Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.04.2014 по делу N А79-6397/2013 <В удовлетворении исковых требований о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, истребовании его из чужого незаконного владения отказано, поскольку право собственности на спорный земельный участок не доказано>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу № А79-6397/2013
Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2014.
Арбитражный суд в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам
Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, г. Чебоксары,
к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,
индивидуальному предпринимателю Р., г. Чебоксары,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, казенного учреждения Чувашской Республики "Опытное лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, г. Чебоксары,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Чебоксары,
о признании права собственности, об истребовании земельного участка,
при участии:
от Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - В. по доверенности от 09.01.2014 № 5/07-37, Ш.Н. по доверенности от 09.01.2014 № 5/07-47,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - Н. по доверенности от 09.01.2014 № 1-Д.
от Администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Б. по доверенности от 30.12.2013 № 29/01-8919,
от ИП Р. - Ш.Г. по доверенности от 07.04.2014 серии 21 АА 0438587,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, истребовании его из чужого незаконного владения администрации.
Исковые требования основаны на статьях 30, 31, 84, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 6, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы следующим. Администрация в нарушение норм действующего законодательства предоставила ИП Р. в аренду спорный земельный участок для строительства банно-оздоровительного комплекса. Спорный земельный участок находится в границах земель лесного фонда (квартал 49 выдел 5 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества Минприроды Чувашии).
Определениями суда от 12.08.2013, 11.09.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП Р., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, казенное учреждение Чувашской Республики "Опытное лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Определением суда от 25.09.2013 изменено процессуальное положение ИП Р. с третьего лица на ответчика.
Представители истца в предварительном судебном заседании уточнили исковые требования, просили признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, истребовать его из незаконного владения ИП Р.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение заявленных требований.
В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находилось дело № А79-7859/2013 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - ТУ Росимущества в ЧР) к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании права собственности за Российской Федерацией на этот же земельный участок и истребовании его из незаконного владения ИП Р.
Исковые требования основаны на тех же нормах материального права и на аналогичных доказательствах, в связи с этим определением суда от 07.10.2013 дела № А79-6397/2013 и № А79-7859/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 25.11.2013 производство по делу приостановлено в связи с назначением землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю К.
Определением суда от 18.03.2014 производство по делу возобновлено в связи с получением заключения эксперта.
Представители истцов в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Администрация г. Чебоксары просила в иске отказать по изложенным в отзыве основаниям. ИП Р. отзыв на иск не представила, представитель просил в иске отказать. Ответчики заявили о пропуске срока исковой давности.
Третьи лица, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие его представителей.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил.
В собственности Российской Федерации находится лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 286900000 кв. м; адрес объекта: Чувашская Республика, Аликовский район, Моргаушский район, Красноармейский район, Цивильский район, Чебоксарский район, Ядринский район, г. Чебоксары, Опытный лесхоз, Малиновское лесничество квартала с 1 по 47, Карачуринское лесничество квартала с 1 по 126, Цивильское лесничество квартала с 1 по 119, Ильинское лесничество квартала с 1 по 88, Икковское лесничество квартала с 1 по 56, Сормовское лесничество квартала с 1 по 55 (условный номер объекта 21:17:00:0000), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 21 АД № 363045 от 29.12.2010. Кадастровые работы в отношении названного земельного участка лесного фонда не проводились.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:187 площадью 111509,0 кв. м, расположенный в юго-западной части кадастрового квартала, зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием "г. Чебоксары - столица Чувашской Республики", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество ми сделок с ним от 26.10.2012 № 00/065/2012-786. Из данного земельного участка путем раздела был образован земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 05.02.2013 № 21/301/13-13837 земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, площадью 2661 кв. м, относится к категории "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием: для строительства банно-оздоровительного комплекса.
Сведений о том, что при образовании указанных земельных участков (№ 21:01:020209:187 и № 21:01:020209:303) их границы были согласованы смежным землепользователем участка лесного фонда, в материалы дела не представлены.
Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 12.05.2011 № 1200-р земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303 предоставлен ИП Р. в аренду для строительства банно-оздоровительного комплекса.
25.05.2011 между Администрацией г. Чебоксары (арендодатель) и ИП Р. (арендатор) заключен договор аренды № 101/4929-Л земельного участка с кадастровым номером 21:01:020209:303 на срок с 09.06.2011 по 01.05.2014, зарегистрированный в Управлении Росреестра 09.06.2011.
29.08.2012 сотрудниками Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Минприроды Чувашии и Казенного учреждения составлен акт осмотра лесного участка, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303 площадью 0,27 га, предоставленный в аренду ИП Р., по данным геодезического журнала съемки окружной межи и планшетных рамок, составленной в 1994 году лесоустройством Пензенской экспедиции Поволжского лесоустроительного предприятия, находится на территории земель лесного фонда.
Указывая, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, переданный в аренду Администрацией г. Чебоксары ИП Р., является составной частью лесного участка с условным номером 21:17:00:0000, относящегося к федеральной собственности, истцы обратились с иском в арбитражный суд о признании права собственности за Российской Федерацией и истребовании имущества из владения арендатора.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Аналогичные критерии отнесения земельных участков к определенному уровню собственности установлены статьями 18 и 19 Земельного кодекса применительно к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (пункты 1, 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, границы принадлежащего Российской Федерации лесного участка определены на основе данных государственного лесного реестра и материалов лесоустройства в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса РФ по лесным кварталам и лесотаксационным выделам.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области лесных отношений в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2011 № 468, является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики,
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 59 Постановления от 29.04.2010 № 10/22 иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса).
Для установления факта наложения границ (полностью или частично) спорного земельного участка и участка, являющегося собственностью Российской Федерации, суд определением от 25.11.2013 назначил землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил эксперту индивидуальному предпринимателю К. На разрешение эксперта поставил следующие вопросы:
1) определить местоположение границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества на местности на основании материалов лесоустройства (планшет № 7 от 1994 года и данные геодезического журнала съемки окружной межи и планшетных рамок);
2) установить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:0020209:303 и установленных экспертизой границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества, определить площадь наложения.
Согласно заключению эксперта К. от 17.02.2014 № 62-Э/2014 однозначно и достоверно определить (восстановить) местоположение границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества в натуре (на местности) на основании материалов лесоустройства: планшетов № 7 от 1973, 1983 и 1994 годов, геодезических данных на квартал 51 (впоследствии - квартал 49) на планшете № 7 от 1973 года и геодезических данных геодезического журнала съемки окружной межи и планшетных рамок 1994 года не представляется возможным; установить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:0020209:303 и установленных экспертизой границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества, не представляется возможным.
В силу части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются заключения экспертов.
Таким образом, заслушав пояснения сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что истцы, заявив иск об оспаривании зарегистрированного права собственности муниципального образования на земельный участок, не представили доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах лесного участка с условным номером 21:17:00:0000, зарегистрированного за Российской Федерацией.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для признания за Российской Федерацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:01:0020209:303.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление от 29.04.2010 № 10/22) разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь или иного правового основания для владения ею, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В пункте 36 Постановления от 29.04.2010 № 10/22 также указано на обязанность лица, обратившегося в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, доказать свое право собственности (иное правовое основание владения) на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Поскольку суд пришел к выводу о недоказанности истцами права собственности на спорный земельный участок, суд не находит оснований истребовать имущество из владения Р.
Ответчики сослались на необходимость применения срока давности в отношении требований, заявленных истцами. Вместе с тем, суд считает иск поданным в пределах срока исковой давности на основании следующего.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу статьи 200 ГК РФ, по общему правилу, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления № 10/22 иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения относится к предусмотренным законом искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права.
Согласно пункту 57 Постановления № 10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Суд считает, что в рассматриваемом случае срок исковой давности не истек, так как Администрация г. Чебоксары при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка (21:01:020209:303), как и предыдущего (21:01:020209:187), согласование границ земельного участка со смежным землепользователем (истцами) не производила. Истцы о нарушении своего права узнали с момента, когда спорный земельный участок выбыл из их владения, то есть когда арендатор (Р.) приступил к освоению земельного участка, предоставленного по договору аренды от 25.05.2011. Исковое заявление министерством подано в арбитражный суд 07.08.2013, ТУ Росимущества в ЧР - 24.09.2013, то есть в пределах трехгодичного срока.
Государственная пошлина за рассмотрение иска и расходы по экспертизе в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истцов, которые в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее оплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу № А79-6397/2013
Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2014.
Арбитражный суд в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам
Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, г. Чебоксары,
к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,
индивидуальному предпринимателю Р., г. Чебоксары,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, казенного учреждения Чувашской Республики "Опытное лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, г. Чебоксары,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Чебоксары,
о признании права собственности, об истребовании земельного участка,
при участии:
от Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - В. по доверенности от 09.01.2014 № 5/07-37, Ш.Н. по доверенности от 09.01.2014 № 5/07-47,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - Н. по доверенности от 09.01.2014 № 1-Д.
от Администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Б. по доверенности от 30.12.2013 № 29/01-8919,
от ИП Р. - Ш.Г. по доверенности от 07.04.2014 серии 21 АА 0438587,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, истребовании его из чужого незаконного владения администрации.
Исковые требования основаны на статьях 30, 31, 84, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 6, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы следующим. Администрация в нарушение норм действующего законодательства предоставила ИП Р. в аренду спорный земельный участок для строительства банно-оздоровительного комплекса. Спорный земельный участок находится в границах земель лесного фонда (квартал 49 выдел 5 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества Минприроды Чувашии).
Определениями суда от 12.08.2013, 11.09.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП Р., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, казенное учреждение Чувашской Республики "Опытное лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Определением суда от 25.09.2013 изменено процессуальное положение ИП Р. с третьего лица на ответчика.
Представители истца в предварительном судебном заседании уточнили исковые требования, просили признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, истребовать его из незаконного владения ИП Р.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение заявленных требований.
В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находилось дело № А79-7859/2013 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - ТУ Росимущества в ЧР) к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании права собственности за Российской Федерацией на этот же земельный участок и истребовании его из незаконного владения ИП Р.
Исковые требования основаны на тех же нормах материального права и на аналогичных доказательствах, в связи с этим определением суда от 07.10.2013 дела № А79-6397/2013 и № А79-7859/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 25.11.2013 производство по делу приостановлено в связи с назначением землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю К.
Определением суда от 18.03.2014 производство по делу возобновлено в связи с получением заключения эксперта.
Представители истцов в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Администрация г. Чебоксары просила в иске отказать по изложенным в отзыве основаниям. ИП Р. отзыв на иск не представила, представитель просил в иске отказать. Ответчики заявили о пропуске срока исковой давности.
Третьи лица, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие его представителей.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил.
В собственности Российской Федерации находится лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 286900000 кв. м; адрес объекта: Чувашская Республика, Аликовский район, Моргаушский район, Красноармейский район, Цивильский район, Чебоксарский район, Ядринский район, г. Чебоксары, Опытный лесхоз, Малиновское лесничество квартала с 1 по 47, Карачуринское лесничество квартала с 1 по 126, Цивильское лесничество квартала с 1 по 119, Ильинское лесничество квартала с 1 по 88, Икковское лесничество квартала с 1 по 56, Сормовское лесничество квартала с 1 по 55 (условный номер объекта 21:17:00:0000), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 21 АД № 363045 от 29.12.2010. Кадастровые работы в отношении названного земельного участка лесного фонда не проводились.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:187 площадью 111509,0 кв. м, расположенный в юго-западной части кадастрового квартала, зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием "г. Чебоксары - столица Чувашской Республики", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество ми сделок с ним от 26.10.2012 № 00/065/2012-786. Из данного земельного участка путем раздела был образован земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 05.02.2013 № 21/301/13-13837 земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, площадью 2661 кв. м, относится к категории "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием: для строительства банно-оздоровительного комплекса.
Сведений о том, что при образовании указанных земельных участков (№ 21:01:020209:187 и № 21:01:020209:303) их границы были согласованы смежным землепользователем участка лесного фонда, в материалы дела не представлены.
Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 12.05.2011 № 1200-р земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303 предоставлен ИП Р. в аренду для строительства банно-оздоровительного комплекса.
25.05.2011 между Администрацией г. Чебоксары (арендодатель) и ИП Р. (арендатор) заключен договор аренды № 101/4929-Л земельного участка с кадастровым номером 21:01:020209:303 на срок с 09.06.2011 по 01.05.2014, зарегистрированный в Управлении Росреестра 09.06.2011.
29.08.2012 сотрудниками Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Минприроды Чувашии и Казенного учреждения составлен акт осмотра лесного участка, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303 площадью 0,27 га, предоставленный в аренду ИП Р., по данным геодезического журнала съемки окружной межи и планшетных рамок, составленной в 1994 году лесоустройством Пензенской экспедиции Поволжского лесоустроительного предприятия, находится на территории земель лесного фонда.
Указывая, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:020209:303, переданный в аренду Администрацией г. Чебоксары ИП Р., является составной частью лесного участка с условным номером 21:17:00:0000, относящегося к федеральной собственности, истцы обратились с иском в арбитражный суд о признании права собственности за Российской Федерацией и истребовании имущества из владения арендатора.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Аналогичные критерии отнесения земельных участков к определенному уровню собственности установлены статьями 18 и 19 Земельного кодекса применительно к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (пункты 1, 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, границы принадлежащего Российской Федерации лесного участка определены на основе данных государственного лесного реестра и материалов лесоустройства в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса РФ по лесным кварталам и лесотаксационным выделам.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области лесных отношений в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2011 № 468, является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики,
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 59 Постановления от 29.04.2010 № 10/22 иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса).
Для установления факта наложения границ (полностью или частично) спорного земельного участка и участка, являющегося собственностью Российской Федерации, суд определением от 25.11.2013 назначил землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил эксперту индивидуальному предпринимателю К. На разрешение эксперта поставил следующие вопросы:
1) определить местоположение границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества на местности на основании материалов лесоустройства (планшет № 7 от 1994 года и данные геодезического журнала съемки окружной межи и планшетных рамок);
2) установить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:0020209:303 и установленных экспертизой границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества, определить площадь наложения.
Согласно заключению эксперта К. от 17.02.2014 № 62-Э/2014 однозначно и достоверно определить (восстановить) местоположение границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества в натуре (на местности) на основании материалов лесоустройства: планшетов № 7 от 1973, 1983 и 1994 годов, геодезических данных на квартал 51 (впоследствии - квартал 49) на планшете № 7 от 1973 года и геодезических данных геодезического журнала съемки окружной межи и планшетных рамок 1994 года не представляется возможным; установить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:0020209:303 и установленных экспертизой границ выдела 5 квартала 49 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества, не представляется возможным.
В силу части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются заключения экспертов.
Таким образом, заслушав пояснения сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что истцы, заявив иск об оспаривании зарегистрированного права собственности муниципального образования на земельный участок, не представили доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах лесного участка с условным номером 21:17:00:0000, зарегистрированного за Российской Федерацией.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для признания за Российской Федерацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:01:0020209:303.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление от 29.04.2010 № 10/22) разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь или иного правового основания для владения ею, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В пункте 36 Постановления от 29.04.2010 № 10/22 также указано на обязанность лица, обратившегося в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, доказать свое право собственности (иное правовое основание владения) на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Поскольку суд пришел к выводу о недоказанности истцами права собственности на спорный земельный участок, суд не находит оснований истребовать имущество из владения Р.
Ответчики сослались на необходимость применения срока давности в отношении требований, заявленных истцами. Вместе с тем, суд считает иск поданным в пределах срока исковой давности на основании следующего.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу статьи 200 ГК РФ, по общему правилу, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления № 10/22 иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения относится к предусмотренным законом искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права.
Согласно пункту 57 Постановления № 10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Суд считает, что в рассматриваемом случае срок исковой давности не истек, так как Администрация г. Чебоксары при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка (21:01:020209:303), как и предыдущего (21:01:020209:187), согласование границ земельного участка со смежным землепользователем (истцами) не производила. Истцы о нарушении своего права узнали с момента, когда спорный земельный участок выбыл из их владения, то есть когда арендатор (Р.) приступил к освоению земельного участка, предоставленного по договору аренды от 25.05.2011. Исковое заявление министерством подано в арбитражный суд 07.08.2013, ТУ Росимущества в ЧР - 24.09.2013, то есть в пределах трехгодичного срока.
Государственная пошлина за рассмотрение иска и расходы по экспертизе в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истцов, которые в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее оплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------