Решение Верховного суда Чувашской Республики от 05.06.2014 N 3-7/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления столбцов 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17.12.2013 года N 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике на 2014 год">



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. № 3-7/2014

Верховный Суд Чувашской Республики
под председательством судьи Шумилова А.А.
при секретаре Казаковой С.А.
с участием прокурора Бельцова А.Н.,
представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" К.И., А.А., Ф., А.О.,
представителей Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Щ., И., К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ООО "Коммунальные технологии" об оспаривании нормативного правового акта - столбцов 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17.12.2013 года № 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике на 2014 год",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - Общество, ООО "Коммунальные технологии") обратилось в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта - столбцов 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее также - Госслужбы) от 17.12.2013 года № 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике на 2014 год".
В обоснование заявления указано следующее.
В соответствии с подпунктом 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2013 года № 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике на 2014 год", опубликованного в газете "Вести Чувашии" от 21 декабря 2013 года № 49 (1365), установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии", в соответствии с которыми установлены для Общества на 2014 год тарифы на горячую воду с использованием закрытых систем горячего водоснабжения в виде двух тарифов в период с 1 января по 30 июня 2014 года: одноставочный тариф в размере 71,81 руб. за один кубический метр без учета с НДС; двухкомпонентный тариф, состоящий из компонента на холодную воду в размере 9,48 руб. за 1 куб. метр без учета НДС и компонента на тепловую энергию в размере 1171,59 руб. за 1 Гкал без учета НДС, с 1 июля по 31 декабря 2014 года - одноставочный тариф в размере 74,80 руб. за один кубический метр без учета с НДС; двухкомпонентный тариф, состоящий из компонента на холодную воду в размере 10,12 руб. за 1 куб. метр без учета НДС и компонента на тепловую энергию в размере 1215,75 руб. за 1 Гкал без учета НДС.
По мнению заявителя, данная норма приложения к постановлению противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 88 - 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года № 406, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее деятельность по осуществлению горячего водоснабжения с использованием закрытых систем, не предусматривает установление тарифа на горячую воду в закрытой системе в рублях за один кубический метр.
Следовательно, размеры тарифов, указанных в столбцах 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Госслужбы от 17.12.2013 года № 59-16-24/гв, противоречат требованиям действующего законодательства и подлежат отмене.
Оспариваемые пункты постановления Госслужбы от 17.12.2013 года № 59-16-24/гв приводят к дисбалансу экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов. В результате при начислении потребителям платежей за услуги горячего водоснабжения по установленному тарифу в рублях за кубический метр горячей воды у Общества образуется разница денежных средств или выпадающие (недополученные) доходы, размер которых за январь 2014 года составил более 10,7 млн. руб.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, заявитель просил:
признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими данные, изложенные в столбцах 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2013 года № 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2014 год", опубликованного в газете "Вести Чувашии" от 21 декабря 2013 года № 49 (1365).
В судебном заседании 11 апреля 2014 года заявители дополнили основания своего заявления и указали, что количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м воды, рассчитано Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 года № 47 (далее - также Методические указания № 47), с учетом коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения в размере 0,03, а не 0,34517, как это должно было быть.
Орган регулирования, имея документы, подтверждающие количество строений по видам благоустроенности в виде актов обследования систем горячего водоснабжения, которые были представлены Обществом в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам 30.11.2012 года, без достаточных оснований не принял их во внимание и не учел при расчете размера коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения. В результате количество тепловой энергии, необходимой для подогрева одного кубического метра воды, составило по расчетам Госслужбы 0,05320 Гкал/куб. м, тогда как по расчетам ООО "Коммунальные технологии" количество тепловой энергии должно составлять 0,06948 Гкал/куб. м.
Также, органом регулирования не были запрошены дополнительные сведения, уточняющие количество домов по видам благоустроенности, что повлекло установление неверного размера однокомпонентного тарифа, приводящего к убыткам Общества.
29 мая 2014 года ООО "Коммунальные технологии" вновь дополнило основания своего заявления и указало, что Госслужбой при расчете тарифа на горячую воду безосновательно не применен коэффициент, учитывающий потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов до точки подключения, определяемые в соответствии с правилами учета отпуска тепловой энергии (Кпв), что предусмотрено в пункте 58 Методических указаний № 47.
В связи с этим ООО "Коммунальные технологии" просило признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2013 г. № 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике на 2014 год", опубликованное в газете "Вести Чувашии" от 21 декабря 2013 г. № 49 (1365), с момента принятия, в части установления однокомпонентного тарифа, указанного в столбцах 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению, а именно: с 1 января по 30 июня 2014 года однокомпонентный тариф в размере 71,81 руб. за один кубический метр без учета НДС, в размере 84,74 руб. за один кубический метр для населения с учетом НДС, с 1 июля по 31 декабря 2014 года - однокомпонентный тариф в размере 74,80 руб. за один кубический метр без учета НДС, в размере 88,26 руб. за один кубический метр для населения с учетом НДС.
В судебном заседании представители заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - К.И., А.А., Ф., А.О. доводы заявления поддержали в полном объеме.
Представители Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Щ., И., К.М. в удовлетворении заявления просили отказать, сославшись на то, что тарифы установлены правильно, с учетом положений действующего в период утверждения тарифов законодательства.
Возражая против удовлетворения заявления ООО "Коммунальные технологии", представители Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам указали следующее.
Действительно, в силу пункта 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
При этом на момент установления тарифов на 2014 год новые Методические указания разработаны не были и действовали Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47.
Из положений пункта 7 данных Методических указаний № 47 следует, что орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
При этом законодательством Российской Федерации не регламентированы формы, которым должны соответствовать решения об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения.
В связи с этим, по мнению Госслужбы, установление обжалуемым постановлением тарифа на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения, измеряемого в куб. м и образованного из двух компонентов, не противоречит действующему законодательству.
В отношении доводов заявителя о том, что расчет тарифа неправомерно произведен с учетом коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами в размере 0,03000 Гкал, то есть не соответствует формуле, указанной в пункте 58 Методических указаний № 47 от 15.02.2011 года, Госслужба отметила следующее.
При расчете количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, Госслужбой использован коэффициент, указанный в таблице № 7 к пункту 34 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, то есть коэффициент 0,03, предусмотренный для неизолированного типа трубо-провода.
Данное постановление Правительства Российской Федерации является действующим и не отменено.
В связи с этим при расчете тарифа на горячую воду применен расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. метра холодной воды в размере 0,05320 Гкал, что на уровне ранее действовавшего значения, применяемого с 2009 года.
Технология производства горячей воды с указанного времени не менялась.
В связи с отсутствием в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, установленного порядка определения норматива потребления коммунальных услуг, определяющего удельный расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, вопрос по начислению платы за горячее водоснабжение рассмотрен 29 января 2013 г. и 5 августа 2013 г. на заседаниях Правительственной комиссии при Кабинете Министров Чувашской Республики по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В целях приведения к единообразию при осуществлении расчетов платы за горячее водоснабжение Правительственной комиссией рекомендовано применять для потребителей г. Чебоксары расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды в размере 0,05320 Гкал (с учетом коэффициента 0,03).
Что касается представленных в Госслужбу письмом ООО "Коммунальные технологии" от 30.11.2012 года № 06-23/4396 актов обследования системы горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, то они не могли быть приняты к сведению, поскольку составлены без участия представителя собственника жилищного фонда - администрации города Чебоксары, в них не отражена информация о принадлежности к определенной системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) - открытой или закрытой, а также тип трубопровода, что не позволяет использовать коэффициенты, установленные пунктом 58 Методических указаний № 47.
Данный факт также подтверждается представленными ООО "Коммунальные технологии" в суд актами показаний приборов узла учета тепловой энергии, в которых система теплоснабжения указана как открытая четырехтрубная, то есть та, которая не предусмотрена действующим законодательством.
Таким образом, на момент утверждения тарифов Госслужба не располагала документами, отражающими результатами технического обследования жилого фонда, а, следовательно, вправе была применять в расчетах нормативный коэффициент 0,03, предусмотренный в таблице № 7 к пункту 34 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В отношении доводов заявителя о неприменении в расчетах коэффициента Кпв, то есть коэффициента, учитывающего потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения, представители Госслужбы пояснили, что в силу действующего законодательства данный коэффициент определяется в соответствии с правилами учета отпуска тепловой энергии.
В настоящее время действуют Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-4936, которыми регламентирован порядок определения объема потерь воды в абсолютных величинах (куб. метрах), но не порядок расчета непосредственно коэффициента потерь воды Кпв, который используется в формуле расчета тарифа на горячую воду в удельных величинах. До внесения изменений в нормативные акты и установления формулы расчета, коэффициент Кпв не может быть определен, в связи с чем он не учитывается при расчете тарифа на горячую воду (равен нулю).
Ввиду вышеизложенного представители Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам просили в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бельцова А.Н., полагавшего, что заявление ООО "Коммунальные технологии" удовлетворению не подлежит, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для признания оспариваемого нормативного акта противоречащим закону и недействующим.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания судом недействительным нормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: не соответствие закону или иным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Проанализировав оспариваемое постановление, сопоставив его с нормами действующего законодательства, суд считает, что оно принято Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 5 статьи 31 данного Закона регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам" в Чувашской Республике данные полномочия реализуются Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (абз. 29 п. 7 Положения о Госслужбе).
Решение об установлении тарифов на горячую воду на 2014 год для ООО "Коммунальные технологии" принято на заседании коллегии Госслужбы в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406.
В силу п. 5.3 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости постановлениями Госслужбы.
Проект постановления Госслужбы согласован с прокуратурой Чувашской Республики согласно требованиям распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2010 года № 61-р.
В соответствии с пунктами 8, 9, 12 Указа Президента Чувашской Республики от 21 ноября 2001 г. № 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики" оспариваемое постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Чувашской Республики 19 декабря 2013 года, регистрационный № 1789, и опубликовано в газете "Вести Чувашии" 21 декабря 2013 года № 49 (1365).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом регулирования в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка и процедуры.
При этом установление в оспариваемом постановлении тарифов на горячую воду для потребителей ООО "Коммунальные технологии" с использованием закрытых систем горячего водоснабжения в виде двух тарифов в период с 1 января по 30 июня 2014 года: одноставочного тарифа в размере 71,81 руб. за один кубический метр без учета с НДС; двухкомпонентного тарифа, состоящего из компонента на холодную воду в размере 9,48 руб. за 1 куб. метр без учета НДС и компонента на тепловую энергию в размере 1171,59 руб. за 1 Гкал без учета НДС, с 1 июля по 31 декабря 2014 года - одноставочного тарифа в размере 74,80 руб. за один кубический метр без учета с НДС; двухкомпонентного тарифа, состоящего из компонента на холодную воду в размере 10,12 руб. за 1 куб. метр без учета НДС и компонента на тепловую энергию в размере 1215,75 руб. за 1 Гкал без учета НДС является обоснованным и не противоречит действующему законодательству.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность). Финансовые потребности определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Согласно пункту 7 названных Основ органы регулирования устанавливают два вида тарифов на холодную воду: одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды; двухставочный тариф, который состоит из ставки платы за потребление холодной воды из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности. Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный) на холодную воду, устанавливаемого для конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется органами регулирования в порядке, определяемом методическими указаниями.
С 23 марта 2013 года действуют Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", регулирующие вопросы установления тарифов на горячую воду (пункты 88 - 93).
Названные Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают, что органами регулирования тарифов устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. В случае если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, значение компонента на холодную воду определяется органом регулирования тарифов исходя из финансовых потребностей такой регулируемой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды. Финансовые потребности определяются органами регулирования тарифов на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 года № 47, на которые имеется ссылка в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 года № 406, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения. Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов. Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды; ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
В действующем на момент утверждения тарифов законодательстве, регулирующем отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 и приказа Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 года № 47, не были предусмотрены единицы измерения к тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе к тарифу на питьевую воду, тарифу на техническую воду, тарифу на водоотведение.
Единица измерения для тарифа на горячую воду названа в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354. В частности, в пункте 1 примечания к данному постановлению указано, что для применения настоящего приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения: в отношении тарифов (цен) на коммунальные ресурсы: тепловая энергия - рублей /Гкал; холодная вода, горячая вода, сточные бытовые воды, газ - рублей/куб, метр; электрическая энергия - рублей/кВт час.
В пункте 2 этого же примечания сделана ссылка на то, что настоящий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы. В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), настоящий расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Однако к моменту утверждения оспариваемых тарифов установленные законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов правила применения составных частей тарифа на горячую воду (компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию) не были приняты.
Анализ приведенных выше положений свидетельствует о том, что после вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 1149, которым внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, и от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, действующее законодательство не содержит запрета на установление наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду тарифа одноставочного (однокомпонентного) из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований полагать, что тарифы на горячую воду, установленные Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, в оспариваемой части противоречат положениям действующего на момент установления тарифа законодательства.
Следует также учесть, что установление дополнительно к ранее принятым двухкомпонентным тарифам на горячую воду тарифа на горячую воду из расчета в рублях за 1 куб. м. имело место в связи с предписанием Федеральной службы по тарифам от 11.06.2013 года № 4-3762, в котором указывалось на необходимость приведения тарифов в соответствие с требованиями действующего на тот момент законодательства.
Одновременно суд обращает внимание на то, что одноставочный (конечный) тариф на горячую воду установлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на уровне тарифа, действовавшего в 2013 году, в целях сохранения уровня платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, принимая во внимание социальную значимость вопроса о величине платы за эту услугу.
Поскольку одноставочный (конечный) тариф на горячую воду установлен наряду с двухкомпонентным тарифом, который мог быть использован заявителем при расчетах с потребителями, следует признать, что установление одноставочного тарифа на горячую воду не нарушает прав заявителя.
Что касается доводов ООО "Коммунальные технологии" о причинении убытков в результате применения установленных оспариваемым постановлением тарифов на горячую воду, то заявитель не лишен возможности обращения в регулирующий орган с документами, подтверждающими понесенные убытки, для учета убытков и компенсации их в последующем периоде регулирования тарифов в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Также суд принимает во внимание, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения предписывается использовать куб. метр на 1 человека.
Данный подзаконный акт непосредственно не регламентирует порядок установления тарифов, в том числе и на горячую воду. Вместе с тем содержащиеся в нем нормы имеют правовое значение, поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации), что подтверждает полномочие Госслужбы по конкурентной политике и тарифам установить на 2014 год наряду с двухкомпонентным тарифом одноставочный тариф на горячую воду, рассчитанный в соответствии с действующими на момент утверждения тарифов Методическими указаниями.
Сопоставление приведенных федеральных правовых норм с оспариваемым региональным актом позволяет сделать вывод о том, что установление для потребителей ООО "Коммунальные технологии" одноставочного тарифа на горячую воду в расчете на 1 куб. м законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, поскольку действующее на момент принятия оспариваемого постановления правовое регулирование в области установления тарифов на услуги горячего водоснабжения с использованием закрытой системы на 2014 год не содержало запрета на установление тарифа на горячую воду из расчета цены за 1 куб. м горячей воды при условии определения тарифа на холодную воду также в виде одноставочного тарифа и отражения в тарифном решении соответствующих компонентов.
Ссылки заявителя на то, что к моменту рассмотрения дела утверждены и вступили в силу новые Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, не могут служить достаточным основанием для признания оспариваемого нормативно-правового акта недействующим исходя из следующего.
Федеральный закон № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, вступили в силу в 2013 году, который является переходным периодом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 1149 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" в части установления органами регулирования двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
В соответствии с названным постановлением Министерству регионального развития Российской Федерации необходимо было привести Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Министерством регионального развития Российской Федерации, в части методологии установления тарифов на горячую воду, в соответствие с изменениями, внесенными Постановлением № 1149; представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, предусматривающих в том числе порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, а также о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, предусматривающих в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из тарифов на горячую воду, установленных с учетом изменений, утвержденных названным постановлением.
Однако необходимые изменения в вышеперечисленные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации на момент утверждения тарифов на 2014 год не были внесены.
Новые Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены лишь приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (зарегистрированы в Минюсте России 25 февраля 2014 года № 31412, опубликованы в "Российской газете" № 51 от 05.03.2014 года).
Пунктом 3 приказа Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года определено, что он вступает в силу в установленном порядке.
Согласно п. 12 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, новые Методические указания вступили в силу с 16 марта 2014 года, то есть после утверждения оспариваемых тарифов, и применяются с даты вступления их в действие, то есть при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, заявления об установлении которых поступят или находятся на рассмотрении органа регулирования с 16 марта 2014 года.
Согласно п. 10. ст. 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах при утверждении тарифов на 2014 год Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам была вправе руководствоваться прежними Методическими указаниями № 47, действовавшими в тот период.
В обоснование своего заявления ООО "Коммунальные технологии" указывало также на то, что количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м воды, рассчитано Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 года № 47, с учетом коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения в размере 0,03, а не 0,34517, как это должно было быть, исходя из представленных Обществом документов. Имея документы, подтверждающие количество строений по видам благоустроенности в виде актов обследования систем горячего водоснабжения, которые были представлены Обществом в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам 30.11.2012 года, Госслужба без достаточных оснований не приняла их во внимание и не учла при расчете размера коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения. В результате количество тепловой энергии, необходимой для подогрева одного кубического метра воды, составило по расчетам Госслужбы 0,05320 Гкал/куб.м, тогда как по расчетам ООО "Коммунальные технологии" количество тепловой энергии должно составлять 0,06948 Гкал/куб. м (том 1, л.д. 136).
Указанные обстоятельства, с точки зрения заявителя, в конечном итоге привели к установлению экономически необоснованного, заниженного тарифа.
Вместе с тем данные доводы не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативно-правового акта, ввиду следующего.
Как уже было отмечено, при установлении тарифа на горячую воду на 2014 год в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям г. Чебоксары ООО "Коммунальные технологии", действовали Методические указания № 47 по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Из положений пункта 7 данных Методических указаний следует, что орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Согласно п. 58 Методических указаний одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по формуле с использованием коэффициента, учитывающего потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения, определяемые в соответствии с правилами учета отпуска тепловой энергии.
При расчете количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, Госслужбой использован коэффициент, указанный в таблице № 7 к пункту 34 Приложения к действующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, то есть коэффициент 0,03, который предусмотрен Правилами для типа трубопровода "неизолированный".
С учетом этого показатель количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, составил 0,05320, а не 06948 Гкал/куб. м.
Данный показатель соответствует уровню ранее действовавшего значения, применяемого с 2009 года по решению Согласительной комиссии по вопросу пересмотра тарифов на тепловую энергию на 2009 год в части снижения затрат газовой составляющей по энергоснабжающим организациям Чувашской Республики от 29 января 2009 года. Температура горячей воды в точке водоразбора предусмотрена в размере 60,7 градусов Цельсия, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, согласно которым температура горячей воды должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия в точке водоразбора.
При этом Госслужбой обоснованно принято во внимание, что технология производства горячей воды не изменилась.
В связи с отсутствием в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, установленного порядка определения норматива потребления коммунальных услуг, определяющего удельный расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, вопрос по начислению платы за горячее водоснабжение рассматривался в 2013 году на заседаниях Правительственной комиссии при Кабинете Министров Чувашской Республики по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В целях единообразия расчетов платы за горячее водоснабжение Правительственной комиссией рекомендовано применять для потребителей г. Чебоксары расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды в размере 0,05320 Гкал. При этом температура горячей воды предусмотрена в размере 60,7 градусов в точке водоразбора (том 3, л.д. 23-31).
Ссылки заявителя на необходимость учета представленных ООО "Коммунальные технологии" документов в расчетах потерь воды в закрытых системах теплоснабжения и количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, являются несостоятельными.
Методические указания предусматривают применение коэффициентов с разбивкой по типам систем трубопроводов:
К1 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,35;
К2 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,25;
КЗ - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,25;
К4 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,15.
Представленные в Госслужбу письмом ООО "Коммунальные технологии" от 30.11.2012 года № 06-23/4396 акты составлены без участия представителя собственника - администрации города Чебоксары, в актах не отражена информация о принадлежности к определенной системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) - открытая, закрытая, а также тип системы трубопровода из 4-х вышеуказанных типов, что не позволяет использовать коэффициенты, установленные в пункте 58 Методических указаний, ввиду отсутствия достаточных достоверных данных.
Указанный факт также подтверждается представленными заявителем в суд актами показаний приборов узла учета тепловой энергии, в которых система теплоснабжения указана как открытая четырехтрубная, что не предусмотрено действующим законодательством.
Также в выставленных ТСЖ "Бриз" от 31.01.2014 года № 1102 счетах-фактурах за горячую воду за январь 2014 г. по дому № 8 по ул. Сверчкова г. Чебоксары указаны компоненты на тепловую энергию и теплоноситель (что указывает на принадлежность к открытой системе теплоснабжения), в то время, как данный дом в актах, представленных заявителем письмом от 30.11.2012 г. № 06-23/4396 числится в реестре многоквартирных жилых домов г. Чебоксары с закрытой системой горячего водоснабжения. В 2013 году расчет осуществлялся также с использованием тарифа на горячую воду за куб. м в закрытой системе горячего водоснабжения.
Аналогичные несоответствия отмечены и при расчетах с ТСЖ "Вега", ТСЖ "Мир", ТСЖ "Крутиха", ТСЖ "Домашний очаг", ТСЖ "Стрелка", УК "Атал", обратившихся в Госслужбу с письменными обращениями.
Кроме того, в настоящее время в Арбитражном Суде Чувашской Республики рассматриваются споры о принадлежности домов к системам горячего водоснабжения. При этом по делу № А79-8549/2013 по заявлению ООО "Коммунальные технологии" к ОАО "Эткер" о взыскании денежных средств назначена экспертиза о принадлежности 5 домов к системе горячего водоснабжения.
Таким образом, к моменту утверждения тарифов Госслужба не располагала документами, достоверно отражающими результаты технического обследования жилого фонда, а потому применение расчетного коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения в размере 0,03, прямо предусмотренного в таблице № 7 к пункту 34 Приложения к действующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, следует признать правильным.
В обоснование своего заявления заявитель ссылался также на неправомерность неприменения Госслужбой коэффициента, учитывающего потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения (коэффициент Кпв).
Данные доводы заявителя также не могут послужить основанием к удовлетворению заявления ввиду следующего.
Согласно пункту 58 Методических указаний № 47 коэффициент Кпв определяется в соответствии с правилами учета отпуска тепловой энергии.
На момент утверждения тарифов действовали Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-4936 (Правила № Вк-4936).
Данные Правила регулируют отпуск тепловой энергии и определяют порядок установления потерь теплоносителя (горячая вода), порядок определения объема потерь воды в абсолютных величинах (куб. метрах), но не устанавливают порядок расчета непосредственно коэффициента потерь воды Кпв, который используется в формуле расчета тарифа на горячую воду в удельных величинах.
Государственная служба Чувашской Республике по конкурентной политике и тарифам не вправе самостоятельно устанавливать правила регулирования отношений в сфере деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Таким образом, до внесения изменений в нормативные акты и установления формулы расчета, коэффициент Кпв не может быть определен, в связи с чем он не учитывается при расчете тарифа на горячую воду (равен нулю), а потому действия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, принявшей в расчет коэффициент Кпв равным нулю, являются правомерными.
Здесь же следует отметить, что и в экспертном заключении (с дополнением) по результатам проведения оценки применения одно- и двух- компонентных тарифов на отпуск горячей воды в закрытых системах, составленном ООО "Аудиторская компания "Эталон", на которое ссылаются сами заявители, экспертом также не применен коэффициент, учитывающий потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения.
Что касается доводов заявителя об обязанности Госслужбы запросить дополнительные документы в случае отсутствия у нее достаточных данных для расчета потерь тепла и воды, то эти доводы не могут являться основанием для признания оспариваемого нормативно-правового документа недействующим, ввиду следующего.
Согласно пункту 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520, действовавших при подаче заявления ООО "Коммунальные технологии" об установлении тарифа на горячую воду на 2014 год, организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520, следующие документы:
- заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
- производственная программа;
- расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
- расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
- бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
- отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
В соответствии с пунктом 14 этих же Правил № 520 процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов включает в себя проверку соответствия рассчитанных заявителем тарифов финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
При этом ввиду того, что тариф рассчитывает сам заявитель, именно он несет ответственность за полноту и достоверность сведений, в том числе за расчет коэффициентов Кпв и Кп.
В силу пункта 7 Правил № 520 органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительных документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
В соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.
Обязанность для регулирующего органа запрашивать документы закон не устанавливает.
Таким образом, Госслужба вправе, но не обязана (как указывает заявитель) запрашивать дополнительные документы.
Кроме того, перечисленные заявителем акты обследования систем горячего водоснабжения в составе документов для установления тарифов на 2014 год Обществом не представлялись.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17.12.2013 года № 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике на 2014 год" приняты полномочным органом государственной власти в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий с соблюдением процедуры принятия и обнародования, по содержанию не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушают.
Поэтому заявление общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 198 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" об оспаривании нормативного правового акта - столбцов 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17.12.2013 года № 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике на 2014 год" отказать;
на решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий -
судья
А.А.ШУМИЛОВ



------------------------------------------------------------------