Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.04.2014 по делу N А79-8599/2013 <Исковые требования о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения удовлетворены, поскольку доказательства добровольной уплаты ущерба суду не представлены>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу № А79-8599/2013
Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2014 года.
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Агентства по транспорту Архангельской области
к индивидуальному предпринимателю Г.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"
о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Архангельской области в размере 829 228 руб. 94 коп.,
при участии: от истца - не было,
индивидуального предпринимателя Г. (ОГРНИП 304212914800168),
от третьего лица - Государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" - не было,
установил:
Агентство по транспорту Архангельской области обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики (далее - истец) с заявлением к индивидуальному предпринимателю Г. (далее - индивидуальный предприниматель Г. или ответчик) о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Архангельской области в размере 829 228 руб. 94 коп.
Истец и третье лицо, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель Г. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве и письменным пояснениям к нему.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен до 21.04.2014.
Заслушав пояснения предпринимателя, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.04.2013 сотрудниками службы весового контроля выявлено превышение транспортным средством "RE№ AULT MAG№ UM" государственный регистрационный номер В 339 ОК 21 с полуприцепом "LECITRAILER" государственный регистрационный номер АВ 6874 21, следовавшим по маршруту граница области Коми - граница Вологодской области, установленных ограничений по осевой нагрузке. Данный факт зафиксирован в акте от 11.04.2013 № 10845.
В соответствии с вышеуказанным актом превышение осевой нагрузки составило: на 1 ось - 2,56 т (фактическая нагрузка 6,06 т при допустимой 3,50 т) на 2 ось автомобиля - 5,79 т (фактическая нагрузка 9,29 т при допустимой 3,50 т) на 3 ось автомобиля - 3,19 т (фактическая нагрузка 6,69 т при допустимой 3,50 т) на 4 ось автомобиля - 3,07 т (фактическая нагрузка 6,57 т при допустимой 3,50 т) на 5 ось автомобиля - 3,27 т (фактическая нагрузка 6,77 т при допустимой 3,50 т).
Истцом исчислен размер нанесенного автомобильной дороге ущерба исходя из протяженности пройденного пути 201 км, что составило 829 228 руб. 94 коп. Акт с указанием суммы компенсации ущерба составлен в присутствии водителя-предпринимателя Г.
Поскольку денежные средства в счет возмещения вреда перечислены не были, Агентство по транспорту Архангельской области просит взыскать их принудительно.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (далее - Правила № 934).
Статьей 12 Закона об автомобильных дорогах установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 7, 12 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с Положением об агентстве по транспорту Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 24.07.2012 № 319-пп, истец является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта и дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 Правил № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Пунктом 3 Правил № 934 предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно пункту 5 Правил № 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
- превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
- размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
- протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
- базового компенсационного индекса текущего года, который распоряжением Главы администрации Архангельской области от 05.07.2011 № 386-рп "Об индексах-дефляторах на дорожные работы, финансируемые из областного бюджета" на 2013 год определен в значении 1,558915.
Согласно части 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
При движении транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, на основании постановления Правительства Архангельской области от 13.04.2010 № 109-пп, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, определяется в соответствии с показателями согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, к тяжеловесному грузу относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2. Таким образом, при превышении названных допустимых нагрузок перевозка грузов может осуществляться только на основании специального разрешения.
В соответствии с пунктами 30, 31 раздела II Положения об агентстве по транспорту Архангельской области истец уполномочен на выдачу специальных разрешений на перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и организацию осуществления расчета, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по участкам автомобильных дорог регионального или межрегионального значения.
Постановлением Правительства Архангельской области от 05.03.2013 № 92-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2013 году" в период с 10.04.2013 по 24.05.2013 введено временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области.
В рамках исполнения названного Постановления Государственным казенным учреждением Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" с 10.04.2013 были установлены соответствующие временные знаки и размещена информация в сети Интернет и в средствах массовой информации.
Предприниматель специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации не представил.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о регистрации транспортного средства 21 XY 387430, 21 XY 387429 собственником транспортного средства "RE№ AULT MAG№ UM" государственный регистрационный номер В 339 ОК 21 и полуприцепа "LECITRAILER" государственный регистрационный номер АВ 6874 21, является индивидуальный предприниматель Г.
Следовательно, на дату составления акта от 11.04.2013 № 10845 данное транспортное средство и полуприцеп находились во владении индивидуального предпринимателя Г.
Материалы дела свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем Г. при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства были превышены фактические осевые массы транспортного средства. Размер ущерба истцом определен в сумме 829 228 руб. 94 коп. исходя из протяженности пройденного пути 201 км.
Доказательства добровольной уплаты суммы ущерба ответчиком суду не представлено.
Довод индивидуального предпринимателя Г. об отсутствии информации о временном ограничении движения транспортных средств судом не принимается, поскольку согласно истребованной у Агентства по транспорту Архангельской области информации, указанной в письме от 16.01.2014 № 74/02 следует, что в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 05.03.2013 № 92-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2013 году" в весенний период 2013 года на региональных дорогах ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, было установлено в период с 10 апреля по 24 мая 2013 года. В соответствии с постановлением информирование пользователей автомобильными дорогами осуществлялось в сети интернет и в средствах массовой информации. В рамках исполнения постановления с 10 апреля 2013 года были установлены соответствующие временные знаки, в том числе на автодорогах "Урень - Шарья - Никольск - Котлас" (в том числе на границе Архангельской и Вологодской областей), Усть - Вага - Ядриха", "Котлас - Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское", "Ильинско-Подомское - Вилегодск - Самино - Перевоз-развилка", "Ильинско-Подомское - Быково - Павловск - Сорово-Фосминский", "Шевелево - Широкий Прилук" (в том числе на границе Архангельской области и Республики Коми).
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности факта превышения транспортным средством установленных ограничений по массе, при наличии соответствующих знаках на дорогах.
Доказательств, объективно опровергающих зафиксированные в акте сведения, предпринимателем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, предприниматель несет ответственность за вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области, в связи с чем исковые требования Агентства по транспорту Архангельской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
взыскать с индивидуального предпринимателя Г. (ИНН 212904493041, ОГРНИП 304212914800168) в пользу Агентства по транспорту Архангельской области (ИНН 2901229495, ОГРН 1122901020527) платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Архангельской области в сумме 829 228 руб. 94 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Г. (ИНН 212904493041, ОГРНИП 304212914800168), зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Мате Залка, д. 11, кв. 106, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу № А79-8599/2013
Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2014 года.
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Агентства по транспорту Архангельской области
к индивидуальному предпринимателю Г.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"
о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Архангельской области в размере 829 228 руб. 94 коп.,
при участии: от истца - не было,
индивидуального предпринимателя Г. (ОГРНИП 304212914800168),
от третьего лица - Государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" - не было,
установил:
Агентство по транспорту Архангельской области обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики (далее - истец) с заявлением к индивидуальному предпринимателю Г. (далее - индивидуальный предприниматель Г. или ответчик) о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Архангельской области в размере 829 228 руб. 94 коп.
Истец и третье лицо, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель Г. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве и письменным пояснениям к нему.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен до 21.04.2014.
Заслушав пояснения предпринимателя, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.04.2013 сотрудниками службы весового контроля выявлено превышение транспортным средством "RE№ AULT MAG№ UM" государственный регистрационный номер В 339 ОК 21 с полуприцепом "LECITRAILER" государственный регистрационный номер АВ 6874 21, следовавшим по маршруту граница области Коми - граница Вологодской области, установленных ограничений по осевой нагрузке. Данный факт зафиксирован в акте от 11.04.2013 № 10845.
В соответствии с вышеуказанным актом превышение осевой нагрузки составило: на 1 ось - 2,56 т (фактическая нагрузка 6,06 т при допустимой 3,50 т) на 2 ось автомобиля - 5,79 т (фактическая нагрузка 9,29 т при допустимой 3,50 т) на 3 ось автомобиля - 3,19 т (фактическая нагрузка 6,69 т при допустимой 3,50 т) на 4 ось автомобиля - 3,07 т (фактическая нагрузка 6,57 т при допустимой 3,50 т) на 5 ось автомобиля - 3,27 т (фактическая нагрузка 6,77 т при допустимой 3,50 т).
Истцом исчислен размер нанесенного автомобильной дороге ущерба исходя из протяженности пройденного пути 201 км, что составило 829 228 руб. 94 коп. Акт с указанием суммы компенсации ущерба составлен в присутствии водителя-предпринимателя Г.
Поскольку денежные средства в счет возмещения вреда перечислены не были, Агентство по транспорту Архангельской области просит взыскать их принудительно.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (далее - Правила № 934).
Статьей 12 Закона об автомобильных дорогах установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 7, 12 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с Положением об агентстве по транспорту Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 24.07.2012 № 319-пп, истец является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта и дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 Правил № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Пунктом 3 Правил № 934 предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно пункту 5 Правил № 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
- превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
- размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
- протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
- базового компенсационного индекса текущего года, который распоряжением Главы администрации Архангельской области от 05.07.2011 № 386-рп "Об индексах-дефляторах на дорожные работы, финансируемые из областного бюджета" на 2013 год определен в значении 1,558915.
Согласно части 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
При движении транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, на основании постановления Правительства Архангельской области от 13.04.2010 № 109-пп, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, определяется в соответствии с показателями согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, к тяжеловесному грузу относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2. Таким образом, при превышении названных допустимых нагрузок перевозка грузов может осуществляться только на основании специального разрешения.
В соответствии с пунктами 30, 31 раздела II Положения об агентстве по транспорту Архангельской области истец уполномочен на выдачу специальных разрешений на перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и организацию осуществления расчета, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по участкам автомобильных дорог регионального или межрегионального значения.
Постановлением Правительства Архангельской области от 05.03.2013 № 92-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2013 году" в период с 10.04.2013 по 24.05.2013 введено временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области.
В рамках исполнения названного Постановления Государственным казенным учреждением Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" с 10.04.2013 были установлены соответствующие временные знаки и размещена информация в сети Интернет и в средствах массовой информации.
Предприниматель специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации не представил.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о регистрации транспортного средства 21 XY 387430, 21 XY 387429 собственником транспортного средства "RE№ AULT MAG№ UM" государственный регистрационный номер В 339 ОК 21 и полуприцепа "LECITRAILER" государственный регистрационный номер АВ 6874 21, является индивидуальный предприниматель Г.
Следовательно, на дату составления акта от 11.04.2013 № 10845 данное транспортное средство и полуприцеп находились во владении индивидуального предпринимателя Г.
Материалы дела свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем Г. при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства были превышены фактические осевые массы транспортного средства. Размер ущерба истцом определен в сумме 829 228 руб. 94 коп. исходя из протяженности пройденного пути 201 км.
Доказательства добровольной уплаты суммы ущерба ответчиком суду не представлено.
Довод индивидуального предпринимателя Г. об отсутствии информации о временном ограничении движения транспортных средств судом не принимается, поскольку согласно истребованной у Агентства по транспорту Архангельской области информации, указанной в письме от 16.01.2014 № 74/02 следует, что в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 05.03.2013 № 92-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2013 году" в весенний период 2013 года на региональных дорогах ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, было установлено в период с 10 апреля по 24 мая 2013 года. В соответствии с постановлением информирование пользователей автомобильными дорогами осуществлялось в сети интернет и в средствах массовой информации. В рамках исполнения постановления с 10 апреля 2013 года были установлены соответствующие временные знаки, в том числе на автодорогах "Урень - Шарья - Никольск - Котлас" (в том числе на границе Архангельской и Вологодской областей), Усть - Вага - Ядриха", "Котлас - Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское", "Ильинско-Подомское - Вилегодск - Самино - Перевоз-развилка", "Ильинско-Подомское - Быково - Павловск - Сорово-Фосминский", "Шевелево - Широкий Прилук" (в том числе на границе Архангельской области и Республики Коми).
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности факта превышения транспортным средством установленных ограничений по массе, при наличии соответствующих знаках на дорогах.
Доказательств, объективно опровергающих зафиксированные в акте сведения, предпринимателем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, предприниматель несет ответственность за вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области, в связи с чем исковые требования Агентства по транспорту Архангельской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
взыскать с индивидуального предпринимателя Г. (ИНН 212904493041, ОГРНИП 304212914800168) в пользу Агентства по транспорту Архангельской области (ИНН 2901229495, ОГРН 1122901020527) платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Архангельской области в сумме 829 228 руб. 94 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Г. (ИНН 212904493041, ОГРНИП 304212914800168), зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Мате Залка, д. 11, кв. 106, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------