Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 25.06.2014 N 33-2456/2014 <Об оставления без удовлетворения решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 18.04.2014 о признании недействительным п. 1.17 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.12.2013 N 1248 в части земельных участков>



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. № 33-2456/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Блиновой М.А., Шумилова А.А.,
при секретаре Юркиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению С.А., С.Н., Е., Ш., С.С., А., К.И., Л.Ю., П.А.М., П.А.А., Х., Л.Л., Щ., К.О., П.А.Е., К.М., И., С.Д., Р.Ю. о признании решения Чебоксарского городского собрания депутатов недействительным, поступившее по апелляционной жалобе С.Д., Р.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения заявителя С.Д., представителя заявителя Р.Ю. - М., поддержавших доводы апелляционной жалобы на решение суда; заключение прокурора О. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия

установила:

С.А., С.Н., Е., Ш., С.С., А., К.И., Л.Ю., П.А.М., П.А.А., Х., Л.Л., Щ., К.О., П.А.Е., К.М., И., С.Д., Р.Ю. обратились в суд с заявлением о признании недействительным п. 1.17 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24 декабря 2013 г. № 1248 в части земельных участков с кадастровыми номерами: 21:01:010204:100, 21:01:01 02 04:0066, 21:01:01 02 04:0040, 21:01:01 02 04:0065, 21:01:01 02 04:0008, 21:01:010204:118, 21:01:01 02 04:0101, 21:01:01 02 04:0056, 21:01:01 02 04:0054,21: 21:01 02 04:0056, 21:01:01 02 04:156, 21:01:01 02 04:172, 21:01:01 02 04:0058, 21:01:01 02 04:131, 21:01:01 02 04:0054, 21:01:0102 04:157.
В обоснование заявленных требований указали, что Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 июля 2005 г. № 1683, земельные участки, находящиеся по адресу: г. Чебоксары, ул. Автономная, дома № 7, 9, 13, 1/13, 2/15, 19, 15, 10, 6, 8, 17, 5, 3 ул. Красноармейская, дома № 11, 11 "а", ул. 1-я Овражная (поз. 25), принадлежащие правообладателям на праве собственности с разрешенным видом использования "для обслуживания индивидуального жилого дома" и договора аренды № 78/2087-МЖ от 13.07.2009, по которому земельный участок предоставлен "для завершения индивидуального жилищного строительства", были отнесены к территориальной зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), что позволяло использовать их собственникам и пользователю по прямому назначению. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2013 № 1248 в названные Правила внесены изменения, в частности, пунктом 1.17 изменен градостроительный регламент части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), зоны объектов обслуживания населения (О-2), зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-3), зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности (0-7), зоны городских парков (Р-1) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) земельного участка, расположенного в центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами К.Иванова, Нижегородская, Водопроводная, для развития застроенной территории (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010204:174, 21:01:010204:109, 21:01:010211:21,21:01:010206:150).
Заявители не согласны с данным Решением, полагая, что нарушаются их права, свободы и законные интересы как собственников и пользователей земельных участков, поскольку указанное Решение порождает ряд ограничений права собственности правообладателей в части реализации права распоряжения имуществом по своему усмотрению. В частности, в связи с изменением градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) собственники лишены возможности проведения реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, в соответствии с положениями ч. 1 - 3 ст. 51, 52 главы 6 ГК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:01 02 04:0003 предоставлен Ш. на основании договора аренды земельного участка согласно распоряжению администрации города Чебоксары от 05.06.2009 N. Указанный земельный участок из земель населенных пунктов предоставлен во временное владение и пользование для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, Решение порождает ограничения для пользователя указанного участка. Арендатор Ш. в связи с принятием Решения лишен возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок с разрешенным использованием - для обслуживания индивидуального жилого дома, а также объекта индивидуального жилищного строительства по факту завершения строительства.
Кроме этого, считают, что в связи с принятием Чебоксарским городским Собранием депутатов Решения нарушаются положения п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 34; ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ и создается объективная причина для невозможности дальнейшего использования земельных участков с кадастровыми номерами: 21:01:010204:0101, 21:01:01 02 04:131, 21:01:01 02 04:0056, 21:01:01 02 04:0003, 21:01:01 02 04:100, 21:01:010204:0040, 21:01:01 02 04:0008, 21:01:01 02 04:118, 21:01:01 02 04:0054, 21:21:01 02 04:0055, 21:01:01 02 04:156, 21:01:01 02 04:157, 21:01:01 02 04:172, 21:01:01 02 04:0058, 21:01:01 02 04:65, 21:01:01 02 04:0066, и прилегающей к ним территории в соответствии с разрешенным видом использования, что в свою очередь влечет снижение рыночной стоимости как земельного участка, так и расположенных на участках объектов капитального строительства.
Земельные участки и жилые дома, принадлежащие заявителям, в настоящее время не соответствуют градостроительному регламенту и органу местного самоуправления можно принимать решение о развитии застроенной территории. Задача органов муниципальных образований состоит в согласовании публичных интересов и прав собственников, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Однако многоквартирные дома, подлежащие сносу, на спорных участках отсутствуют и находятся далеко за их пределами. Включение указанных участков в эту территорию было условным и безосновательным. Строительство многоквартирных домов не является социально значимым проектом и инициаторами подобных поправок преследуются исключительно коммерческие цели.
В судебном заседании заявители К.И., С.Д., представитель заявителя Р.Ю. - М. заявленные требования поддержали по изложенным основаниям.
С.А., С.Н., Е., Ш., С.С., А., Л.Ю., П.А.М., П.А.А., Х., Л.Л., Щ., К.О., П.А.Е., К.М., И., Р.Ю., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, заявленные требования просили удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Чебоксарского городского Собрания депутатов М.Н.А. в удовлетворении заявления просила отказать, указав, 7 октября 2013 г. главой администрации города Чебоксары принято постановление № 3200 "О подготовке проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением ЧГСД от 14 июля 2005 года № 1683", согласно которому управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары поручено приступить к подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, в т.ч. по изменению градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), зоны объектов обслуживания населения (0-2), зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-З), зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности (0-7), зоны городских парков (Р-1) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) земельного участка, расположенного в центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами К.Иванова, Нижегородская, Водопроводная, для развития застроенной территории, а также обеспечить организацию и проведение публичных слушаний.
17 декабря 2013 г. были проведены публичные слушания, по результатам которых в адрес Чебоксарского городского Собрания депутатов поступил проект решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройке Чебоксарского городского округа", в котором отсутствовал пункт, касающейся изменения градостроительного регламента земельного участка, расположенного на ул. Энгельса 1 "г". 24 декабря 2013 г. состоялось заседание Собрание депутатов, на котором депутатами единогласно было принято решение принять проект решения, в том числе и оспариваемый пункт. Таким образом, ЧГСД соблюдена процедура принятия решения, в том числе и по оспариваемому пункту, права заявителей не нарушены.
Представитель администрации г. Чебоксары Г. против удовлетворения заявления возражал, суду пояснил, что права собственников решением не затрагиваются. Собственники продолжают пользоваться имуществом, если ими не причиняется вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Прокурор С.Э. заявленные требования полагала подлежащим оставлению без удовлетворения, указав, процедура принятия соответствующего решения соблюдена, оно принято в соответствии с полномочиями Чебоксарского городского собрания депутатов и соответствует действующему законодательству.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2014 г. в удовлетворении заявления о признании недействительным п. 1.17 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24 декабря 2013 г. № 1248 в части земельных участков с кадастровыми номерами: 21:01:010204:100, 21:01:01 02 04:0066, 21:01:01 02 04:0040, 21:01:01 02 04:0065, 21:01:01 02 04:0008, 21:01:010204:118, 21:01:01 02 04:0101, 21:01:01 02 04:0056, 21:01:01 02 04:0054,21: 21:01 02 04:0056, 21:01:01 02 04:156, 21:01:01 02 04:172, 21:01:01 02 04:0058, 21:01:01 02 04:131, 21:01:01 02 04:0054, 21:01:01 02 04:157 отказано.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба заявителями С.Д., Р.Ю. по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на противоречие оспариваемого решения ЧГСД федеральному законодательству и нарушение оспариваемым решением прав собственников земельных участков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель С.Д., представитель заявителя Р.Ю. - М. поддержали доводы апелляционной жалобы на решение суда.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора О. о законности решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 года № 1683 утверждены Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2013 № 1248 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 № 1683" пунктом 1.17 изменен градостроительный регламент части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), зоны объектов обслуживания населения (0-2), зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (0-3), зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности (0-7), зоны городских парков (Р-1) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) земельного участка, расположенного в центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами К.Иванова, Нижегородская, Водопроводная, для развития застроенной территории (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010204:174, 21:01:010204:109, 21:01:010211:21, 21:01:010206:150).
Указанное Решение опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления, выпуск 25 (98) от 26.12.2013.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый пункт Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2013 № 1248 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, данное решение принято в соответствии с полномочиями Чебоксарского городского собрания депутатов с соблюдением установленной процедуры.
Проверяя оспариваемые положения муниципального правового акта, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу статьи 253 ГПК РФ основанием признания нормативного акта недействующим является несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно осуществляется решение вопросов местного значения.
Согласно статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены вопросы местного значения городского округа. В частности, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки (пункт 26 статьи 16).
Как следует из статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Кодекса подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
При принятии оспариваемого муниципального правового акта требования закона о компетенции представительного органа местного самоуправления, процедуре принятия и обнародования соблюдены, что не оспаривается заявителями.
При проверке доводов апелляционной жалобы о несоответствии нормам федерального законодательства оспариваемого п. 1.17 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2013 № 1248 и нарушении прав заявителей принятым решением, судебная коллегия исходит из следующего.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки, внесении в них изменений состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Муниципальное образование в лице представительных органов местного самоуправления полномочно вносить изменения в правила землепользования и застройки. Наличие в рамках территориальной зоны земельных участков с определенным видом разрешенного использования не является препятствием для изменения градостроительных регламентов и территориального зонирования. В указанных случаях действующее земельное и градостроительное законодательство предусматривает определенные гарантии для собственников земельных участков и землепользователей.
Так, положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов. Соответственно законодательством предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков, расположенных на них объектов недвижимости по целевому назначению их собственниками.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу С.Д., Р.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2014 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:
Т.Н.ЕВЛОГИЕВОЙ

Судьи: М.А.БЛИНОВОЙ
А.А.ШУМИЛОВА


------------------------------------------------------------------