Постановление администрации Цивильского района ЧР от 18.03.2014 N 239 "Об организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах в Цивильском районе"



АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИВИЛЬСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. № 239

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И В КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ, АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ В ЦИВИЛЬСКОМ РАЙОНЕ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации Цивильского района ЧР
от 12.05.2014 № 478)

Во исполнение требований федеральных законов РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях подготовки мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах в Цивильском районе администрация Цивильского района постановляет:
1. Утвердить Положение "Об организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах в Цивильском районе (приложение № 1).
2. Рекомендовать главам городского и сельских поселений и руководителям организаций в Цивильском районе Чувашской Республики утвердить в установленном порядке положения об организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах на подведомственных территориях.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Цивильского района
С.Г.АРТАМОНОВ





Утверждено
постановлением
администрации
Цивильском района
от 18.03.2014 № 239

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ, АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ В ЦИВИЛЬСКОМ РАЙОНЕ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации Цивильского района ЧР
от 12.05.2014 № 478)

1. Общие положения

Настоящее положение разработано в соответствии с федеральными законами РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и на основе методических рекомендаций от 02.07.2009 № 4873-3-5-2 управления (гражданской защиты) Приволжского регионального центра МЧС России.
Мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах организуются в рамках подготовки при ведении военных действий, а также могут быть использованы при разработке "Планов взаимодействия спасательных служб при выполнении задач по срочному захоронению трупов".
Накопленный опыт минувших войн свидетельствует о том, что ведение боевых действий и применение противоборствующими сторонами всего спектра средств нападения направлены не только на поражение людей, но и на уничтожение среды их обитания. Разрушение жилищ, водопроводных и канализационных сетей, уничтожение системы энергоснабжения, уничтожение медицинских и противоэпидемических учреждений, большое количество неубранных трупов людей и животных угрожают населению вспышками инфекционных заболеваний. Большую опасность для здоровья людей представляет возможное заражение продовольствия, воды и воздуха РВ, ОВ и БС.
Обеспечение эпидемиологического благополучия пострадавшего населения является одной из главных задач при ликвидации медико-социальных последствий ЧС и в военное время.
Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При этом учитываются медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности.

2. Санитарный надзор за срочным захоронением трупов

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в условиях применения противником современных средств поражения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения, предупреждение воздействия на организм людей вредного воздействия поражающих факторов примененного оружия, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактику возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Мероприятия санитарного надзора, санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения проводятся в соответствии с разделами плана медицинского обеспечения, разрабатываемого в органах управления ГО ЧС.
Важной задачей является санитарный надзор за очисткой очагов поражения и срочным захоронением трупов. Доставка погибших к местам захоронения производится специальными командами, в распоряжение которых выделяется транспорт, инструменты, инженерная техника, рабочая одежда подменного фонда и дезинфекционные средства. Санитарный надзор за срочным захоронением трупов включает:
- контроль представителями медицинской службы за соблюдением санитарно-гигиенических требований при выборе мест для братских могил и выполнением правил захоронения;
- контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении трупов, а также проверку полноты сжигания и правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов;
- контроль за обеспеченностью специальной одеждой личного состава, осуществляющего санитарную очистку очагов поражения и захоронение трупов, и за организацией его помывки по окончании работы;
- контроль за дезинфекцией обмундирования, инструментария и транспорта после захоронения трупов;
- контроль за правильностью захоронения инфекционных больных, трупов с высоким радиационным уровнем и за последующей санитарной обработкой лиц, участвующих в захоронениях.
Целью санитарного обеспечения очистки полей сражений является предупреждение заболеваний на территориях, загрязненных отбросами, нечистотами, трупами людей и животных.

3. Общие сведения о местах и видах захоронения

Решение о создании мест захоронения принимается органом исполнительной власти Цивильского района или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
(в ред. Постановления администрации Цивильского района ЧР от 12.05.2014 № 478)
Существуют следующие виды захоронений трупов или останков умерших - путем предания: земле (захоронение в могилу), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде.
Местами захоронения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли для захоронения тел (останков) погибших (умерших), в том числе для захоронения урн с прахом погибших (умерших) (пеплом после сожжения тел (останков) погибших (умерших), далее - прах).
Кремирование (сжигание) останков проводится в случаях, когда захоронение не кремированных останков способно стать источником инфекционной опасности для населения или возникновения очага эпидемии.

4. Организация обеспечения похорон погибших

Для четкой организации обеспечения похорон погибших (умерших) и осуществления взаимодействия создаются организационные органы при комиссиях по чрезвычайным ситуациям и обеспечением пожарной безопасности - Межведомственные похоронные комиссии. Также создаются окружные, городские и районные похоронные комиссии, в состав которых привлекаются: главы администраций муниципальных и территориальных образований, размещенные на территории Цивильского района Чувашской Республики, военные комиссары, начальники управлений (отделов) внутренних дел, начальники управленческих подразделений здравоохранения, руководители унитарных предприятий и структурных подразделений жилищно-коммунального хозяйства территориальных образований, начальники отделов строительства, подразделений государственного санитарно-эпидемиологического надзора, начальники ветеринарных лабораторий, начальники и руководители управлений, отделов и отделений инженерного обеспечения и архитектуры.
Абзацы второй - третий исключены. - Постановление администрации Цивильского района ЧР от 12.05.2014 № 478.
Финансирование работ по организации массового погребения в братских могилах, кремации и других захоронений жертв военных действий и крупномасштабных катастроф, а также финансирование содержания мест погребений, установка памятников, создание мемориалов будет осуществляться в соответствии с расходными обязательствами за счет бюджетов федеральных органов, бюджета Чувашской Республики, муниципальных образований и организаций.

5. Организационная структура формирований
для захоронения трупов в военное время

В штат формирования для захоронения трупов, участвующего непосредственно в работах по выкапыванию братских могил, проведения поиска, сбора, опознания и транспортировки трупов к местам погребения включается управленческое звено - начальника формирования по захоронению трупов.
В соответствии с требованиями по производству работ, связанных со срочным захоронением трупов, в состав групп входят:
- медицинские работники для проведения мероприятий по недопущению распространения инфекционных болезней (либо эти работы проводят под непосредственным наблюдением специально приписанных медицинских работников);
- специалисты, обученные применению приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля для проведения радиационного, химического, биологического контроля, как тел погибших, так и личного состава формирований.
Для обеспечения перевозки личного состава формирования, доставки специальных средств и оборудования, в состав формирования включаются транспортные средства - грузовые автомобили.
Работы целесообразно проводить круглосуточно, для обеспечения их проведения в темное время суток необходима осветительная электростанция.
Личный состав формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, комплектуется преимущественно за счет специализированных ритуальных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования в мирное время, а при отсутствии, за счет работников и технических средств подведомственных муниципальным образованиям организаций.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, доукомплектовывается трудоспособными гражданами, являющимися невоеннообязанными.
Зачисление трудоспособных граждан в состав формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, производится приказом (распоряжением) руководителем органа исполнительной власти (муниципального образования) по согласованию с руководителями организаций, на базе которых данные формирования созданы.

6. Выбор и подготовка мест для проведения
массовых погребений, нормативно-гигиенические требования
по их устройству и содержанию

Мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах организованы в соответствии с Законом Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ; Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2881-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
(в ред. Постановления администрации Цивильского района ЧР от 12.05.2014 № 478)
Участки под захоронения выбираются сухие, открытые, лучше на опушках лесов и рощ. Не разрешается размещать кладбища на территориях:
- первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников;
- первой зоны санитарной охраны курортов;
- с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
- со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных;
- на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей.
Выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:
- санитарно-эпидемиологической обстановки;
- градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;
- геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;
- почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;
- эрозионному потенциалу и миграции загрязнений;
- транспортной доступности.
При определении размера участка под захоронение следует исходить из установленного строительными нормами и правилами норматива - 0,01 га на 1000 человек, расстояние до населенных пунктов и жилых кварталов должно быть не менее 300 м.
Участок для проведения массовых захоронений должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь уклон в сторону противоположную от населенного пункта, открытых водоемов, мест, из которых население использует грунтовые воды для хозяйственно-питьевых целей;
- не затопляться при паводках;
- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод;
- иметь сухую пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы примерно 6 - 18%.
Такое устройство ограничивает проникновение атмосферных вод в могилу. Разложение зависит от качества почвы, наличия влаги и воздуха в могиле. Полное разложение наступает примерно через 10 лет. Патогенные вегетативные формы микроорганизмов гибнут в течение первого года. Использование могил для повторного захоронения допускается не ранее чем через 15 - 20 лет, когда заканчивается полная минерализация органических веществ трупа.
Территория захоронения впоследствии должна быть огорожена по периметру.
Перед въездом к месту захоронения должна быть предусмотрена площадка для подвоза и разгрузки трупов. У мест захоронения предусматриваются площадки для отдачи воинских почестей и других ритуальных обрядов.
Создаваемые массовые погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в случае угрозы затопления либо других стихийных бедствий.
Памятники, мемориальные сооружения и декоративную скульптуру на братских могилах рекомендуется устанавливать на участках вне мест размещения захоронений, для чего следует резервировать места для таких архитектурных объектов.

7. Порядок проведения массовых захоронений
в братских могилах

Погребение погибших (умерших) на отведенных участках, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение под массовые захоронения, осуществляется в гробах и без гробов (в патологоанатомических пакетах) силами ритуальных служб и похоронными командами от всех специализированных служб, занимающихся похоронным делом.
Захоронение в братских могилах допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих условий:
- количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливаются в зависимости от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод;
- расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняться слоем земли с укладкой поверху хвороста или хвойных веток;
- при размещении гробов в несколько уровней расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда;
- глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м;
- дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м;
- толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м;
- надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м;
- для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.
Размер братской могилы определяется из расчета 1,2 кв. м площади на одного умершего. В одну братскую могилу можно захоронить до 100 трупов. Специальным решением административных органов, имеющих соответствующие полномочия, эта цифра может быть увеличена. Количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливается в зависимости от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод. При захоронении без гробов количество уровней может быть увеличено.
Захоронение погибших (умерших), имеющих высокий радиационный фон, допускается на специально отведенных участках кладбища. К захоронению трупов лиц, подвергшихся радиоактивному заражению, предъявляется дополнительное требование - недопущение загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды. Для этой цели могилы оборудуются специальными контейнерами. При этом глубина могил и расстояние между ними должны быть достаточно большими, чтобы они не могли стать источниками повышенной радиоактивности. После захоронения, таких умерших, необходимо проводить периодический дозиметрический контроль поверхности земли между могилами и надмогильного холма.
При погребении больных, умерших вследствие тяжелых инфекционных заболеваний, обязательна их дезинфекция. Для этого труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или 10% раствором хлорной извести, засыпаемой на дно могилы слоем в 2 - 3 см.
Извлечение останков погибшего (умершего) из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органов исполнительной власти или органов самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года.
Состав сил и средств формирования проведения поиска, сбора, опознания и транспортировки трупов к местам погребения:
Личный состав:
- 2 водителя-механика;
- 2 сотрудника службы, для поиска, сбора и погрузки (разгрузки) трупов;
- 1 сотрудник, для специальной обработки мест обнаружения трупов;
- 1 представитель судебно-медицинской экспертизы соответствующего подразделения МВД России;
- 1 транспортное средство (типа Газель) с возможностью перевозки не менее 10 погибших за 1 рейс;
- 1 легковой автомобиль для перевозки личного состава формирования;
- 1 носилки;
- комплект дезинфицирующих средств (для личного состава формирования).

8. Порядок транспортировки и доставки тел погибших
(умерших) к местам погребений и кремации

Транспортировка и доставка погибших (умерших) к местам погребения осуществляется в кратчайшие сроки с подготовленных площадок от моргов и хранилищ трупов, с оформленными документами на погребение. Транспортировка трупов осуществляется на специально выделенном транспорте с использованием брезентов или бумажных мешков.
Члены команд обеспечиваются специальными комбинезонами или рабочей одеждой, перчатками и фартуками из плотной ткани, а при работе на зараженной территории - средствами индивидуальной защиты.
На месте гибели врачом и сотрудником правоохранительных органов устанавливается причина смерти погибшего.
В морге врачом-патологоанатомом в результате вскрытия оформляется врачебное свидетельство о смерти.
Органы ЗАГС на основании врачебного свидетельства о смерти выдают государственное (гербовое) свидетельство о смерти, которое является основанием для выдачи тела родственникам или сопровождающим труп к месту погребения, кремации.
Перевозку погибших (умерших) к месту погребения осуществляют специальные службы на оборудованном автотранспорте. При необходимости допускается использование автотранспорта других ведомств, не перевозящего пищевое сырье и продукты питания. Отличительные знаки на транспортные средства, привлекаемые для перевозки трупов, выдаются военным комиссариатом.
По окончании перевозки и захоронения погибших (умерших) транспорт должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке. После дезинфекции проводится санитарно-эпидемиологический и дозиметрический контроль автотранспорта.
Санитарно-опасный материал (перевязочный, подстилочный, обрывки одежды и пр.) уничтожаются сжиганием, а отбросы собираются и закапываются в ямы и воронки от снарядов.

9. Использование кремации при ликвидации
последствий катастроф

Кремация - предание тел умерших огню с соблюдением того или иного обряда погребения.
Сжигание трупов необходимо проводить особенно в случаях смерти от особо опасных инфекций. Для сжигания 1 трупа отрывают яму длиной в 2 м, шириной в 1 м и глубиной в 1,5 м. Торцовые стороны ямы для лучшего поступления воздуха должны быть срезаны в виде откосов. Топливо (дрова, уголь, торф) укладывают на дно ямы слоем 1 м и обильно поливают 50 - 60 л керосина или солярного масла (только не бензина). Поверх трупа, положенного на подготовленный таким образом костер, кладут еще слой топлива, смоченного тяжелым горючим. Процесс сжигания продолжается около 12 часов и заканчивается полным испепелением трупа. Если необходимо сжечь несколько трупов, то размер ямы, количество дров, другого топлива и объем жидкого горючего соответственно увеличивается.

10. Создание запасов средств для проведения
срочного захоронения трупов в военное время

Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания проводится органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления на соответствующих территориях в составе запасов нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов.
Подлежат накоплению:
- средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания для персонала формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время;
- запасы гробов (материалов для изготовления гробов);
- мешки патологоанатомические;
- дезинфицирующие средства (хлорная известь);
- горюче-смазочные материалы (для транспортного обеспечения).
В мирное время создаются запасы гробов (материалов для изготовления гробов) и патологоанатомических мешков из расчета 30% от прогнозируемых безвозвратных потерь, запасы дезинфицирующих средств, применяемых для массовых захоронений, из расчета 40% от прогнозируемых потерь (10% средств может быть использовано для проведения противоэпидемических мероприятий в местах первоначального нахождения погибших). Для восполнения текущих потребностей в ходе непосредственного осуществления мероприятий по захоронению трупов в военное время заблаговременно (мирное время) должны быть заключены договора на поставку необходимых для осуществления срочного захоронения трупов в объеме, соответствующем прогнозируемым потерям.
Оснащение формирований техникой и имуществом осуществляется организацией на базе, которой создаются и функционируют данные формирования. Исходя, из планируемого объема работ по срочному захоронению трупов необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных технических средств из других организаций, в особенности это касается землеройной техники и транспортных средств, на которых будет осуществляться транспортировка к месту захоронения.

11. Регистрация и учет массовых погребений

Регистрация и учет массовых захоронений производится на общих основаниях в книге захоронений кладбищ, на которых определены номера участков для погребения в братских могилах.
Администрацией кладбища, на котором производится захоронение, либо ритуальной службой составляется акт в 3-х экземплярах, в котором указывается:
- дата захоронения;
- регистрационный номер захоронения;
- номер участка захоронения;
- количество захороненных;
- номер свидетельства о смерти и дата его выдачи, орган, его выдавший, на каждого захороненного;
- номер патологоанатомического отделения, в котором находился труп;
- регистрационный номер трупа;
- фамилия, имя, отчество трупа;
- адрес его обнаружения;
- адрес его места жительства;
- дата его рождения;
- пол.
Первый экземпляр акта остается на кладбище.
Второй экземпляр акта поступает в архив.
Третий экземпляр акта передается в Департамент здравоохранения.
При захоронении неопознанных тел погибших (умерших) их учет производится по той же схеме, только без паспортных данных.


------------------------------------------------------------------