Постановление администрации г. Алатыря ЧР от 27.11.2014 N 1217 "О прогнозе социально-экономического развития города Алатыря на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛАТЫРЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. № 1217

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА АЛАТЫРЯ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьей 6 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" и Уставом города Алатыря Чувашской Республики администрация города Алатыря постановляет:
1. Принять к сведению основные показатели прогноза социально-экономического развития города Алатыря на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов согласно приложениям 1, 2 и принять их за основу при формировании налогооблагаемой базы и бюджета города на 2015 год и на период до 2017 года.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации - начальника отдела градостроительства и природопользования Добрынкина О.Н.

И.о. главы администрации
города Алатыря
Т.Б.ЕЖОВА





Приложение 1
к постановлению
администрации
города Алатыря
от 27.11.2014 № 1217

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА АЛАТЫРЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Основные параметры прогноза социально-экономического развития г. Алатырь на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов определены исходя из анализа социально-экономического развития города за предшествующие годы, а также оценки влияния внешних условий развития экономики, определяемые ситуацией, складывающейся на российском и мировом рынках и наметившихся тенденций в текущем году.
Базой для разработки прогноза социально-экономического развития на 2015 год и на период до 2017 года послужили основные показатели развития города за два предшествующих года (2012 - 2013 годы), ожидаемая оценка показателей текущего 2014 года, а также сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах.
В настоящее время в городе реализуются Комплексный инвестиционный план модернизации города Алатыря до 2020 года, который является ключевым в системе планирования, направлен на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения города Алатыря.
Общая оценка социально-экономической ситуации в городе за отчетный период По состоянию на 01.10.2014 на территории города зарегистрированы 321 организация с правом юридического лица и 1124 предпринимателя. Ведущим звеном экономики муниципального образования является промышленность, представленная 12 крупными и средними предприятиями. К числу основных организаций, действующих на территории города, относятся: ОАО "Электроавтомат", ОАО "Завод "Электроприбор", ОАО "5 арсенал", ОАО "Алатырский завод низкотемпературных холодильников", ОАО "Алатырский механический завод", ООО "Алатырская бумажная фабрика", ООО "Молочное дело-Ивня".
Оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по видам экономической деятельности за 9 мес. 2014 года в действующих ценах достиг 4,7 млрд. рублей, что составляет 96,6% к 9 мес. 2013 года, в том числе в промышленности - 89,7%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 109,4%, в оптовой и розничной торговле - 132,8%, в деятельности гостиниц и ресторанов - 138,9%, в транспорте и связи - 100,8%, в образовании - 136,1%, в предоставлении услуг здравоохранения и социальных услуг - 105,3%.
Предприятиями таких видов экономической деятельности, как "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды", не относящимися к субъектам малого предпринимательства, за январь - сентябрь т.г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 3,34 млрд. рублей, что составляет 91,4% к соответствующему периоду прошлого года.
Справка:
Значительно нарастили объемы отгрузки следующие предприятия: ОАО "Завод "Электроприбор" (156,5%); ОАО "Электроавтомат" (113,5%); ООО "Молочное дело-Ивня" (129,4%); ФКУ ИК-2 (126,7%).
Улучшение в реализации продукции наблюдается в ООО "Алатырская бумажная фабрика", ОАО "Алатырский механический завод", структурном подразделении ОАО "Завод "Элетех".
Сохраняется спад объемов отгрузки продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в ОАО "5 арсенал", ОАО "Алатырский завод низкотемпературных холодильников", ООО "СКМ".
К основным причинам, вызвавшим ухудшение ситуации в промышленности за текущий год можно отнести следующее:
потеря объемов продаж и отсутствие спроса на внутреннем рынке;
снижение заказов на производство в текущем году, а также высокая сравнительная база предыдущего года в связи с большим объемом контрактов (в течение 2013 года индекс производства ОАО "АЗНХ" находился в диапазоне от 532,3% до 166,3%) и др.
высокий уровень комплектующих импортного производства, снижение заказов со стороны предприятий автопрома (ООО "СКМ");
из-за сокращения финансирования оборонного заказа сохраняется нестабильность с договорами на поставку продукции, что усложняет производственную и финансовую ситуацию предприятия, вызывает социальную напряженность на рынке труда города.
Инвестиции.
В целом за январь - сентябрь 2014 года в экономику города, без учета субъектов малого предпринимательства, вложено 279,4 млн. рублей инвестиций, что составляет 118,5% к отчету за 9 мес. 2013 г. Промышленные предприятия города на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей с начала текущего года вложили более 140 млн. рублей собственных средств, что составляет 186,4% к соответствующему периоду 2013 года.
В ОАО "Алатырский механический завод" введена в эксплуатацию блочно-модульная котельная, сметной стоимостью свыше 15,6 млн. рублей, приобретено станков и оборудования на 5,7 млн. рублей.
С начала т.г. ОАО "Электроавтомат" в модернизацию гальванического участка и очистных сооружений вложило более 9,8 млн. рублей, на внедрение новых видов станков и высокоточного оборудования направлено свыше 23,2 млн. рублей собственных средств.
ОАО "Завод "Электроприбор" на реконструкцию и модернизацию инструментального цеха направило 17,2 млн. рублей, свыше 43,4 млн. рублей вложено на приобретение новых видов станков, современного технологического оборудования и установок.
ООО "Алатырский горно-обогатительный комбинат" выдано разрешение № RU21301000-59 на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства - отделение приготовления сухих строительных смесей со складом готовой продукции, сметная стоимость которых составляет 115 млн. рублей, в т.ч. стоимость технологического оборудования 48,0 млн. рублей.
Готовится к вводу в эксплуатацию детский сад на 240 мест площадью свыше 3,0 тыс. кв. метров. За 9 мес. т.г. на его строительстве освоено 40,5 млн. рублей ассигнований, в т.ч. 30 млн. рублей из федерального и 10,0 млн. рублей из республиканского бюджетов.
Введены в эксплуатацию 2 блочно-модульные газовые котельные, мощностью 3,2 МГВ и 1,6 МГВ по улицам Горького, д. 38А и Герцена, д. 29А, для обслуживания 11 многоквартирных домов.
За январь - сентябрь т.г., в соответствие с республиканской адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики", в строительство жилья вложено свыше 51,5 млн. рублей. Планируется к расселению 17 многоквартирных домов (84 кв.), где проживают 183 человека. В настоящее время ведется строительство 8 домов общей площадью 3297 кв. метров.
На 2014 год городу для предоставления жилья 15 детям-сиротам предусмотрено выделить денежных средств в размере 13163,05 тыс. рублей. По состоянию на 1 октября т.г. приобретены жилые помещения на сумму 6,7 млн. рублей, кроме того, на проведение ремонта жилья для детей-сирот выделено 1 млн. 157,1 тыс. рублей, из которых использовано 664,7 тыс. рублей.
Общий объем финансирования дорожного строительства (с учетом оплаты задолженности за 2013 год) по состоянию на 01.10.2014 составил 24 млн. 650 тыс. рублей.
Проведены работы по благоустройству 4 дворовых территорий многоквартирных домов по улицам Комсомола 30, Московская 121 и 123, Первомайская 89, Стрелка, 23.
Организациями города обеспечен прирост сальдированной прибыли (прибыль минус убыток) более чем на 40% к соответствующему периоду 2013 года.
Важнейшим направлением работы остается эффективная социальная политика. Ведется целенаправленная работа по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 года.
С начала текущего года наблюдались как позитивные, так и сдерживающие тенденции социально-экономического развития. В целом обеспечен рост основных макроэкономических показателей: оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, сохранилась благоприятная ситуация на рынке труда. Однако замедлился темп роста реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения, строительства жилья.
Промышленное производство
В структуре обрабатывающих производств доминирующее положение занимают предприятия по производству транспортных средств и оборудования - свыше 22%, по производству электрооборудования, машин и оборудования - 11,5%, по производству готовых металлических изделий около 6,2%, целлюлозно-бумажное производство - свыше 11,1%, на долю предприятий, производящих пищевые продукты приходится около 30,0% отгруженных товаров.
В 2013 году уточненный объем отгрузки продукции предприятиями обрабатывающих производств превысил 5,0 млрд. млн. руб., или 117,8% к уровню 2012 года.
По оценке 2014 года объем отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг собственными силами по предприятиям - РАЗДЕЛ D: "Обрабатывающие производства" складывается в действующих ценах 4,8 млрд. рублей, индекс производства составит всего около 96%.
Текущий год складывается довольно трудно для финансово-хозяйственной деятельности большинства промышленных предприятий города. По ряду видов экономической деятельности обрабатывающих производств наблюдается довольно низкий индекс производства по сравнению с высокими темпами прироста в 2013 году.
По оценке за 2014 год сохраняют высокий темп отгрузки товаров, работ и услуг ОАО "Завод "Электроприбор", ОАО "Электроавтомат", ООО "Молочное дело-Ивня".
Градообразующие предприятия акционерные общества "Завод "Электроприбор", "Электроавтомат", до конца текущего года и на 2015 год в основном обеспечены заказами, сохраняют связи с постоянными потребителями, ведут поиск новых контрактов и инвесторов. Сокращения производственного персонала на 2014 - 2015 годы не прогнозируется.
На 2015 год объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями обрабатывающих производств прогнозируется в размере 5,15 млрд. рублей по первому варианту и по второму - 5,19 млрд. рублей, что в действующих ценах соответственно на 7,3 - 8,1% больше по отношению к оценке за 2014 год. С учетом индексов-дефляторов (роста цен в промышленности 107,0 - 107,5%) индекс производства в 2015 году прогнозируется на уровне 99,8% по 1 варианту и 101,0% - по 2 варианту.
За 2016 год объем отгруженных товаров увеличится до 5,6 - 5,8 млрд. рублей, что составляет к прогнозу 2015 года в действующих ценах 109,4% - по 1 варианту, и 111,1% - по 2 варианту. Расчетный индекс производства прогнозируется с темпом роста к предыдущему году 101,8% по 1 варианту и 103,9% по 2 варианту.
На 2017 год прогнозируется увеличение объема отгруженных товаров по сопоставимому кругу предприятий до 6,2 - 6,5 млрд. рублей, что составляет к прогнозной оценке 2016 года в действующих ценах 110,9% - по 1 варианту, и 112,7% - по 2 варианту. Расчетный индекс производства прогнозируется с темпом роста к предыдущему году 103,9% по 1 варианту и 106,0% по 2 варианту.
Прирост индекса промышленного производства планируется обеспечить за счет реализации инновационных проектов, расширения импортозамещения и модернизации действующих производств.
По видам экономической деятельности ситуация определяется следующим образом:
Производство пищевых продуктов предприятиями города в 2014 году увеличится в действующих ценах на 29,6%, и превысит в стоимостном выражении 1,54 млрд. руб. против 1,1 млрд. руб. - в 2013 году.
Динамика производства основных видов продукции в натуральном выражении следующая:
объем цельномолочной продукции с 2014 года до 2017 года планируется стабильно в объеме 58,9 тыс. тонн.
В прогнозируемый период за 2015 - 2017 годы более чем на 20% предусмотрено увеличить объем отгруженных товаров целлюлозно-бумажного производства.
В стоимостном выражении объем производства их в 2015 году составит 520 млн. руб. - по 1 варианту, 522 млн. рублей - по второму. Производство бумаги и картона планируется довести с 38,7 тыс. тонн в 2013 году до 40,4 тыс. тонн к 2017 году.
По разделу "производство транспортных средств и оборудования" объемы отгрузки продукции прогнозируется увеличить с 1,1 млрд. рублей в 2013 году до 1,5 млрд. рублей в 2017 году. Основная доля объема приходится на производство частей подвижного состава, производство путевого оборудования, отгрузка которого в ОАО "Алатырский механический завод" возрастет к 2017 году более чем в 1,6 раза.
По разделу "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" объемы отгрузки продукции увеличатся с 580 млн. рублей по отчету за 2013 год до 1,1 млрд. рублей в 2017 году. Из них прогнозируется увеличение производства приборов и аппаратуры для контроля и измерения электрических величин, ионизирующих излучений и параметров электросвязи более чем в 1,7 раза, производства прочих частей и принадлежностей летательных аппаратов, включая оборудование космических объектов более чем в 3 раза. Производство аппаратуры световой и звуковой сигнализации, бытовых электрических приборов увеличится на 23 - 30%.
Инвестиции. Строительство.
По оценке 2014 года объем инвестиций за счет всех источников финансирования (с учетом средств субъектов малого предпринимательства и кредитных ресурсов), вложенных в развитие экономики города в целом, составит 621 млн. рублей, или 62,0% к предыдущему году (за 2013 год - 1 млрд. 3 млн. рублей).
Снижение объема инвестиций связано с тем, что за 2012 - 2013 годы реализованы такие крупные инвестиционные проекты как строительство и реконструкции сетей канализации и комплекса очистных сооружений, строительство сетей водоснабжения, газовых блочно-модульных котельных с сетями.
Из общего объема инвестиций на долю организаций и предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, приходится 64,5% (за 2013 год - 49%).
На 2015 год прогнозируемый объем инвестиций за счет всех источников финансирования складывается в сумме 590 млн. рублей - по 1 варианту и 602 млн. рублей - по 2 варианту, на 2016 г. соответственно - 637 - 664 млн. рублей, на 2017 год - 703 - 736,0 млн. рублей.
Промышленные предприятия города на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей предполагают вложить в 2014 году более 160,5 млн. рублей собственных средств.
Прогнозируемый темп роста на 2015 год составит 117,1% по 1 варианту и 120% по 2 варианту. К 2017 году объем инвестиций в основной капитал предприятий обрабатывающих отраслей за счет всех источников финансирования увеличится на 40% и превысит 218,0 млн. рублей.
Наибольшие объемы инвестиций, как и прежде, будут направлены на техническое перевооружение и реконструкцию производства акционерными обществами "Завод "Электроприбор", "Электроавтомат", "Алатырский завод низкотемпературных холодильников", "Алатырский механический завод", ООО "Алатырская бумажная фабрика", Алатырский комбикормовый завод. Основная доля инвестиций крупные и средние предприятия направляют на приобретение машин, транспортных средств и оборудования.
В рамках РЦП "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009 - 2020 годы" решается вопрос финансирования проекта "Автоматизированный комплекс обеззараживания сырой и питьевой воды гипохлоритом натрия", сметной стоимостью 6 млн. 657,7 тыс. рублей, что позволит повысить надежность и безопасность производства питьевой воды, и самое главное, обеспечить высокий уровень обеззараживания воды для населения города.
Общий объем инвестиций, направляемый на жилищное строительство в 2015 году прогнозируется в сумме 39 - 42 млн. рублей.
Ввод жилья по прогнозным расчетам на 2015 год планируется в пределах 16,2 тыс. кв. метров (по оценке за 2014 года - обеспечить ввод не менее 15,0 тыс. кв. м жилья, из них 86% площади построить за счет средств населения).
За прогнозируемый период к 2017 году планируется довести объем строительства жилья до 18 тыс. кв. метров, в т.ч. 90% вводимой площади обеспечить за счет средств жителей города.
Рост объема инвестиций в экономику города в период до 2017 года планируется за счет развития следующих направлений:
- реализация инвестиционных проектов по строительству горно-обогатительного комбината и завода железобетонных изделий;
- увеличение инвестиций в основной капитал ведущих предприятий города, реализация инвестиционных проектов по модернизации производственных мощностей, освоение новых видов продукции;
- продолжение реконструкции коммунальной инфраструктуры;
- расширение объемов жилищного строительства;
- увеличение средств на дорожное строительство и благоустройство территории города.
Потребительский рынок (рынок товаров и услуг)
В целом можно говорить о сохранении тенденции динамичного развития материально-технической базы торговли и сферы услуг.
Продолжается качественное улучшение торговой сети и структуры платных услуг. Ведется работа по модернизации существующих предприятий, строятся новые здания и помещения, внедряются современные технологии, расширяется перечень предлагаемых населению платных услуг.
По состоянию на 1 октября 2014 года на территории города Алатыря функционируют 244 объекта розничной торговли, общая торговая площадь которых составляет 26,5 тыс. кв. метров, 22 объекта общественного питания общедоступной сети на 1345 посадочных мест, 80 объектов по оказанию бытовых услуг населению с численностью обслуживающего персонала 350 человек.
За январь - сентябрь 2014 года вновь построено и реконструировано 7 объектов потребительского рынка. Предпринимателями в строительство и реконструкцию объектов вложено 34,2 млн. рублей собственных и кредитных ресурсов; создано 43 рабочих места.
На территории города функционирует 2 постоянно действующих универсальных ярмарки, на которых создано более 1000 мест для торговли, из них 230 мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
До конца текущего года планируется открыть новый Свадебный салон, торгово-офисный центр, реконструировать действующие объекты потребительского рынка. Всего на эти цели в 2014 году будет вложено более 70,0 млн. рублей, создано около 90 новых рабочих мест.
Оборот розничной торговли по организациям всех видов деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за январь - сентябрь 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года в сопоставимых ценах увеличился на 17,7%, оборот общественного питания по организациям всех видов деятельности - на 11,9%, объем платных услуг - на 15,5%.
По оценке 2014 года оборот розничной торговли по всем каналам реализации включая структуры малого бизнеса достигнет 3,4 млрд. рублей, из них более 1,5 млрд. рублей составит объем продовольственных товаров, реализованных за 2014 г.
По прогнозу на 2015 год оборот розничной торговля превысит 3,7 млрд. рублей, расчетный оборот общественного питания достигнет 48 млн. рублей
По прогнозным расчетам темп роста объема розничного товарооборота в прогнозируемый период по сравнению с ожидаемым уровнем 2014 года снижается, и составит в 2015 году в диапазоне 103,9 - 104,5%, в 2016 году - 104,4 - 105,0%, в 2017 году - 104,7 - 105,3%.
По прогнозным расчетам темп роста объема платных услуг, оказанных населению с учетом структур малого бизнеса, в сопоставимой оценке за 2015 год составит в диапазоне 103,6 - 104,8%, в 2016 году - 103,9 - 105,3% и в 2016 году - 104,9 - 106,1%.
Малое и среднее предпринимательство.
Развитие малого и среднего предпринимательства в течение 2014 - 2017 годов предполагает:
увеличение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства со 151 предприятия за 2014 год до 162 - 166 - за 2017 год;
увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров с 18% за 2014 год, до 20% - за 2017 год;
создание новых рабочих мест - всего за 2015 год 330, из них 215 мест в сфере малого и среднего бизнеса, платных услуг и торговли.
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной, инновационной и иных сферах экономики;
поиск современных технологий и инноваций для создания новых производств.
Реализация муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Алатыре на 2011 - 2015 годы (утвержденной постановлением главы администрации города Алатыря от 30 декабря 2010 года № 1129) позволит выполнить указанные приоритетные задачи, направленные на увеличение количества малых и средних предприятий, численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, а также объемов произведенной продукции (работ и услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства.
Социально значимыми видами деятельности малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования города являются:
- все виды обрабатывающего производства;
оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг;
организация досуга и отдыха населения, туризм;
благоустройство города, сбор и переработка бытовых и производственных отходов;
строительство объектов жилищного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
- производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог.
По состоянию на 1 октября 2014 года в городе действуют 1255 субъектов малого предпринимательства, из них: 148 малых предприятий и 1107 индивидуальных предпринимателей.
Количество малых предприятий за период с начала текущего года снизилось на 2 предприятия. Положительным моментом является то, что наметился рост численности предпринимателей: с начала года вновь зарегистрировано 145 индивидуальных предпринимателей, снят с учета 131.
Общая численность работающих в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей) за январь - сентябрь т.г. достигла 4084 человека, из них более 3000 человек работает в малых и средних предприятиях, включая микропредприятия.
Численность работающих в малом бизнесе ежегодно увеличивается в диапазоне 2,3 - 2,6%, доля их к общей численности занятых в экономике города составит по состоянию на 01.01.2015 29,4%.
По прогнозной оценке за 2015 год по 1 варианту роста количества малых и средних предприятий не ожидается, по 2-му более оптимистичному варианту количество малых предприятий увеличится до 155 ед. К 2017 году ожидается увеличение количества малых и средних предприятий до 162 - 167 единиц.
Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях по оценке за 2014 год достигнет 3040 человек, по прогнозу на 2015 год численность их увеличится до 3120 человек, и к 2017 году - превысит 3200 человек, увеличение численности по отношению к 2013 году прогнозируется в пределах 8,0 - 10,0%.
Наблюдается замедление прироста численности работающих в сфере услуг и потребительского рынка, нарастает дефицит кадров высококвалифицированных работников и обслуживающего персонала.
По оценке оборот средних и малых предприятий (включая микропредприятия) в 2014 году составит 2,8 млрд. рублей, по прогнозным расчетам в 2015 году общий оборот превысит 3,0 млрд. рублей, в 2017 году оборот прогнозируется в диапазоне 3,6 - 3,7 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2013 годом на 44,0%.
Уровень жизни населения
На уровень заработной платы работников в целом по городу с начала 2014 года влияние оказывает ее незначительный рост по предприятиям обрабатывающих производств.
Средняя номинальная начисленная заработная плата работающих в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за январь - сентябрь 2014 года сложилась в размере 17467,1 рубля, что составляет 104,7% к соответствующему периоду 2013 года.
По предприятиям обрабатывающих производств города размер средней заработной платы по-прежнему остается ниже среднереспубликанского уровня. По данным статистики за январь - сентябрь т.г. размер ее составил 16524 рубля, или 101,3% к соответствующему периоду 2013 года. Размер среднемесячной заработной платы по предприятиям занятым производством и распределением тепло-электроэнергии, газа и воды составил 20316 рублей, или 104,8% к соответствующему периоду 2013 года.
Среднемесячная заработная плата работников в целом по всей сфере образования города увеличилась до 16081,6 рубля и здравоохранения - до 15603,1 рубля, что составляет соответственно к соответствующему периоду 2013 года 108,7% и 116,2%.
Согласно расчетной оценке номинальная среднемесячная заработная плата работающих за 2014 год (без учета сферы малого предпринимательства) составит 18360 рублей, или 105,0% к отчету за 2013 год.
По оценке за 2014 год денежные доходы населения сложатся в сумме 6 млрд. 045 млн. рублей и возрастут по отношению к уровню 2013 года на 9,4%, рост реальных денежных доходов (с учетом роста уровня инфляции) составит 2,0%, т.е. наблюдается снижение доходов населения против уровня 2013 года (2,4%).
На 2015 год прогнозируемая величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы достигнет 19930 рублей - по 1 варианту, 20100 рублей - по 2 варианту, темп роста складывается в диапазоне 108,5 - 109,5%.
В прогнозируемом 2015 году доходы населения сложатся в сумме 6 млрд. 513 млн. рублей - по 1 варианту и 6 млрд. 581 млн. рублей - по 2 варианту и возрастут по отношению к ожидаемому уровню 2014 года в диапазоне 7,7 - 8,8%, при этом реальные денежные доходы населения продолжат снижаться, темп роста их составит к уровню 2013 года по первому варианту 100,5% и 101,8% по второму варианту.
По оценке в 2014 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 16,3%, по прогнозу за 2015 год сократится до 16,1 - 15,9% от общей численности населения.
Демография
Среднегодовая численность населения города за 2013 год составила 36826 человек и снизилась в сравнении с 2012 г. на 445 человек.
В целом демографическая ситуация в муниципальном образовании отражает общие тенденции в республике, всего по городу родилось: в 2011 году - 396, в 2012 году - 394 ребенка, в 2013 году - 416, что является следствием определенной стабильности развития экономики города.
За 2013 год в сравнении с 2012 г. количество умерших сократилось на 104 человека.
Однако с начала текущего года по городу наблюдается снижение рождаемости и увеличение смертности населения. В результате естественная убыль населения города остается довольно высокой: за январь - сентябрь 2014 года убыль составила 189 человек против - 84 человека за январь - сентябрь 2013 года.
В последующие 2015 - 2017 годы прогнозируется снижение естественной убыли населения до 110 человек за 2017 год, при этом коэффициент естественной убыли по прогнозу в 2017 г. составит 3,1 - 3,7 чел. на 1000 населения, против 7,0 по оценке за 2014 год.
Снижение среднегодовой численности населения города объясняется, в том числе и миграционными процессами, в 2014 г. миграционная убыль составит 278 - 280 человек (в 2013 году число выбывших граждан превышало число прибывших на 300 чел.), к 2017 году миграционная убыль прогнозируется в пределах 90 - 100 человек.
Причиной миграционного оттока квалифицированных кадров в другие регионы в основном являются относительно низкая заработная на ведущих предприятиях города.
С учетом сложившейся ситуации ожидаемая среднегодовая численность населения города в 2014 г. составит 36290 человек, в 2015 г. - 35800 - 35890, и к 2017 г. по прогнозу составит 35270 - 35430 человек.
Перечень основных проблемных вопросов развития города, сдерживающих его социально-экономическое развитие
При уточнении Комплексного инвестиционного плана модернизации города Алатыря до 2020 года и прогноза социально-экономического развития города на 2015 - 2017 гг. были определены основные проблемы муниципального образования, это:
высокая изношенность (физическая и моральная) основных фондов организаций;
низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей (50 - 80%);
снижение объемов строительства жилья;
ликвидация аварийного жилищного фонда: всего с 2010 года построено 14,9 тыс. кв. метров жилья, переселено в новые квартиры 749 человек. Осталось аварийного жилфонда 11050 кв. метров.
недостаточное финансирование строительства и реконструкции дорог, благоустройства города (протяженность дорог по городу достигла 190 км, однако из них более 50% неблагоустроенные, грунтовые)
В целях развития индустриального парка необходимо построить объездную дорогу к индустриальному парку, ПСД имеется, сметная стоимость 287,9 млн. рублей.
ухудшение демографической ситуации, снижение общей численности населения;
диспропорция в оплате труда по отраслям экономики;
несоответствие рынка спроса и предложений трудовых ресурсов, усиление дефицита квалифицированных кадров;
недостаточное финансирование для укрепления материально-технической базы учреждений социальной сферы, высокая доля софинансирования местного бюджета.
В настоящее время градообразующие предприятия проводят диверсификацию производств и рынков сбыта за счет собственных и заемных средств, объемы которых полностью зависят от уровня финансово-хозяйственной деятельности и размера собственных средств, которых недостаточно для широкомасштабной модернизации производственных мощностей.
Перспективы социально-экономического развития г. Алатыря.
При наличии проблем в социально-экономической ситуации муниципального образования г. Алатырь имеет все основания развиваться интенсивно и многофункционально, чему способствует:
высокий уровень развития промышленного сектора, машиностроения, электро-приборостроения, пищевой и перерабатывающей промышленности и др.;
наличие полезных ископаемых на территории региона: Алатырский район обладает запасами стекольных песков. Разработка данной сырьевой базы позволяет развить строительную индустрию, создать строительный кластер, организовать производство железобетонных изделий и конструкций для гражданского и производственного строительства;
экономическое сотрудничество при реализации республиканских инвестиционных проектов;
наличие потенциально свободной рабочей силы;
относительно низкий уровень безработицы;
наличие свободных рабочих мест;
обеспеченность транспортным сообщением;
относительно высокий уровень обеспеченности жильем;
обеспеченность населения жилищно-коммунальными услугами;
наличие свободных земельных участков, доступных для инвестирования. По состоянию на 01.07.2014 в муниципальном образовании имеются свободные земельные участки площадью 28,3 га под индивидуальное строительство, расположенные в районе комплексной застройки, также имеются земельные участки под строительство многоэтажных домов;
наличие производственных площадей с развитой инженерной инфраструктурой.
Это делает возможным реализацию задач, определенных в Комплексного инвестиционного плана модернизации города Алатыря до 2020 года, а именно: повышение жизненного уровня населения за счет:
обеспечения устойчивого развития промышленного потенциала;
создание условий для развития предпринимательства (активизация инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства и др.).
Основа развития муниципального образования - промышленный комплекс. Выполнение работ по техническому перевооружению, внедрению новых технологий на крупных предприятиях города позволит повысить конкурентоспособность продукции. Увеличивают объемы производства ОАО "Завод "Электроприбор", ОАО "Электроавтомат", ОАО "Алатырский механический завод", ОАО "Алатырский завод низкотемпературных холодильников", ООО "Алатырская бумажная фабрика", ООО "Молочное дело-Ивня", ОАО "Алатырский хлебозавод".
Развитие этих производств позволит решить проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, улучшить состояние социальной сферы города.
Особое внимание уделяется развитию социальной сферы, в том числе:
в сфере общего образования для обеспечения потребности населения в качественном доступном образовании будет продолжаться реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, приобретение оборудования, выполнен капитальный ремонт в рамках реализации республиканских и муниципальных программ
в сфере здравоохранения будет продолжаться работа по укомплектованию медицинскими кадрами, приобретению оборудования в рамках реализации мероприятий национального проекта и целевых программ.
Реализация мероприятий, предусмотренных в прогнозе социально-экономического развития города Алатыря, позволит увеличить в 2017 году по отношению к 2013 г.:
среднедушевые денежные доходы населения до 18,6 тыс. руб. (отчет 2013 г. - 12577,6 руб.) или на 48,1%;
среднемесячную заработную плату до 24,7 тыс. руб. (отчет 2013 года - 17,4 тыс. руб.), или на 41,4%;
снизить уровень безработицы с 0,62% за 2013 г. до 0,4% к 2017 году;
создание условий для сохранения и возрождения объектов исторического, культурного и природного наследия региона;
создание дополнительных рабочих мест;
стимулирование развития малого и среднего бизнеса во всех отраслях, смежных с туризмом.





Приложение 2
к постановлению
администрации
г. Алатыря
от 27.11.2014 № 1217

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОД АЛАТЫРЬ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Показатели
Единица измерения
отчет
отчет
оценка
прогноз
2012
2013
2014
2015
2016
2017
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
1. Численность населения (среднегодовая)










Все население (среднегодовая)
тыс. чел.
37,28
36,826
36,292
35,82
35,89
35,47
35,59
35,27
35,43
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
число лет
70,3
70,8
70,8
70,4
70,8
70,4
70,9
70,6
71,0
Коэффициент естественного прироста населения
на 1000 человек населения
-6,9
-3,60
-7,00
-6,90
-6,10
-5,80
-4,60
-3,70
-3,10
Коэффициент миграционного прироста
на 10000 человек населения
-58,5
-81,00
-77,00
-62,00
-50,00
-40,00
-39,00
-21,00
-14,00
2. Производство товаров и услуг










2.1. Выпуск товаров и услуг
млн. руб.
5123,53
5833,11
5634,95
6038,40
6085,10
6580,00
6738,80
7267,20
7567,10
Индекс промышленного производства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
111,00
110,30
90,00
98,80
100,00
101,00
103,00
102,70
104,90
Обрабатывающие производства










2.2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
млн. руб.
4251,3
5006,99
4797,80
5149,00
5187,20
5632,00
5763,70
6246,90
6497,50
Индекс производства - Обрабатывающие производства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
109,6
122,30
90,00
99,80
101,80
101,80
103,90
103,90
106,00
2.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды










Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - РАЗДЕЛ E: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
млн. руб.
872,2
826,12
837,20
889,40
897,80
948,00
975,10
1020,20
1069,60
Индекс производства - РАЗДЕЛ E: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
110,7
87,90
91,70
96,60
97,90
97,30
99,60
98,70
101,30
2.4. Транспорт










Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения)
км
188,5
190,20
190,40
191,20
192,10
193,00
193,00
194,50
194,50
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования
на конец года; %
49,3
49,80
49,90
50,00
50,60
50,80
51,00
51,00
52,00
2.5. Строительство










Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" (Раздел F)
в ценах соответствующих лет; млн. руб.
68,70
52,70
37,00
40,00
40,60
42,10
44,40
44,70
47,60
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" (Раздел F)
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
157,50
70,20
55,20
103,00
105,20
100,00
101,30
100,60
102,2
2.6. Ввод в действие жилых домов
тыс. кв. м в общей площади
27,06
26,40
15,20
16,00
16,20
16,30
17,00
17,10
18,00
Удельный вес жилых домов, построенных населением
%
90,60
97,60
80,00
86,00
86,00
88,00
84,00
90,00
0,00
3. Торговля и услуги населению










3.1. Индекс потребительских цен за период с начала года
к соответствующему периоду предыдущего года, %
105,8
106,80
107,10
107,20
106,20
106,50
105,50
105,20
104,30
3.2. Оборот розничной торговли (с малым бизнесом)
в ценах соответствующих лет; млн. руб.
2868,00
3158,00
3434,00
3703,00
3714,10
4009,00
4032,30
4348,50
4386,00
Оборот розничной торговли
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
111,2
104,00
104,10
103,90
104,50
104,40
105,00
104,70
105,30
3.3. Оборот общественного питания (с малым бизнесом)
млн. руб.
36,30
40,00
43,90
47,80
48,00
52,00
52,30
56,00
57,60
Оборот общественного питания
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
106,2
103,10
102,50
101,50
102,90
102,10
103,30
102,40
105,60
3.4. Объем платных услуг населению (без малого предпринимательства)
млн. руб.
381,4
420,00
550,00
606,00
609,00
668,00
678,00
736,00
755,00
Объем платных услуг населению
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
104,1
103,50
122,40
103,60
104,80
103,90
105,30
104,90
106,10
4. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия










4.1. Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года)
единиц
150
152,00
151,00
151,00
155,00
156,00
160,00
162,00
167,00
4.2. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей)
тыс. чел.
2,688
2,967
3,042
3,071
3,124
3,137
3,205
3,198
3,312
4.3. Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия
млрд. руб.
2431,100
2594,100
2840,300
3053,300
3071,100
3302,300
3379,200
3596,200
3739,300
5. Инвестиции










5.1. Инвестиции в основной капитал (с субъектами малого предпринимательства и объемами инвестиций, не наблюдаемыми прямыми статистическими методами)
в ценах соответствующих лет; млн. руб.
1212,35
1003,07
621,46
590,20
602,60
637,80
664,86
703,40
736,00
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
125,5
75,80
60,00
90,40
99,40
102,70
105,30
104,50
105,40
5.2. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) - всего
млн. руб.
611,615
487,66
401,262
362,2
372,6
393,1
410
441,6
465,77
Индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
в 2,6 р.
73,10
80,00
86,00
89,00
104,00
105,50
111,30
112,60
5.3. Раздел D: обрабатывающие производства
без субъектов малого предпринимательства; млн. руб.
129,7
123,671
154,9
181,5
186,6
192
201,6
207,7
218,87
Индекс физического объема
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
89
87,00
114,90
107,50
111,00
97,00
100,00
100,00
101,10
5.4. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)










6.3. Собственные средства
млн. рублей
132,231
128,783
160
189,5
194,95
202,2
212,9
221,2
233,87
Привлеченные средства
млн. рублей
479,389
358,872
241,262
172,7
177,65
190,9
197,1
220,4
231,9
Кредиты банков
млн. рублей
1,858
3,80
3,40
3,50
3,50
3,50
3,60
3,70
3,80
в том числе кредиты иностранных банков
млн. рублей
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Заемные средства других организаций
млн. рублей
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Бюджетные средства
млн. рублей
473,317
350,001
214,362
162,2
166,85
179,7
185,1
209
219,7
в том числе:










федеральный бюджет
млн. рублей
175,843
92,60
68,06
42,00
42,80
44,00
46,70
51,30
53,40
бюджеты субъектов Российской Федерации
млн. рублей
282,561
247,69
129,90
106,20
109,45
121,10
122,80
141,70
149,30
из местных бюджетов
млн. рублей
14,913
9,72
16,40
14,00
14,60
14,60
15,60
16,00
17,00
Прочие
млн. рублей
4,214
5,07
23,50
7,00
7,30
7,70
8,40
7,70
8,40
6. Денежные доходы и расходы населения










6.1. Денежные доходы населения
млн. руб.
5047,02
5525,58
6045,64
6513,00
6581,10
7059,06
7165,30
7689,00
7918,60
в том числе:










6.2. оплата труда
млн. руб.
2089,70
2455,60
2530,37
2726,40
2765,00
2989,80
3075,40
3334,00
3443,80
6.3. Реальные денежные доходы населения
% к предыдущему году
102,5
102,40
102,00
100,50
101,80
101,90
103,80
103,90
105,10
6.4. Среднедушевые денежные доходы (в месяц)
руб.
11354,9
12577,60
13881,90
15212,60
15280,00
16662,90
16790,00
18193,60
18625,00
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
% от общей численности населения субъекта
16,00
16,50
16,30
16,10
15,90
15,80
15,60
15,50
15,30
6.5. Расходы населения
млн. руб.
4820,00
5305,00
5870,00
6334,00
6374,00
6887,00
6954,00
7488,00
7694,00
7. Труд и занятость










Численность экономически активного населения
тыс. чел.
22
20,00
19,36
19,25
19,30
19,18
19,24
19,10
19,18
Среднегодовая численность занятых в экономике (с малым бизнесом, ИЧП)
тыс. чел.
15,83
15,70
15,46
15,30
15,40
15,01
15,20
15,00
15,22
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону
тыс. руб.
14,884
17,49
18,36
19,93
20,10
21,76
22,17
24,05
24,74
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону
% к предыдущему году
118,8
117,50
105,00
108,50
109,50
109,20
110,30
110,50
111,60
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)
%
0,38
0,62
0,56
0,54
0,50
0,47
0,44
0,42
0,40
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)
тыс. чел.
0,086
0,134
0,118
0,11
0,105
0,090
0,084
0,080
0,076
Среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей)
тыс. чел.
11,7
11,70
11,46
11,40
11,45
11,45
11,50
11,55
11,60
Удельный вес лиц с высшим образованием в численности занятых в экономике
%
30,4
30,6
30,7
30,7
30,9
30,9
31,0
31,0
31,2
8. Развитие социальной сферы










Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях
чел.
1766
1832,00
1880,00
1880,00
1900,00
1900,00
1920,00
1923,00
1950,00
Численность обучающихся общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях (на начало учебного года)
тыс. чел.
3267
3298,00
3320,00
3320,00
3325,00
3325,00
3328,00
3330,00
3340,00
негосударственных
тыс. чел.









Численность обучающихся в образовательных учреждений начального профессионального образования
тыс. чел.
0,583
0,61
0,56
0,56
0,57
0,54
0,56
0,56
0,57
Численность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования (на начало учебного года)
тыс. чел.
1,805
1,83
1,65
1,63
1,64
1,62
1,64
1,63
1,64
из них в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
тыс. чел.
1,805
1,83
1,65
1,63
1,64
1,62
1,64
1,63
1,64
Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года)
тыс. чел.
0,52
0,47
0,46
0,41
0,42
0,34
0,34
0,34
0,34
из них в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
тыс. чел.
0,52
0,47
0,46
0,41
0,42
0,34
0,34
0,34
0,34
больничными койками на 10000 человек населения
коек
63,2
66,60
66,90
67,00
67,20
67,30
67,80
68,00
69,00
общедоступными библиотеками
учрежд. на 100 тыс. населения
15,73
15,73
15,75
15,75
15,80
15,82
15,88
15,89
15,89
учреждениями культурно-досугового типа
учрежд. на 100 тыс. населения
2,60
2,60
2,61
2,61
2,63
2,63
2,64
2,64
2,65
дошкольными образовательными учреждениями
мест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет
1027
1015,00
1024
1040
1040
1045
1045
1050
1050
мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 человек населения
на конец года; посещений в смену
306,30
304,30
307,00
309,00
309,00
310,00
310,00
311,20
311,20
Численность:










врачей всех специальностей
на конец года; тыс. чел.
0,140
0,124
0,125
0,127
0,127
0,129
0,129
0,131
0,133
среднего медицинского персонала
на конец года; тыс. чел.
0,538
0,483
0,487
0,490
0,490
0,493
0,493
0,495
0,495


------------------------------------------------------------------