Постановление администрации г. Новочебоксарска ЧР от 13.05.2014 N 206 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с "Положением о муниципальной системе оценки качества образования г. Новочебоксарска", "Положением о рейтинге общеобразовательных организаций города Новочебоксарска по эффективности деятельности")



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. № 206

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 года № АП-1994/02 "О методических рекомендациях по внедрению НСОКО", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 года № 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования", на основании "Положения о республиканской системе оценки качества образования", утвержденного приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 1 ноября 2007 года № 1174, статьей 43 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, в целях обеспечения стабильного функционирования и развития системы образования г. Новочебоксарска постановляю:
1. Утвердить:
Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее - МСОКО) (приложение № 1);
Положение о рейтинге общеобразовательных организаций города Новочебоксарска по эффективности деятельности (приложение № 2).
2. Определить МБУ "Центр мониторинга образования города Новочебоксарска" организаторами рейтинга образовательных организаций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам - начальника отдела образования администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Глава администрации
города Новочебоксарска
Чувашской Республики
А.В.СИРОТКИН





Приложение
к постановлению
администрации
г. Новочебоксарска
от 13.05.2014 № 206

ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОВОЧЕБОКСАРСКА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее - МСОКО) разработано в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образовательных организаций, усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", письмом Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № АП-1994/02 "О методических рекомендациях по внедрению НСОКО", приказом Минобрнауки России от 15 января 2014 года № 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования" на основании "Положения о республиканской системе оценки качества образования", утвержденного приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 1 ноября 2007 года № 1174, в целях обеспечения стабильного функционирования и развития муниципальной системы образования.
1.2. Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее - положение) устанавливает единые требования при реализации муниципальной системы оценки качества образования на территории города Новочебоксарска.
1.3. Положение распространяется на все образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
в соответствии с государственными образовательными стандартами.
1.4. Система оценки качества образования на муниципальном уровне направлена:
- на повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия решений по продолжению образования;
- обеспечения единого образовательного пространства;
- принятия обоснованных управленческих решений по повышению качества образования с расширением общественного участия;
- предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу достоверной информации о качестве образования в муниципальной системе образования.
1.5. Муниципальная система оценки качества призвана обеспечивать координацию деятельности систем оценки качества образования образовательных организаций города.
1.6. Муниципальная система оценки качества - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.
1.7. В настоящем положении используются следующие термины:
- Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, состояния здоровья детей, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
- Муниципальная система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательных организаций, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
- Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
- Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.8. Оценка качества образования нацелена на фиксацию состояния муниципальной системы образования и изучение динамики ее развития.
1.9. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются постановлением администрации города Новочебоксарска.

2. Цели, задачи, принципы и направления МСОКО

2.1. Целью МСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его развития и причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основными задачами МСОКО являются:
2.2.1. формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
2.2.2. информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной, муниципальной и республиканской системы образования;
2.2.3. разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
2.2.4. определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
2.2.5. выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
2.2.6. организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических и руководящих кадров, мониторинга и образовательной статистики муниципальной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся.
2.2.7. реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
2.2.8. определение рейтинга образовательных организаций и стимулирующих доплат к заработной плате руководителям по результатам оценки.
2.2.9. формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования муниципальной службы образовательной статистики и мониторинга качества образования;
2.2.10. содействие повышению квалификации работников организаций, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
2.2.11. содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. Основными принципами функционирования МСОКО являются:
- соблюдение преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;
- технологичность используемых показателей, минимизация их количества с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
- учет индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения воспитания;
- доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей.
2.4. Основные функции МСОКО:
- обеспечение государственного стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов образования;
- сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации;
- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития образовательных организаций;
- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования
- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной я законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в образовательных организациях города, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.
2.5. К основным направлениям МСОКО относятся:
- мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- выбор критериев и показателей оценки учебных достижений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учетом видового разнообразия школ и подготовки школ к проведению итоговой аттестации;
- разработка единых подходов диагностического инструментария оценки качества образовательных результатов в процессе государственной (итоговой) аттестации учащихся, мониторинга и диагностики, внутришкольного контроля;
- мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней школы по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля);
- формирование независимой объективной базы данных об образовательных достижениях обучающихся, состоянии здоровья, о качестве организации и безопасности образовательного процесса в образовательных организациях;
- включенность общественной экспертизы на всех этапах и во все процессы обеспечения качества образования;
- разработка единства подхода к подготовке педагогических кадров и разработке диагностического инструментария к оценке качества образования;
- социологический мониторинг состояния воспитательной работы в образовательных организациях;
- обеспечение информационно-методического и организационно-технического сопровождения муниципальной системы оценки качества образования.
2.6. Объекты оценки:
- муниципальная система образования;
- деятельность образовательных организаций города;
- учебные и внеучебные достижения учащихся;
- образовательные программы и условия их реализации;
- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников.
2.7. Предмет оценки:
- качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту);
- качество условий образовательного процесса (качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательных организациях; качество условий реализации образовательных программ);
- эффективность управления образованием.
2.8. Критерии и показатели оценивания определяются в нормативных актах, регламентирующих процедуры контроля и оценки качества образования. Их утверждение и изменение осуществляется приказом отдела образования администрации г. Новочебоксарска.

3. Реализация МСОКО

3.1. Реализация МСОКО осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
3.2. Функционирование МСОКО осуществляется посредством следующих процедур:
- государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
- контрольно-инспекционной деятельности;
- аттестации педагогических и руководящих работников;
- проведение мониторинговых статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях,
- организация сбора, обработки и хранения информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования.
3.3. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.
3.4. Подготовка мероприятий и разработка предложений, направленных на совершенствование и оптимизацию муниципальной системы оценки качества образования.
3.5. Формирование муниципальной нормативно-правовой базы документов, обеспечивающей качество образования.
3.6. Анализ и рейтинг образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных организаций.

4. Общественное участие в оценке
и контроле качества образования

4.1. МСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Общественное участие в оценке качества образования продиктовано следующими намерениями:
- повышения открытости образования за счет информирования потребителей образовательных услуг о результатах деятельности системы образования для принятия ими жизненно важных решений;
- обеспечения проведения внешней независимой оценки деятельности образовательных организаций, достижений школьников.

4.2. Придание гласности результатам оценки качества образования осуществляется в следующих формах:
- информирование органов управления образованием, администрации и педагогических работников образовательных организаций о результатах оценки качества образования;
- информирование общественности посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования на региональном и муниципальном уровнях о результатах оценки качества образования;
4.3. Доступ к получению информации в рамках муниципальной системы оценки качества образования определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование муниципальной информационной системы образования.

5. Функциональная характеристика МСОКО

5.1. Отдел образования администрации г. Новочебоксарска:
- реализует муниципальную программу "Развитие образования города Новочебоксарска" на 2014 - 2020 годы, включая развитие МСОКО;
- содействует проведению подготовки специалистов образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование МСОКО;
- формирует муниципальную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
- проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных организаций, разрабатывает предложения по ее оптимизации; принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
- изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития МСОКО;
- проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в муниципальных образовательных организациях и формирует предложения по их совершенствованию;
- организует и проводит государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования на территории г. Новочебоксарска, готовит аналитическую информацию об итогах организации и проведения единого государственного экзамена;
- осуществляет ресурсную поддержку функционирования МСОКО.
- обеспечивает проведение в городе мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях в соответствие с циклограммой МСОКО;
- использует результаты мониторинговых исследований в рамках МСОКО для определения приоритетных направлений повышения профессиональной компетентности педагогов, осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.
5.2. МБУ "Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска Чувашской Республики":
- обеспечивает информационную поддержку МСОКО;
- участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования г. Новочебоксарска;
- определяет способы организации информационных потоков для пользователей МСОКО г. Новочебоксарска на муниципальном уровне;
- участвует в проведении социологических и статистических исследований по вопросам качества образования на муниципальном уровне;
- принимает участие в организационно-технологическом и информационно-методическом сопровождении процедур оценки качества образования;
- участвует в разработке и создании программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования;
- осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в городе;
- осуществляет экспертизу Программ развития ОУ и образовательных программ;
- организует проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных организаций;
- осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализирует результаты оценки качества образования на уровне города;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей МСОКО;
- обеспечивает организационно-технологическое сопровождение проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования; на территории г. Новочебоксарска;
- создает и ведет муниципальные базы данных образовательных организаций;
- создает и ведет базы данных участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- создает и ведет базы данных результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования по г. Новочебоксарску;
- участвует в разработке и создании программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в г. Новочебоксарске;
- обеспечивает информационную и ресурсную поддержку МСОКО;
- оказывает методическую и технологическую помощь образовательным организациям в создании и поддержании информационных ресурсов, обеспечивающих функционирование МСОКО на уровне общеобразовательной организации.
5.3. Образовательные организации:
- разрабатывают и реализуют программы развития образовательной организации, включая развитие СОКО организации;
- участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации;
- обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации, анализируют результаты оценки качества образования на уровне организации;
- обеспечивают исполнение информационных запросов основных пользователей СОКО образовательной организации;
- обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
- обеспечивают информационную поддержку СОКО образовательной организации;
- содействуют проведению подготовки работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательной организации;
- изучают и используют передовой опыт построения, функционирования и развития СОКО образовательной организации;
- проводят экспертизу образовательной организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательной организации и формируют предложения по их совершенствованию;
- принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации;
- готовят и предоставляют учредителю электронный информационный паспорт образовательной организации в соответствии с установленными сроками и формой;
- ежегодно составляют и публикуют на сайте образовательной организации аналитический отчет по итогам учебного года и публичный доклад о состоянии и перспективах развития образовательной организации в соответствии с установленной формой и сроками.
- обеспечивают информационную поддержку работы отдела образования администрации города Новочебоксарска, образовательных организаций в части подготовки, проведения и анализа результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- обеспечивают информационное взаимодействие отдела образования администрации города Новочебоксарска и образовательных организаций с организациями города Новочебоксарска, ответственными за проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;.
5.4. Общественные институты:
- содействуют определению стратегических направлений развития муниципальной системы образования в рамках государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы и муниципальной программы "Развитие образования города Новочебоксарска" на 2014 - 2020 годы;
- содействуют осуществлению межведомственного взаимодействия при реализации муниципальной программы "Развитие образования города Новочебоксарска" на 2014 - 2020 годы;
- содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием;
- осуществляют общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, технологий учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства;
- принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
- принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций и муниципальной системы образования;
- принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках реализации государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы и муниципальной программы "Развитие образования города Новочебоксарска" на 2014 - 2020 годы;
- принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках МСОКО.

6. Итоги муниципальной оценки качества образования

Согласованная работа всех организационных структур МСОКО позволит обеспечить повышение качества образования.
6.1. Качество муниципальной системы образования соотносится:
- с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;
- с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования;
- с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;
- с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.
6.2. Реализация МСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:
- мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
- анализом творческих достижений школьников;
- результатами аттестации педагогических и руководящих работников;
- результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации образовательных организаций;
- результатами статистических и социологических исследований.
6.3. Итоги муниципальной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте отдела образования администрации города Новочебоксарска. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
6.4. Придание гласности результатам оценки качества образования обеспечивается путем предоставления информационных материалов для руководящих и педагогических работников образовательных организаций; информирования общественности (в полном объеме или частично) посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования на муниципальном уровне и на уровне образовательных организаций.

7. Финансовое обеспечение оценки качества образования

Выполнение функций и полномочий по оценке качества образования финансируется из различных источников:
7.1. Выполнение функции оценки качества образования осуществляется за счет бюджетных средств образовательных организаций, предусмотренных на основную деятельность.
7.2. Целевые средства из федерального, республиканского и федерального бюджета на реализацию функций оценки качества образования;
7.3. Целевые средства из федерального, республиканского и федерального бюджета в рамках реализации программ и проектов;
7.4. Внебюджетные поступления.





Приложение № 2
к постановлению
администрации
г. Новочебоксарска
от 13.05.2014 № 206

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕЙТИНГЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общие положения

Особое внимание в новом образовательном законодательстве уделено формам участия представителей общественности в управлении образованием.
В качестве инструментов участия общественности в оценке качества образования вводится институт независимой оценки качества образования. Целью независимой оценки качества образования является предоставление необходимой информации потребителям образовательных услуг, формирование образовательного рейтинга среди образовательных организаций.
Независимая оценка качества образования проводится открыто, гласно, с учетом привлечения интереса широкой общественности, ее результатом является объективные показатели работы образовательной организации. Соответственно, результаты такой оценки формируют общественное мнение об образовательной организации, от которого зависит ее конкурентоспособность.
Настоящее Положение подготовлено в соответствии с частью 5 статьи 97 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", в рамках Положения о республиканской системе оценки качества, утвержденном Приказом МО и МП ЧР № 1174 от 1 ноября 2007 года, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества, доступности и эффективности образования.
С 2014 года в системе образования г. Новочебоксарска начинается реализация проекта "Реализация модели муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО)". Целью проекта является разработка модели комплексного мониторинга и анализа системы образования для получения объективной информации о качестве, доступности и эффективности образования в г. Новочебоксарске. Это необходимо для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях и поддержки устойчивого развития муниципальной системы образования (МСО) г. Новочебоксарска.
Таким образом, проект направлен на оптимизацию функционирования и развития муниципальной образовательной системы и эффективное использование базы данных образовательной статистики и мониторинга, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей граждан, поступательное развитие муниципальной системы образования.
Одним из направлений реализации данного проекта является построение рейтинговых таблиц для анализа реализации основных направлений модернизации образования в образовательных организациях г. Новочебоксарска.
Рейтингование проводится на основе программного комплекса "Автоматизированная система мониторинга и образовательной статистики муниципальной системы образования г. Чебоксары". Комплекс ориентирован на формирование информационной системы города, объединяющей информацию о качестве образовательных услуг в образовательных организациях, подведомственных отделу образования города Новочебоксарска, на условиях прозрачности, достоверности и добровольности в соответствии с Положением о муниципальной системе оценки качества образования в г. Новочебоксарске, утвержденного постановлением администрации города Новочебоксарска № ___ от ____ 2014 года.

II. Цели и задачи

2.1. Целью построения "Рейтинга муниципальных общеобразовательных организаций г. Новочебоксарска" является анализ результативности реализации государственной политики и эффективности управления процессами развития в системе образования г. Новочебоксарска.
2.2. Задачи рейтинга:
- сравнительная оценка деятельности общеобразовательных организаций как образовательных систем, характеризуемых при помощи различных показателей, отражающих развитие системы образования г. Новочебоксарска;
- принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования в системе образования г. Новочебоксарска;
- определение, выработка критериев и комплекса показателей, способствующих отслеживанию эффективности деятельности образовательных организаций;
- выявление позитивных и негативных тенденций в работе образовательных организаций;
- выявление образовательных организаций, добивающихся лучших результатов в образовательной деятельности;
- отслеживание динамики изменения результатов каждой образовательной организации, как в целом, так и по отдельным критериям и индикаторам;
- создание муниципальной базы данных для формирования целостного представления о развитии системы образования в г. Новочебоксарске.

III. Участники

В качестве объекта построения рейтинга выступает система образования г. Новочебоксарска. Образовательные организации являются объектами рейтинга как самостоятельные единицы наблюдения, и как составляющие системы образования г. Новочебоксарска в целом.

IV. Организаторы

4.1. Организаторами рейтинга образовательных организаций являются отдел образования администрации г. Новочебоксарска и МБУ "Центр мониторинга образования города Новочебоксарска".
4.2. На МБУ "Центр мониторинга образования города Новочебоксарска" возлагается подготовка и организация мероприятий для рейтингования, разработка оценочной тестовой системы, проведение мониторинга, анализ полученных результатов и предоставление их для опубликования, выработка методических рекомендаций для совершенствования направлений деятельности образовательных организаций.

V. Содержание рейтинговой системы
результативности деятельности образовательных организаций

Предметом рейтинга выступают количественные и качественные показатели и индикаторы, характеризующие актуальное состояние системы образования г. Новочебоксарска в разрезе образовательных организаций по различным блокам с использованием гибкой критериальной базы.

VI. Система оценки деятельности образовательной организации

Оценка эффективности работы образовательной организации производится методом ранжирования по значениям критериальной базы данных. Помимо представления общего результата, деятельность образовательной организации может быть отражена в блоковом разрезе, и представлена несколькими компонентами, входящими в общую оценку.
В системе оценки деятельности образовательной организации определено три способа оценивания:
- процентный;
- количественный;
- альтернативный.
Введение процентного способа объясняется различием количественных характеристик образовательных организаций (наполняемость, кадровый состав).
Среди показателей рейтинга есть такие, которые нельзя оценивать ни в процентном отношении, ни в количественном. Эти показатели констатируют факт (наличие или отсутствие, участия или неучастия) - эта система оценки обозначается как альтернативная.

VII. Порядок расчета

Для подтверждения предоставленных значений критериев рейтинга в образовательной организации необходимо иметь документальное подтверждение каждой позиции. За достоверность представленных данных несет ответственность руководитель образовательной организации.
По результатам расчетов все образовательные организации ранжируются в соответствии с итоговым количеством мест. В случае совпадения итогового значения или значения блока у нескольких образовательных организаций, они занимают в рейтинг-листе одну позицию, значение позиции, следующей за ними уменьшается от порядкового на число совпадений. В группах с одинаковым баллом, образовательные организации располагаются в порядке нумерации образовательной организации.
Рейтинг образовательной организации определяется по общей сумме мест по каждому индикатору в каждом из блоков. Также просчитывается суммарный рейтинг образовательных организаций по сумме мест, набранных по блокам.
Для формирования рейтинговой таблицы, каждой образовательной организации предоставляется форма-шаблон для заполнения. Сбор информации производится в электронном виде два раза в год.

VIII. Ответственность за результат

В случае несвоевременной сдачи результатов рейтинга, образовательная организация сохраняет набранные баллы и занимает позицию следующую за последним местом в рейтинге.

IX. Подведение итогов

Итоги рейтинга результативности деятельности образовательных организаций подводятся два раза в год. Информация о результатах рейтинга будет доводиться до сведения руководителей образовательных организаций, заинтересованных пользователей. Данные будут оперативно размещаться на официальных сайтах отдела образования администрации г. Новочебоксарска и МБУ "Центр мониторинга образования города Новочебоксарска" и использоваться для выработки вариантов управленческих решений и соблюдения принципа открытости и прозрачности системы образования г. Новочебоксарска.


------------------------------------------------------------------