Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.05.2014 по делу N А79-792/2014 <Исковые требования в части признания незаконным отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы удовлетворены, поскольку отказ подписан лицом, не наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу № А79-792/2014

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 07 мая 2014 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Х.
к муниципальному бюджетному учреждению "Городская реклама"
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы, обязании выдать разрешение,
при участии
от заявителя - П. по доверенности от 05.02.2014, В. по доверенности от 05.02.2014,
от МБУ "Городская реклама" - Б. по доверенности от 03.12.2013 № 387-исх.,
от администрации - Б. по доверенности от 21.11.2013,

установил:

индивидуальный предприниматель Х. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд к муниципальному бюджетному учреждению "Городская реклама" (далее - Учреждение) о признании незаконным отказа МБУ "Городская реклама" в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в виде брандмауэрного панно по адресу:
г. Чебоксары проспект 9-ой Пятилетки дом 3 и обязании МБУ "Городская реклама" выдать разрешение на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в виде брандмауэрного панно по адресу: г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, д. 3.
Заявитель указал, что 09.10.2013 в МБУ "Городская реклама" им была подана заявка на размещение рекламного объекта и выдаче разрешения на эксплуатацию средств наружной рекламы на фасаде дома по адресу: г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, д. 3 в виде брандмауэрного панно на металлической каркасной конструкции.
Предприниматель указал, что предпринял все необходимые действия в рамках процедуры согласования.
В своем письме № 909 от 24.10.2013 ответчик в лице директора МБУ "Городская реклама" И. отказал истцу в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы, обосновав это тем, что представленный проект (цветной макет рекламы) не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки - авторским замыслам архитектурного объекта.
Заявитель считает, что отказ Учреждения не мотивирован и подписан неуполномоченным лицом.
В ходе судебного заседания представитель заявителя требование поддержал по вышеизложенным доводам. Пояснил, что письмо № 909 от 24.10.2013 было получено предпринимателем только в начале февраля 2014 года.
Представитель МБУ "Городская реклама" и администрации требования не признал.
Представитель МБУ "Управление жилфондом г. Чебоксары" на рассмотрение дела не явился.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
09.10.2013 индивидуальный предприниматель Х. обратился в МБУ "Городская реклама" с заявлением на размещение рекламного объекта и выдаче разрешения на эксплуатацию средств наружной рекламы на фасаде дома по адресу: г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, д. 3 в виде брандмауэрного панно на металлической каркасной конструкции.
МБУ "Городская реклама" письмом № 909 от 24.10.2013 сообщила, что рассмотрев по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары заявку о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы по адресу: г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, д. 3, отказывает в выдаче разрешения по причине не соответствия проекта архитектурному облику сложившейся застройки - авторским замыслам архитектурного объекта, зафиксированного в архитектурной части документации для строительства и реализованном в построенном архитектурном объекте. Подписано данное письмо директором МБУ "Городская реклама" И.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Закона № 38-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В соответствии с подпунктом 26.1 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 № 40 (далее - Устав) к вопросам местного значения относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Чебоксары, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Чебоксары, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Пунктом 25 статьи 50 данного Устава к полномочиям администрации г. Чебоксары относятся: разработка схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Чебоксары, аннулирование таких разрешений, выдача предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Чебоксары, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Согласно распоряжению администрации города Чебоксары от 01.04.2008 № 1051-р реализацию политики в области рекламы осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары. Пунктом 2.8 распоряжения установлена, что Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары выдает разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Чебоксары, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Чебоксары.
Согласно пункту 2.2. Административного регламента администрации г. Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламной конструкции", утвержденного Постановлением администрации г. Чебоксары № 295 от 17.09.2012 года муниципальная услуга предоставляется органом местного самоуправления - администрацией г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики посредством приема, регистрации и выдачи документов АУ "МФЦ" г. Чебоксары, а также в Управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары.
Отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции от № 909 от 24.10.2013 подписан не уполномоченным должностным лицом администрации, а директором МБУ "Городская реклама" И.
Согласно статье 2 Закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из приведенных положений Закона № 131-ФЗ следует, что вопросы местного значения могут решаться непосредственно должностными лицами органа местного самоуправления, полномочия которых не могут быть переданы по гражданско-правовой сделке путем выдачи доверенности.
Следовательно, представленное в материалы дела, письмо-поручение администрации г. Чебоксары, адресованное директору МБУ "Городская реклама" И. от 21.10.2013 № 1131-исх о рассмотрении заявки ИП Х. по существу (л.д. 58), незаконно в силу вышеизложенного.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции от № 909 от 24.10.2013 подписан лицом, не наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При таких обстоятельствах, суд находит требование заявителя о признании незаконным отказа МБУ "Городская реклама" в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в виде брандмауэрного панно по адресу: г. Чебоксары проспект 9-ой Пятилетки дом 3, подлежащим удовлетворению.
В части требования об обязании МБУ "Городская реклама" выдать разрешение на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в виде брандмауэрного панно по адресу: г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, д. 3 суд, считает, что оно не может быть удовлетворено в силу того, что МБУ "Городская реклама" не наделено полномочиями по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Чебоксары. Кроме того, данное требование не является обстоятельством, устраняющим нарушение прав заявителя, допущенное МБУ "Городская реклама".
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление индивидуального предпринимателя Х., удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ муниципального бюджетного учреждения "Городская реклама" в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы от 24.10.2013 года № 909.
В удовлетворении заявления в остальной части, отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения "Городская реклама" в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------