Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.04.2014 по делу N А79-1376/2014 <Исковые требования о признании недействительным ненормативного акта в части взыскания штрафа за нарушение законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании и уменьшении штрафа удовлетворены, поскольку при применении санкции обстоятельства, смягчающие ответственность не были учтены>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу № А79-1376/2014

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе: судьи
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
открытого акционерного общества "Национальная страховая компания - Татарстан" в интересах филиала ОАО "НАСКО" г. Чебоксары, 428900, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Текстильщиков, 23,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина, 109/1,
о признании недействительным решения от 25.12.2013 г. № 451 в части взыскания 70 067 руб. 13 коп. штрафа и уменьшении штрафа до 1 000 руб.,

установил:

открытое акционерное общество "Национальная страховая компания - Татарстан" в интересах филиала ОАО "НАСКО" г. Чебоксары (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Управление, пенсионный фонд) от 25.12.2013 № 451 в части взыскания 70 067 руб. 13 коп. штрафа и уменьшении штрафа до 1 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, представлены обществом своевременно 15.11.2013 по средствам электронной связи, о чем свидетельствует отчет отправки, выгруженный из программы Контур-Экстерн. Заявителем указано, что письмом от 25.12.2013 № 443 ООО ИКЦ "Эталон" не подтвердило факт отправки отчетности 15.11.2013. При принятии решения общество просило применить обстоятельства, смягчающие ответственность, такие как: незначительность периода просрочки, совершение правонарушения впервые, отсутствие задолженности по страховым взносам, отсутствие препятствий к выполнению пенсионным фондом своих функций в результате совершенного плательщиком правонарушения; обществом 15.11.2013 предпринята попытка направления необходимых сведений в орган контроля по уплате страховых взносов.
Определением суда от 06.03.2014 дело принято к производству арбитражного суда в порядке упрощенного производства.
В срок до 31.03.2014 заявителю предлагалось представить документы, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих ответственность; пенсионному фонду - представить письменный мотивированный отзыв на заявление; доказательства его направления заявителю; документы, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения; документы, касающиеся процедуры вынесения оспариваемого решения; письмо ООО ИКЦ "Эталон" от 25.12.2013 № 443.
Сторонам было предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 21.04.2014.
Копии определения о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства были высланы сторонам по адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Судебные извещения, адресованные юридическому лицу, направляются арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие соблюдение условий части 4 статьи 123 Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 Кодекса суд размещал информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.chuvashia.arbitr.ru, и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства сторонами были получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.
Сторонами возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, а ответчиком и в отношении заявленных требований не представлены.
Дело рассматривается в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
18.03.2014 в суд от пенсионного фонда поступил отзыв, согласно которому пенсионный фонд в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку общество привлечено к ответственности правомерно.
Изучив материалы дела, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.
Управлением проведена проверка своевременности представления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в ходе которой установлено, что общество указанные сведения за 9 месяцев 2013 года при установленном законом сроке представления сведений не позднее 15.11.2013 представило с нарушением срока 19.11.2013.
Результаты проверки оформлены актом от 21.11.2013 № 451.
На основании указанного акта заместителем начальника Управления вынесено решение от 25.12.2013 № 451 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 9 месяцев 2013 года в виде штрафа в размере 70 067 руб. 13 коп.
В решении отражено, что общество допустило нарушения статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", поскольку представило индивидуальные сведения за 9 месяцев 2013 года с нарушением установленного срока (19.11.2013 при установленном законом сроке 15.11.2013).
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
С учетом названных норм срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 9 месяцев 2013 года - 15.11.2013.
В части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2014, предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судом отклоняются доводы заявителя о своевременном представлении сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 9 месяцев 2013 года, по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В соответствии с пунктом 7 "Порядок информационного обмена" Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной Распоряжением от 11.10.2007 № 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, а факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля.
Согласно Информации Пенсионного фонда РФ от 20.05.2011 "Порядок передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи" факт представления отчетности в электронном виде подтверждается соответствующей квитанцией и Протоколом проверки отчетности. При этом отправленная отчетность считается представленной своевременно, если дата ее доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Письмом от 25.12.2013 № 443 ООО ИКЦ "Эталон" сообщило Управлению, что на сервере Контур-Экстерн фактов отправки сведений 15.11.2013 страхователем - филиалом ОАО "НАСКО" г. Чебоксары, не зафиксировано.
В материалы дела пенсионным фондом представлен протокол проверки отчетности, согласно которому филиал ОАО "НАСКО" г. Чебоксары представил отчетность в 12 час. 10 мин. 19.11.2013, файлы не приняты, страхователю предложено внести исправления, протокол проверки отправлен страхователю 21.11.2013. Скорректированные сведения представлены обществом 21.11.2013, что подтверждается протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 21.11.2013 № 525/414829.
Таким образом, представленные в дело документы свидетельствуют о том, что общество, являясь страхователем, при сроке представления предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведений 15.11.2013, представило в Управление указанные сведения за 9 месяцев 2013 года с нарушением срока 19.11.2013 в 12 час. 10 мин., согласно протоколу проверки отчетности Материалами данного дела подтверждается, что обществом нарушен срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 9 месяцев 2013 года и в действиях общества содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам, сумма страховых взносов, подлежащая уплате обществом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 9 месяцев 2013 составила 700 671 руб. 29 коп.
При таких обстоятельствах Управление обоснованно привлекло общество к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 70 067 руб. 13 коп.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 01.01.2014 вступила в силу новая редакция части 3 статьи 17 Закона № 212-ФЗ, согласно которой за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, с 01.01.2014 смягчена ответственность страхователей за непредставление сведений (представление неполных и (или) недостоверных сведений), необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В целях реализации указанной правовой нормы, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершения публично-правового правонарушения полностью либо в соответствующей части.
Согласно статье 2 Закона № 27-ФЗ, законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон № 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы Закона № 212-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
На основании абзаца третьего статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае правоотношения связаны с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, следовательно, применяется Закон № 212-ФЗ. Иной порядок взыскания указанных штрафных санкций законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Управлением при применении санкции обстоятельства, смягчающие ответственность, установлены не были.
При таких обстоятельствах, с учетом внесенных в часть 3 статьи 17 Закона № 212-ФЗ изменений, принимая во внимание совершение правонарушения обществом впервые, незначительность периода просрочки, уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отсутствие ущерба бюджету, а также требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П и от 14.07.2005 № 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер штрафных санкций, наложенных на общество, до 3 500 руб.
Управлением при вынесении решения не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность, в материалы данного дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие указанных обстоятельств.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, арбитражным судом не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме <...> суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на Управление.
В силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере <...>. подлежит возврату истцу из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 25.12.2013 № 451 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 65 567 руб. 13 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, ОГРН 1022101279903, ИНН 2126003846, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина, 109/1, в пользу открытого акционерного общества "Национальная страховая компания - Татарстан", ОГРН 1021603139590, ИНН 1657023630, зарегистрированного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. М.Чуйкова, 2 Б, расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>.
Возвратить открытому акционерному обществу "Национальная страховая компания - Татарстан", ОГРН 1021603139590, ИНН 1657023630, зарегистрированного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. М.Чуйкова, 2 Б, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <...>, согласно платежного поручения 25.02.2014 № 270 на сумму <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.


------------------------------------------------------------------