Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.04.2014 по делу N А79-8011/2013 <Исковые требования в части признания недействительным ненормативного акта об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности удовлетворены, поскольку не конкретизированы порядок и способ устранения нарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу № А79-8011/2013

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации города Чебоксары Чувашской Республики
к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Ютон", Чебоксарского городского Собрания депутатов и ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов",
о признании недействительными акта внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013 и предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности № 20 от 16.07.2013,
при участии:
от заявителя - К.П. по доверенности № 29/01-8917 от 30.12.2013, Г. по доверенности № 29/01-16 от 09.01.2014,
от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - Ю. по доверенности от 11.11.2013, от третьего лица - ООО "Ютон" - Р. по доверенности от 15.07.2013, К.Л. по доверенности от 10.09.2014,
от третьего лица - Чебоксарского городского Собрания депутатов - не было, от третьего лица - ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" - В. по доверенности № 01 от 09.01.2014,

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация г. Чебоксары или заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой ЧР или Министерство) о признании недействительными акта внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013 и предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности № 20 от 16.07.2013.
В обоснование заявления указано, что на основании акта внеплановой проверки № 20 Министерством вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности № 20 от 16.07.2013, согласно которому администрации г. Чебоксары предписано в срок до 16.08.2013 устранить выявленные в акте нарушения и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Министерство в акте внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013 указало нарушение процедуры, установленной частью 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно в сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки не указаны порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки, порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; нарушение частей 9, 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: орган местного самоуправления должен осуществлять проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа. По мнению Министерства, проект правил землепользования и застройки не соответствует Генеральному плану Чебоксарского городского округа, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08.12.2004 № 1456, в части нахождения санитарно-защитной зоны ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов". Документы, обосновывающие сокращение санитарно-защитной зоны завода, представлены не были.
С указанными выводами администрация города Чебоксары не согласна на основании следующего. Выводы Министерства, сделаны по результатам изучения процедуры изменения градостроительного регламента части территориальной зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-З) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) по ул. Афанасьева г. Чебоксары и последующего внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 № 1683. При этом в акте делается вывод о нарушении администрацией г. Чебоксары требований пункта 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки. В данном случае имеет место быть не подготовка проекта правил землепользования и застройки, а подготовка проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в правила землепользования и застройки, регламентированная статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данной нормой законодатель обозначил особенности порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки, установив последовательность действий с учетом положений статей 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако при внесении изменений в Правила землепользования и застройки следует учитывать, что охватываются действия, начиная с части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При подготовке изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, предусматривающих изменение градостроительного регламента части территориальной зоны на земельном участке в районе ул. Афанасьева в г. Чебоксары, предоставленном ООО "Ютон", не требовалось проведение работ по подготовке указанных изменений в Правила, поскольку внесение изменений в Правила обусловлено необходимостью приведения статьи 24 "Карта зонирования территории г. Чебоксары" Правил в соответствие с требованиями статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации: "при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования".
В части выводов Министерства о нарушении администрацией г. Чебоксары требований пунктов 9, 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывается на нахождение земельного участка по ул. Афанасьева г. Чебоксары, градостроительный регламент которого изменен, в санитарно-защитной зоне ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов", и на отсутствие документов, обосновывающих сокращение санитарно-защитной зоны.
Действующее градостроительное законодательство не содержит обязательных требований относительно запрета изменения градостроительного регламента при наличии санитарно-защитной зоны.
СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" также не содержит запрета на изменения градостроительного регламента исходя из наличия санитарно-защитной зоны. Кроме того, в указанной зоне допускается размещение входящих в зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) объектов.
На основании изложенного заявитель считает, что предписание Министерства от 16.07.2013 № 20 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности противоречит действующему законодательству и подлежит отмене.
Представители администрации г. Чебоксары в судебном заседании заявленные требования поддержали в полом объеме по основаниям, изложенным в заявлении и письменным пояснениям к нему.
Представитель Министерства в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве и письменным пояснениям к нему.
Представитель третьего лица - ООО "Ютон" в судебном заседании поддержала заявленные требования администрации г. Чебоксары по доводам, указанным в письменных пояснениях.
Представитель третьего лица - ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" в судебном заседании поддержала доводы представителя Министерства по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Третье лицо - Чебоксарское городское Собрание депутатов о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассматривается без его участия в силу статей 123, 156 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как свидетельствуют материалы дела, на основании письма Минрегиона России от 24.06.2013 № 10882-ЕЧ/02 в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № П9-26944, Минстроем Чувашии утвержден приказ от 04.07.2013 № 03/1-03/212 о проведении внеплановой проверки соблюдения администрации г. Чебоксары по факту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 № 1683 в части изменения градостроительного регламента части территориальной зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-3) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) по ул. Афанасьева г. Чебоксары.
В результате проверки установлено, что на основании заявления ООО "Ютон" 14.11.2012 г. № 704 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 14.07.2005 № 1683 в части изменения градостроительного регламента части территориальной зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-З) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) земельного участка, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Афанасьева, данный вопрос был включен в повестку дня заседания Комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары (далее - комиссия), которая состоялось 30.11.2012. По результатам обсуждения данного вопроса на заседании комиссии в поддержку изменения данного градостроительного регламента проголосовало 11 членов комиссии, против - 2 члена комиссии, воздержалось от голосования - 3 члена комиссии, где согласно протокола комиссии от 30.11.2012 г. присутствовало 17 членов комиссии из 22 членов комиссии.
В результате проверки выявлено нарушение процедуры, установленной частью 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно в сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки не указаны порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки, порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Нарушение частей 9, 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления должен осуществлять проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа.
Так, по результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в комиссию на доработку.
В соответствии с Генеральным планом Чебоксарского городского округа, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 08.12.2004 № 1456, а также в Правилах землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 14.07.2005 № 1683 данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов". Изменение градостроительного регламента территориальной зоны осуществлялось в целях жилищного строительства, которое в санитарно-защитной зоне запрещено. В ходе проведения проверки, документы, обосновывающие сокращение санитарно-защитной зоны, а также сведения о сокращении санитарно-защитной зоны в документах территориального планирования и правилах землепользования и застройки представлены не были.
На основании акта внеплановой проверки № 20 Министерством вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности № 20 от 16.07.2013, согласно которому администрации г. Чебоксары предписано в срок до 16.08.2013 устранить выявленные в акте нарушения и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Не согласившись вышеназванными актом и предписанием, администрация г. Чебоксары оспорило их в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявление администрации г. Чебоксары подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются (состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение в принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования - муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам указанной в части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации, Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении данного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Публичные слушания по внесению изменений в Правила проводятся комиссией по землепользованию и застройке при главе администрации города Чебоксары в соответствии с Градостроительным кодексом и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.12.2009 № 1528.
В соответствии с вышеназванными нормами права и по результатам рассмотрения на заседании комиссии по землепользованию и застройке при главе администрации города Чебоксары заявки ООО "Ютон" (протокол от 30.11.2012 № 13 (вопрос № 4) главой администрации города Чебоксары принято постановление от 09.01.2013 № 1 "О подготовке проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 14.07.2005 № 1683 согласно которому Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары было поручено приступить к подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, а также обеспечить организацию и проведение публичных слушаний. Данное постановление было опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 15.01.2013 № 3.
В адрес главы города Чебоксары (вх. № 44 от 16.01.2013) был направлен проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки для вынесения его на публичные слушания. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы города Чебоксары от 21.01.2013 № 50 были назначены публичные слушания по проекту решения Чебоксарского городского Собрания депутатов "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа" на 02.04.2013. Данное постановление опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 29.01.2013 № 9.
02 апреля 2013 года в администрации города Чебоксары состоялись публичные слушания по вопросу внесения изменений в Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа. На данных слушаниях присутствовало 112 человек. Подготовленные по результатам публичных слушаний протокол и заключение опубликованы в газете Чебоксарские новости от 11.04.2013 г. № 38. С учетом поступивших предложений и замечаний по существу рассматриваемых вопросов комиссии было рекомендовано направить протокол и заключение по результатам публичных слушаний в Чебоксарское городское Собрание депутатов для принятия соответствующего решения.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 16.04.2013 в статью 24 "Карта зонирования территории города Чебоксары" Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 14.07.2005 № 1683, внесены изменения в части изменения - градостроительных регламентов 26 земельных участков, в том числе изменен градостроительный регламент части территориальной зоны общественного - деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-З) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) земельного участка, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Афанасьева, для строительства группы жилых домов. Данное решение Чебоксарского городского Собрания депутатов опубликовано в официальном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" № 8 (81) 2013 и размещено на официальном сайте.
С учетом изложенного суд считает, что процедура вынесения на публичные слушания и принятия решения Чебоксарским городским Собранием депутатов соблюдена и соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, все необходимые документы (постановления, объявления о проведении публичных слушаний и протоколы и заключения о результатах публичных слушаний) были размещены в свободном доступе: на сайте органов местного самоуправления и в газете Чебоксарские новости, как следствие, граждане и юридические лица имели возможность направить в комиссию соответствующие предложения, что указывает на необоснованность выводов о нарушениях, выявленных в результате проверки Минстроем ЧР.
Кроме того, согласно письму прокуратуры Чувашской Республики № 71-30-651-13 (л.д. 100 Том 1) проект решения Чебоксарского городского Собрания депутатов "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 14.07.2005 был изучен и по результатам данного изучения замечания и предложения не представлены.
По смыслу действующего законодательства предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на администрацию г. Чебоксары может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для нее в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание № 20 от 16.07.2013 было представлено в администрацию г. Чебоксары через канцелярию 23.07.2013, то есть спустя 7 дней после его составления.
В предписании Министерство требует устранить нарушения, указанные в акте внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013.
В акте внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013 выявлено нарушение части 8 стати 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: в сообщении о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, публикуемом по истечении 10 дней с даты принятия решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа не указаны сведения, установленные пунктами 3 и 4 части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исполнение Министерством государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления в Чувашской Республике законодательства о градостроительной деятельности включает в себя проверку нормативного правового документа, принятого органом местного самоуправления Чувашской Республики, на соответствие градостроительному законодательству.
Сообщение о принятом администрацией г. Чебоксары постановлении от 09.01.2013 № 1 "О подготовке проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 14.07.2005 № 1683", публикуемое в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" не является нормативным правовым актом.
Из содержания акта внеплановой проверки не усматривается, каким способом администрация г. Чебоксары должна устранить выявленное нарушение, а именно: либо путем публикации нового сообщения о принятии администрацией г. Чебоксары постановления от 09.01.2013 № 1 в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет" либо путем отмены принятого администрацией г. Чебоксары постановления от 09.01.2013 № 1 "О подготовке проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 № 1683".
Однако постановление от 09.01.2013 № 1 было принято в соответствии с частью 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в то время как в акте внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013 года нарушений части 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в ходе проведения внеплановой проверки не выявлено.
Таким образом, в акте внеплановой проверки и вынесенном на его основании предписании не конкретизированы порядок и способ устранения нарушения части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В акте внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013 Министерство указало о нарушениях администрацией г. Чебоксары частей 9 и 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, при проверке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, подготовленного комиссией по землепользованию и застройке при главе администрации г. Чебоксары, администрация г. Чебоксары руководствовалась частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Министерство в отзыве от 11.11.2013 ссылается на заявление администрации г. Чебоксары, обосновывая допущенные администрацией г. Чебоксары нарушения части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывает, что в соответствии с Генеральным планом Чебоксарского городского округа, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 08.12.2004 № 1456, а также Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 14.07.2005 № 1683, данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов". При этом в качестве доказательства Министерство ссылается на санитарно-эпидемиологическое заключение № 21.01.04.000 Т 000182.05.07 от 17.05.2007, выданное на проект санитарно-защитной зоны для ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" (далее - ОАО "ЧЗСМ"), т.е. на санитарно-защитную зону для ОАО "ЧЗСМ" без указания координат границ предлагаемой санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" санитарно-эпидемиологическое заключение - это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Следовательно, санитарно-эпидемиологическое заключение № 210104000 Т 000182.05.07 от 17.05.2007 не относится к техническим регламентам, на соответствие требованиям которых в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, администрация г. Чебоксары осуществляет проверку проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа.
Из представленного в материалы дела Министерства письма Главного архитектора г. Чебоксары от 30.04.2013 № 448исх следует, что координаты санитарно-защитной зоны ОАО "ЧЗСМ" были нанесены на дежурную карту Чебоксарского городского округа не ранее чем 28.03.2013, что, не подтверждает доводы Министерства о наличии санитарно-защитной зоны ОАО "ЧЗСМ" в момент принятия администрацией г. Чебоксары постановления от 09.01.2013 № 1 и публикации сообщения, касающихся внесения изменений в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, а именно: смены территориальной зоны части земельного участка в районе ул. Афанасьева с О-З на Ж-1.
Содержание указанного письма не подтверждает, что границы санитарно-защитную зону ОАО "ЧЗСМ" пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:010202:319, предоставленного ООО "Ютон".
На основании изложенного, суд считает, что предписание Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики № 20 от 16.07.2013 подлежат признанию недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом в пункте 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве объекта оспаривания указывается ненормативный правовой акт, под которым понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Оспариваемый акт сам по себе не устанавливает, не изменяет и не отменяет прав и обязанностей сторон и не носит властно-распорядительного характера, и, соответственно, не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.
Таким образом, требование о признании незаконным акта внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013 не относится к подведомственности арбитражных судов, в связи с чем производство по делу в этой части требований подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче заявления в арбитражный суд администрация города Чебоксары подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем возмещение ее заявителю не производится, при этом суд учитывает освобождение Министерства в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным предписание Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики № 20 от 16.07.2013.
Прекратить производство по делу № А79-8011/2013 в части заявления администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037) к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2128016103, ОГРН 1022101141765) в части признания недействительным акта внеплановой проверки № 20 от 16.07.2013.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------