рисков, связанных с возможным возникновением чрезвычайных ситуаций при эксплуатации потенциально аварийно-опасных гидротехнических сооружений; сохранение и восстановление природной среды; формирование экологической культуры
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы
-
достижение к 2021 году следующих показателей:
демеркуризация не менее 5,75 тонн ртутьсодержащих отходов за весь период реализации подпрограммы;
организация полного сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территорий населенных пунктов, предприятий и организаций;
организация селективного сбора твердых бытовых отходов и вовлечение в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья за весь период реализации подпрограммы на 20 процент по отношению к 2013 году;
строительство мусороперегрузочной станции с участком сортировки вторичного сырья и организация вывоза ТБО на полигоны утилизации ТБО;
проведение охранных мероприятий по предупреждению негативного воздействия на объекты ООПТ;
увеличение количества ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, до 3 единиц;
увеличение численности населения, экологические условия проживания которого улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, до 30,3 тыс. человек
Срок реализации муниципальной программы
-
2014 - 2020 годы
Объемы финансирования муниципальной программы с разбивкой по годам ее реализации
-
общий объем финансирования муниципальной программы составит 42064,38 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 0,00 тыс. рублей;
2015 год - 0,00 тыс. рублей;
2016 год - 0,00 тыс. рублей;
2017 год - 0,00 тыс. рублей;
2018 год - 0,00 тыс. рублей;
2019 год - 0,00 тыс. рублей;
2020 год - 0,00 тыс. рублей;
из них средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей (0 процентов), в том числе:
2014 год - 0,00 тыс. рублей;
2015 год - 0,00 тыс. рублей;
2016 год - 0,00 тыс. рублей;
2017 год - 0,00 тыс. рублей;
2018 год - 0,00 тыс. рублей;
2019 год - 0,00 тыс. рублей;
2020 год - 0,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 0,00 тыс. рублей (0 процентов), в том числе:
2014 год - 0,00 тыс. рублей;
2015 год - 0,00 тыс. рублей;
2016 год - 0,00 тыс. рублей;
2017 год - 0,00 тыс. рублей;
2018 год - 0,00 тыс. рублей;
2019 год - 0,00 тыс. рублей;
2020 год - 0,00 тыс. рублей;
средства местного бюджета - 0,00 тыс. рублей (1,0 процента), в том числе:
2014 год - 0,00 тыс. рублей;
2015 год - 0,00 тыс. рублей;
2016 год - 0,00 тыс. рублей;
2017 год - 0,00 тыс. рублей;
2018 год - 0,00 тыс. рублей;
2019 год - 0,00 тыс. рублей;
2020 год - 0,00 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 0,00 тыс. рублей (89,9 процента), в том числе:
2014 год - 0,00 тыс. рублей;
2015 год - 0,00 тыс. рублей;
2016 год - 0,00 тыс. рублей;
2017 год - 0,00 тыс. рублей;
2018 год - 0,00 тыс. рублей;
2019 год - 0,00 тыс. рублей;
2020 год - 0,00 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования муниципальной программы уточняются при формировании бюджета Аликовского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
-
уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов;
повышение экологической культуры населения и воспитание подрастающего поколения в духе бережливого отношения к окружающей среде;
обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТЕНЦИАЛА
ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В АЛИКОВСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
Аликовский район расположен в северо-восточной части Чувашской Республики, граничит с Вурнарским, Шумерлинским, Красночетайским, Ядринским, Моргаушским и Красноармейским районами. Площадь района составляет 55,6 тыс. га, из них 4,2 тыс. га занято лесами, 43,5 тыс. га - сельскохозяйственными угодьями (в т.ч. 32,4 тыс. га - пашня). На территории района проживает 17,6 тыс. человек. В районе - 115 населенных пунктов, 12 сельских поселений.
Район является аграрным, промышленность развита слабо. На сегодняшний день на территории района действуют 4 крупных и средних промышленных предприятий, 13 сельскохозяйственных предприятий, 58 крестьянско-фермерских хозяйств. Имеются животноводческие комплексы для содержания голов крупного рогатого скота.
Анализ состояния окружающей среды на основе данных наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды свидетельствует о негативных тенденциях как в изменении показателей ее качества, так и в организации управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Разработка настоящей Программы обусловлена актуальностью вопросов повышения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности, намеченного стратегией социально-экономического развития Аликовского района до 2020.
Исследования существующей системы обращения с отходами, проведенные в последние годы выявили комплекс проблем по которым необходимо принятие решений направленных на оздоровление экологической обстановки в районе. Настоящая Программа идет в ногу с развивающимся Российским законодательством в части обращения с отходами. Программа поможет нам глубоко вникнуть в проблемы, существующие в Аликовском районе в части обращения с отходами. Более детальное исследование выявленных недостатков поможет разобраться в причинах их возникновения.
На сегодняшний момент анализ ситуации выявил, что в Аликовском районе положение дел в части обращения с отходами не соответствует действующему природоохранному законодательству.
Отсутствие единой координационной структуры в части сбора, транспортировки и размещения отходов, а также действующего лицензированного полигона на территории района - приводят к возникновению несанкционированных свалок (в среднем объем твердых бытовых отходов на территории района составляет 3352 куб. м в год); к отвлечению бюджетных средств района на создание бесперспективных объектов, не отвечающих экологическим требованиям.
В перспективе количество отходов, получаемых в результате жизнедеятельности человека, будет только увеличиваться, что обусловлено, в первую очередь, ростом благосостояния людей. Следовательно, возрастают и требования населения к экологической безопасности окружающей среды и чистоте территорий, на которой обитает человек. Поэтому решать эту проблему необходимо сейчас.
Весьма значительные и возрастающие год от года объемы образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) обостряют санитарно-эпидемиологическую обстановку района и отрицательно сказываются на состоянии атмосферы, гидросферы и почвы.
В целях сокращения объемов накопления отходов за счет увеличения их переработки и обезвреживания необходимы создание и внедрение соответствующих экологически безопасных технологий, сортировки и селективного сбора твердых бытовых отходов. В целях решения проблем по обращению и утилизации твердых бытовых отходов данной программой предусматривается строительство мусороперегрузочной станции с участком сортировки и временного накопления вторичного сырья. Утилизацию твердых бытовых отходов предусматривается путем вывоза на межрайонные полигоны утилизации твердых бытовых отходов. Также предусматривается ликвидация несанкционированных свалок в населенных пунктах, благоустройство территорий населенных пунктов и кладбищ.
В связи с нарастанием процессов урбанизации все большую актуальность приобретают проблемы содержания сети особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия в целях поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, сохранения эталонных экосистем и ценного генофонда растений и животных.
В Аликовском районе 2 памятника природы и один природный заказник. Необходимо установить баннера на границах территории памятников природы и соблюдать охранные мероприятия на территории особо охраняемых природных территорий. По мере обострения экологических проблем связанных с загрязнением воздуха, почвы и водоемов, возрастанием уровня шума, ухудшением микроклимата и условий проживания населения, возрастает значение зеленых насаждений в нормализации экологической обстановки и создании благоприятной окружающей среды.
Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в районе, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Эта проблема требует включения в настоящую Программу мероприятий по повышению экологической культуры, экологическому образованию и просвещению.
Программа содержит комплекс мероприятий по защите территории и населения от вредного воздействия вод, оздоровление экологической обстановки на водных объектах. Определение мероприятий Программы основано на наиболее острых проблемах.
Гидротехнические сооружения на водохранилищах и прудах в основном соответствуют IV классу капитальности, то есть срок эксплуатации 25 лет. Для 75 процентов ГТС этот срок уже истек, а для оставшихся истекает в ближайшие годы. Поэтому в выше указанных сооружениях требуют проведение мероприятий по обеспечению их сохранности.
От надежности гидротехнических сооружений зависит безопасность населенных пунктов, хозяйственных структур и окружающей природной среды, находящихся в зоне действия сооружений.
В настоящее время большинство собственников и эксплуатирующих организаций даже крупных прудов не способны выполнять требования, определенные законодательством, в части ведения мониторинга, регламентных и ремонтных работ, подготовки сооружений к пропуску паводков, оформления декларации по безопасности. Существуют и бесхозные гидротехнические сооружения. В результате длительной эксплуатации гидротехнических сооружений без проведения необходимых ремонтных работ, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, низкого уровня эксплуатации, отсутствия квалифицированного персонала, дефектов при строительстве, большое количество сооружений в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии (около 40%). При пропуске весенних паводков через потенциально опасные гидротехнические сооружения, находящиеся в предаварийном и аварийном состоянии, могут возникать чрезвычайные ситуации с разрушением плотин и затоплением сельскохозяйственных угодий.
Основными причинами неудовлетворительного состояния гидротехнических сооружений являются:
физический износ бетонных и металлических конструкций;
деформация паводкового водосброса;
нарушение геометрических размеров тела плотины за счет деформации и фильтрация тела плотины;
отсутствие собственника гидротехнического сооружения.
Эффективное решение проблемы обеспечения безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений возможно с применением программного метода - комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинг ситуации и достигнутых результатов.
Значительное негативное воздействие на водные объекты оказывает сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений. Наиболее распространенными загрязняющими водные объекты веществами являются фенол, фторид-анион, легкоокисляющиеся органические вещества по величине БПК5, соединения меди, марганца, цинка, железа и никеля.
Всего на территории района имеются 2 биологических очистных сооружения. Биологические очистные сооружения с. Аликово морально устарели и в значительной мере изношены, работает с перегрузкой и не обеспечивает эффективную очистку сточных вод с. Аликово, что способствует загрязнению р. Аба-Сирьма и вызывает необходимость проведения реконструкции очистных сооружений с. Аликово.
На состояние водных объектов негативное действие оказывают также водная эрозия, оползни, абразия берегов, донный размыв русел рек. Наиболее распространенными проявлениями негативного воздействия вод являются разрушение берегов водных объектов, активно развивающееся в период половодья, и подтопление селитебных территорий.
Для уменьшения водноэрозионных процессов на водных объектах на территории района имеются 58 ГТС. Практически все гидротехнические сооружения требуют проведения ремонтно-восстановительных работ. Особое опасение вызывает неудовлетворительное состояние ГТС, введенных в эксплуатацию в 1960 - 1978 годах, случаи аварийных ситуаций на которых повлекут значительные материальные потери, создадут экологическую угрозу в виде резкого усиления водно-эрозионных процессов.
Масштабность и ресурсоемкость задач, которые необходимо решить в целях повышения экологической безопасности и развития водохозяйственного комплекса в Аликовском районе Чувашской Республики, обусловлены их комплексностью и взаимоувязанностью. Их решение требует координации действий по реализации разнородных мероприятий организационного, научно-методического, проектного и строительного характера, согласованности по объемам и времени привлечения средств из бюджетов разного уровня.

Раздел 2. ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ
И ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЛИКОВСКОМ РАЙОНЕ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ,
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Приоритеты муниципальной политики в сфере развития потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышения экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республике определены Стратегией социально-экономического развития Аликовского района Чувашской Республики до 2020 года, ежегодными посланиями Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики.
Целями муниципальной программы являются:
повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Достижению поставленных в муниципальной программе целей способствует решение следующих приоритетных задач:
снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
сохранение и восстановление природной среды;
развитие зеленого фонда сельских поселений;
формирование экологической культуры;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
использование и охрана водных объектов и гидротехнических сооружений.
Состав показателей (индикаторов) муниципальной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы (табл. 1). Аналогичный принцип использован при определении состава показателей (индикаторов) подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы.

Таблица 1

Цели муниципальной программы
Задачи муниципальной программы
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы
1
2
3
Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды
снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
сохранение и восстановление природной среды; развитие зеленого фонда сельских поселений; формирование экологической культуры
демеркуризация не менее 5,75 тонн ртутьсодержащих отходов за весь период реализации подпрограммы; организация полного сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территорий населенных пунктов, предприятий и организаций; организация селективного сбора твердых бытовых отходов и вовлечение в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья за весь период реализации подпрограммы на 20 процент по отношению к 2013 году;
строительство мусороперегрузочной станции с участком сортировки вторичного сырья и организация вывоза ТБО на полигоны утилизации ТБО;
проведение охранных мероприятий по предупреждению негативного воздействия на объекты ООПТ
Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; использование и охрана водных объектов и гидротехнических сооружений
увеличение численности населения, экологические условия проживания которого улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, до 30,3 тыс. человек;
увеличение количества ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, до 3 единиц

Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы и их значениях приведены в приложении № 1 к муниципальной программе (не приводится).
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения и насыщения).
Реализация муниципальной программы позволит:
снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
увеличение зеленого фонда сельских поселений;
повышение экологической культуры;
обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов.
Муниципальная программа планируется к реализации в течение 2014 - 2020 годов. При этом достижение целей и решение задач муниципальной программы будут осуществляться с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Раздел 3. ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
И ПОДПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Выстроенная в рамках настоящей муниципальной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях муниципальной программы.
Задачи муниципальной программы будут решаться в рамках трех подпрограмм муниципальной программы.
Подпрограмма "Повышение экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республики" включает в себя 4 основных мероприятия:
Основное мероприятие 1. Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
В рамках реализации указанного мероприятия предполагаются внедрение новых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух;
Основное мероприятие 2. Развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение существующих и сохранение биологического разнообразия
Реализация мероприятия обеспечит сохранение биологического разнообразия на территории Аликовского района Чувашской Республики;
Основное мероприятие 3. Развитие зеленого фонда сельских поселений
Реализация мероприятия позволит увеличить зеленый фонд сельских поселений.
Основное мероприятие 4. мероприятия, направленные на формирование экологической культуры
Реализация мероприятия позволит повысить уровень информированности, заинтересованности населения в сохранении и поддержании благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республике.
Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Аликовского района Чувашской Республики" включает в себя 2 основных мероприятия.
Основное мероприятие 1. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов
Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов предусматривает комплекс природоохранных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов:
определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов;
закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов специальными информационными знаками. Мероприятия проводятся для установления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории, примыкающей к береговой линии рек, в целях охраны водных объектов, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Основное мероприятие 2. Использование и охрана водных объектов и гидротехнических сооружений
Для решения проблемы приведения ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное состояние предусматривается капитальный ремонт ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС.
Подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы Аликовского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2014 - 2020 годы".
Основное мероприятие 1. Обеспечение функций муниципальных органов. Включение в штат администрации района профессионального специалиста по охране природы позволит проводить комплексный анализ и мониторинг состояния окружающей среды в Аликовском районе, обеспечит реализацию муниципальной программы
Перечень основных мероприятий муниципальной программы приведен в приложении № 2 к муниципальной программе (не приводится), план реализации муниципальной программы на 2014 год представлен в приложении № 3 к муниципальной программе (не приводится).

Раздел 4. ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, направленных на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов приведены в приложении № 4 к муниципальной программе (не приводится).

Раздел 5. ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ
И ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Комплексный характер целей и задач муниципальной программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по муниципальной программе, так и по ее отдельным блокам.
Ряд взаимосвязанных целей муниципальной программы направлен на содействие развитию потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышению экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республике.
Подпрограммы "Повышение экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республике", "Развитие водохозяйственного комплекса Аликовского района Чувашской Республики" являются частью Муниципальной программы, имеют собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целями и задачами Муниципальной программы и подкрепленных конкретными мероприятиями и индикаторами эффективности.

Раздел 6. ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Расходы муниципальной программы формируются за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета, бюджета сельских поселений и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования муниципальной программы в 2014 - 2020 годах предусмотрен в размере тыс. рублей, в том числе средства:
федерального бюджета - 0 тыс. рублей (0 процентов);
республиканского бюджета Чувашской Республики - 0 тыс. рублей (0 процентов);
местного бюджета - 0 тыс. рублей (1,0 процента);
бюджета сельских поселений - 0 тыс. рублей (9,1 процента);
внебюджетных источников - 0 тыс. рублей (89,9 процента).
Объемы и источники финансирования муниципальной программы уточняются ежегодно при формировании бюджета Аликовского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
При реализации муниципальной программы используются различные инструменты государственно-частного партнерства, в том числе софинансирование за счет собственных средств юридических лиц и привлеченных ими заемных средств.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета Аликовского района Чувашской Республики и бюджета сельских поселений представлено в приложении № 5 к муниципальной программе (не приводится).
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования реализации муниципальной программы приведены в приложении № 6 к муниципальной программе (не приводится).
К муниципальной программе прилагаются подпрограммы "Повышение экологической безопасности в Аликовском районе Чувашской Республике", "Развитие водохозяйственного комплекса Аликовского района Чувашской Республики", согласно приложениям № 7 - 8 соответственно к настоящей муниципальной программе (не приводится)).

Раздел 7. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

К рискам реализации муниципальной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы, уменьшая вероятность их возникновения, относятся следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений муниципальной программы на федеральном и региональном уровне и (или) недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных муниципальной программой;
2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием муниципальной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. Данные риски возникают по причине значительной продолжительности муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников;
4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Чувашской Республики и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодолении последствий таких катастроф.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию муниципальной программы (табл. 2).

Таблица 2

Наименование риска
Уровень влияния
Меры по снижению риска
1
2
3
Институционально-правовые риски:
отсутствие законодательного регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий муниципальной программы
умеренный
реализация нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принятие и реализация нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих сферу природопользования и охраны окружающей среды
Организационные риски:
неэффективное управление реализацией муниципальной программы;
несоответствие организационной инфраструктуры целям и задачам муниципальной программы;
пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм, включенных в муниципальной программу
умеренный
координация деятельности всех субъектов, участвующих в реализации муниципальной программы;
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий;
координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и налаживание административных процедур для снижения данных рисков
Финансовые риски:
дефицит бюджетных средств, необходимых для реализации основных мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм, включенных в муниципальную программу;
недостаточное привлечение внебюджетных средств, предусмотренных в подпрограммах, включенных в муниципальную программу
высокий
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям муниципальной программы и мероприятиям подпрограмм, включенных в муниципальную программу, в соответствии с ожидаемыми конечными результатами
Непредвиденные риски:
резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса;
природные и техногенные катастрофы и катаклизмы
высокий
прогнозирование развития ситуации в сфере природопользования и охраны окружающей среды с учетом возможного ухудшения экономической ситуации и возникновения обстоятельств непреодолимой силы

Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию муниципальной программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва реализации Муниципальной программы. Поскольку в рамках реализации муниципальной программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.


------------------------------------------------------------------