Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.05.2014 по делу N А79-42/2014 <Исковые требования о признании незаконным и отмене ненормативного акта о привлечении к административной ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных правил удовлетворены, поскольку протокол не является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении и не подтверждает факт и событие совершенного административного правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. по делу № А79-42/2014

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 08 мая 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Афина"
к Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики
о признании незаконным и отмене постановления № 05-29/421 от 09.08.2013,
при участии:
от заявителя - директора Н.,
от Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики - не было,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Афина" (далее - ООО "Афина", Общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 05-29/421 от 09.08.2013.
Представитель Общества в судебном заседании просил суд признать незаконным и отменить постановление № 05-29/421 от 09.08.2013 по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив при этом, что заявитель не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 20.07.2013 и на рассмотрение дела об административном правонарушении на 09.08.2013.
Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако в суд не явилась, своего представителя не направила, в связи с чем дело рассматривается без ее участия в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как свидетельствуют материалы дела на основании приказа от 21.05.2013 № 177 Государственной ветеринарной службой Чувашской Республики в отношении ООО "Афина" проведена плановая выездная проверка.
При проведении плановой выездной проверки в отношении Общества на предмет соблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства выявлено отсутствие журнала записи проведенных дезинфекций холодильных прилавков и холодильных камер, актов о дезинфекции, договора на утилизацию биологических отходов; термометры были установлены в 4 морозильниках и холодильных прилавках из 10 использующихся; выявлена продукция, подконтрольная государственному ветеринарному надзору (пельмени, куры свежемороженые, масло крестьянское, рыба, мясные полуфабрикаты, вареная колбаса и др.) без ветеринарных сопроводительных документов.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 14.06.2013 № 05-30/72, согласно которому у ООО "Афина" не имелось необходимой документации на продаваемую продукцию.
29 июля 2013 года в отношении ООО "Афина" составлен протокол об административном правонарушении № 05-27/421 по статье 10.8 КоАП РФ.
Постановлением от 09.08.2013 № 05-29/421 ООО "Афина" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Вышеуказанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, они имеют право дать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении этого лица о месте и времени составления протокола.
Приведенные правовые нормы должны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления этому лицу, то есть его законному представителю, возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Уведомлением-телеграммой Общество было вызвано для составления протокола об административном правонарушении на 29.07.2013 в 14 час. 00 мин. по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Октябрьская, д. 49. Уведомление было направлено Обществу почтой 22.07.2013. Однако, административном органом в материалы дела не представлено доказательств получения данного уведомления Обществом. Протокол № 05-27/421 от 29.07.2013 составлен в отсутствие законного представителя.
Дело об административном правонарушении рассмотрено 09.08.2013 также в отсутствие законного представителя Общества. В деле отсутствуют доказательства получения Обществом определения от 01.08.2013 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 09.08.2013 в 10 час. 00 мин., направленного административным органом почтой 02.08.2013.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом не приняты все необходимые меры по извещению законного представителя Общества.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о ненадлежащем извещении законного представителя общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении и существенном нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло нарушение прав Общества, предусмотренных КоАП РФ, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.
Из материалов дела следует, что текст протокола об административном правонарушении № 05-27/421 от 29.07.2013 составлен мелким шрифтом, плохо читаем из - за имеющихся в нем неоправданных сокращений слов, следовательно, данный протокол не является надлежащим доказательствами по делу об административном правонарушении и не подтверждает факт и событие совершенного Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, заявление ООО "Афина" подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решений административного органа государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Афина" (ИНН 2119005507, ОГРН 1042136001335), расположенного по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, д. Кукшумы, ул. Шоссейная, д. 2, удовлетворить полностью.
Постановление Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики № 05-29/421 от 09.08.2013 признать незаконным и отменить.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------