Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.05.2014 по делу N А79-3491/2013 <Исковые требования о взыскании возмещения вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством, при проезде по федеральной автомобильной дороге удовлетворены, поскольку результаты взвешивания груза признаны достоверными и доказательства наличия специального разрешения на осуществление перевозки не представлены>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2014 г. по делу № А79-3491/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 05 мая 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
к открытому акционерному обществу "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии"
о взыскании 24 292 руб. 38 коп. (с учетом уточнений к иску),
при участии:
от истца - не было,
от ответчика - Риманова А.Н. по доверенности № 44-13 от 03.09.2013,

установил:

Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" или истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" (далее - ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии", Общество или ответчик) о взыскании возмещения вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральной автомобильной дороге, в размере 70 809 руб. 12 коп. (с учетом уточнений к иску).
Исковое заявление мотивировано, тем, что тяжеловесным транспортным средством, принадлежащим Обществу, при проезде по федеральной автомобильной дороге "Вятка" нанесен вред.
Представитель истца в судебном заседании 18.04.2014 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в ранее представленных отзыве и дополнениях к нему.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 25.04.2014.
23 апреля 2014 года в арбитражный суд от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором истец просит суд взыскать с ответчика возмещение вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральной автомобильной дороге "Вятка" в размере 24 292 руб. 38 коп.
Представитель ответчика не возражал против указанного ходатайства.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнения к исковым требованиям.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.05.2010 на стационарном пункте весового контроля № 45, расположенном на федеральной автомобильной дороге "Вятка" при взвешивании транспортного средства "SCANIA P340 LA4X2H№ A", государственный регистрационный номер С021АТ 21 с полуприцепом "KOGEL SP24", государственный регистрационный номер AВ1333 21, установлено превышение осевых нагрузок.
По данному факту, в присутствии водителя К. составлен акт № 403 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 13.05.2010.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 05.12.2012 № 13-6712 о возмещении вреда в размере 24 292 руб. 38 коп.
Поскольку денежные средства в счет возмещения вреда перечислены не были, истец просит взыскать их с ответчика принудительно.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
При этом согласно пункту 2 части 3 статьи 31 указанного Федерального закона для получения специального разрешения требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения (пункт 1 части 9 статьи 31 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил устанавливает, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В отношении участков автомобильных дорог федерального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством (пункт 3 Правил).
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5 Правил).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, согласно которому автомобильная дорога "Вятка" (Чебоксары - Йошкар - Ола - Киров - Сыктывкар) является дорогой общего пользования федерального значения.
Пункт 12 статьи 11 указанного Федерального закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Пунктом 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России от 27.05.1996 (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.1996 № 1146) установлено, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в данной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны, в том числе, предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Данная обязанность корреспондируется с положениями пункта 2.1.1 Правил дорожного движения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года № 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.
Обязательность производить плату за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
Расчет ущерба судом проверен и признан обоснованным.
Довод ответчика о невозможности определения точной протяженности маршрута судом не принимается, так как он не опровергнут документально.
Взвешивание транспортного средства производилось на стационарном посту, с использованием надлежащих систем дорожного контроля и весов автомобильных, о чем свидетельствуют истребованные судом у ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" документы (свидетельства о поверке, сертификаты, паспорт на весы автомобильные), результаты взвешивания зафиксированы в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Копия акта № 403 от 13.05.2010, представленная в материалы дела, содержит все требуемые при его составлении сведения, а кроме того, подписана водителем К. без возражений. При этом водитель транспортного средства от контрольного взвешивания отказался.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности результатов взвешивания, указанных в акте.
При таких обстоятельствах довод Общества о недостоверных результатах взвешивания, точности измерения судом также отклоняется.
Доказательств наличия у Общества на момент осуществления перевозки специального разрешения, выданного в соответствующем порядке, ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На основании изложенного, исковое заявление ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" о взыскании с Общества ущерба подлежит удовлетворению в сумме 24 292 руб. 38 коп.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с открытого акционерного общества "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" (ИНН 2127009390, ОГРН 1022100968174) в пользу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ИНН 1660061210, ОГРН 1021603620323) ущерба в сумме 24 292 руб. 38 коп.
Взыскать с открытого акционерного общества "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" (ИНН 2127009390, ОГРН 1022100968174), расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проезд Соляное, д. 7, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------