Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.01.2014 по делу N А79-9606/2013 <Заявленные требования о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности удовлетворены, так как подтверждены материалами дела>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу № А79-9606/2013

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
к арбитражному управляющему К.
о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - З. (дов. от 10.01.2013);
К.,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего К. (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что Управлением Росреестра по Чувашской Республике по результатам ознакомления с материалами дела № А79-2351/2011 о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Е. и участия в собрании кредиторов должника 13.09.2013 установлено, что арбитражным управляющим К. нарушен порядок проведения процедуры банкротства.
По данному факту 21.11.2013 в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
С учетом изложенных обстоятельств Управлением Росреестра по Чувашской Республике просит привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Арбитражный управляющий в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.01.2014 до 22.01.2014.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.05.2012 по делу № А79-2351/2011 индивидуальный предприниматель Е. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден С.
Определением суда от 03.07.2012 конкурсным управляющим имуществом должника утвержден К.
Как следует из материалов дела, при непосредственном обнаружении события административного правонарушения, по результатам ознакомления с материалами дела № А79-2351/2011 о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Е. и участия в собрании кредиторов должника 13.09.2013 установлено, что арбитражным управляющим К. нарушен порядок проведения процедуры банкротства.
По результатам проверки 21.11.2013 в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Протокол с материалами проверки Управлением переданы в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 "Об утверждении типовых форм отчетов заключений) арбитражного управляющего" утверждены типовые формы отчета конкурсного управляющего о своей деятельности, о результатах проведения конкурсного производства (приложение № 4) и отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (приложение № 5).
Пунктом 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 установлено, что к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
Пунктом 13 указанных Правил установлено, что к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Согласно пункту 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 56, при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий: уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании; предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы; осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим подготовлены отчеты о ходе конкурсного производства и о результатах своей деятельности и отчеты об использовании денежных средств должника от 06.03.2013, от 06.06.2013 и от 10.09.2013 и представлены к сведению участникам собрания кредиторов должнике 15.03.2013, 11.06.2013 и 13.09.2013. При этом, к указанным отчетам не приложены копии документов, подтверждающих указанные в них сведения, а именно:
- к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 06.03.2013 не приложены копии документов, подтверждающих сумму расходов по уплате госпошлины в сумме <...> и по проведению экспертизы на сумму 7000 руб., указанные в разделе "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства";
- к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 06.06.2013 не приложены копии договоров от 04.06.2013 по реализации двух земельных участков площадью 1479 кв. ми 129 кв. м в п. Вурнары, указанные в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника";
- к отчету об использовании денежных средств должника от 06.06.2013 копии платежных документов по приходу и расходу денежных средств, указанных в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника";
- к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 10.09.2013 не приложены копии договоров от 04.06.2013 по реализации двух земельных участков площадью 1479 кв. м и 129 кв. м в п. Вурнары, указанные в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника", а также копии документов, подтверждающие указанные сведения в разделе "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений" и в разделе "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства";
- к отчету об использовании денежных средств должника от 10.09.2013 копии платежных документов по приходу и расходу денежных средств, указанных в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника", а также копии заключенных и расторгнутых договоров с привлеченными лицами, указанными в разделе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности.

Согласно подпункту "в" пункта 2 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 56 арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства составляет в том числе отчет конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.
Между тем отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, представленные арбитражным управляющим к сведению участников собрания кредиторов на 06.03.2013, 06.06.2013, 10.09.2013 содержать не полную информацию о ходе дела с банкротстве должника, а именно:
- в разделе "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов" в графе "Наименование кредитора" отсутствуют сведения о каждом кредиторе в отдельности (отчеты от 06.03.2013, 06.06.2013, 10.09.2013).
- в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника" отчета об использовании денежных средств должника в графе "Обоснование" не указано перечисление денежных средств МИФНС № 3 по ЧР в сумме 19 480 руб. (отчеты от 06.06.2013, от 10.09.2013),
- в разделе "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства" не указаны цели произведенных расходов на уплату госпошлины и проведения экспертизы.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что арбитражный управляющий в ходе проведения процедуры конкурсного производства в отношении имущества должника нарушил вышеперечисленные нормы закона и совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Вина арбитражного управляющего заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства о банкротстве, но не предпринял для соблюдения требования Закона необходимых мер.
Довод Управления Росреестра по Чувашской Республике о нарушении конкурсным управляющим К. периодичности проведения очередного собрания кредиторов 13.09.2013 и предоставления отчета о ходе конкурсного производства судом не подтверждается, поскольку в предыдущем собрании кредиторов 11.06.2013 был объявлен перерыв до 21.06.2013, что свидетельствует о соблюдении трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве.
Также заявитель считает, что срок окончания приема заявок должен быть не менее, чем за пять дней до даты проведения торгов, тем самым конкурсным управляющим К. являясь организатором торгов, не соблюден установленный срок приема заявок и прекращения подачи заявок за один день до проведения торгов 23.07.2013 и 15.10.2013.
Согласно пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.
Данный довод заявителя необоснован, поскольку Законом о банкротстве не определен конкретный срок окончания приема заявок до даты проведения торгов. Организатор торгов должен сообщить о рассмотрении заявок в течение пяти дней со дня подписания протокола, то есть организатор торгов может рассмотреть заявки и в более сжатые сроки.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в процедуре банкротства.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае, исходя из характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено. Арбитражный управляющий о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом (л.д. 55). Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, положений статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ, характера и степени общественной опасности совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения, повторного совершения однородного административного правонарушения (решение Арбитражного суд Чувашской Республики от 30.07.2013 по делу № А79-4799/2013), суд пришел к выводу о необходимости привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности в виде штрафа в размере 27 000 руб.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

привлечь арбитражного управляющего К., 17.10.1957 года рождения, уроженца города Канаш Канашского района Чувашской АССР, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 27 000 (двадцать семь тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: наименование получателя платежа: УФК по ЧР (Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике), банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет - 40101810900000010005, ИНН получателя - 2129056028, КПП получателя - 213001001, код ОКТМО - 97701000, БИК получателя - 049706001, КБК - 32111690040046000140, СНИЛС плательщика.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.


------------------------------------------------------------------