Распоряжение администрации г. Канаша ЧР от 05.11.2014 N 649 "Об утверждении Порядка определения долей земельных участков, находящихся под многоквартирными домами на территории Муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАНАША
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. № 649

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КАНАШ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

1. Утвердить Порядок определения долей земельных участков, находящихся под многоквартирными домами на территории Муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" (Приложение № 1).
2. Определить следующий порядок взаимодействия отделов администрации города Канаш по составлению сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. (Приложения № 2).
3. Отделу информатизации опубликовать распоряжение "Об утверждении Порядка определения долей земельных участков, находящихся под многоквартирными домами на территории Муниципального образования город Канаш Чувашской Республики" в газете "Канаш" и разместить на официальном сайте в сети "Интернет" www.gkan.cap.ru в 10-дневный срок со дня подписания настоящего распоряжения.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя главы по экономическому развитию и финансам - начальника финансового отдела Баранову Н.А.

Глава администрации
города Канаш
Л.П.ИВАНОВА





Приложение № 1
к распоряжению
администрации
город Канаш
Чувашской Республики
от 05.11.2014 № 649

ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ГОРОДА КАНАШ

1. Общие положения

1.1. Осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 ЗК РФ), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 10 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации"), возложено на органы местного самоуправления.
1.2. В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
1.2.1. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (до 1 марта 2005 года), то в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, может обратиться любой из собственников помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, либо уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо.
1.2.2. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав домов, построенных или реконструированных после введения в действие ЖК РФ, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
1.2.3. В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территорий, включающей проекты межевания территории, принимается органом местного самоуправления по своей инициативе либо на основании предложения физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
1.3. Государственный кадастровый учет и оценка земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, обеспечивается без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Основания возникновения общей долевой собственности
собственников помещений в многоквартирных домах
и обязанности по уплате земельного налога

2.1. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. При этом данное общее имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в таком доме.
2.2. Согласно положению пп. 2 и 5 Федерального закона № 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, учтенные в кадастре до введения в действие ЖК РФ, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и становятся объектами общей долевой собственности со дня их государственного кадастрового учета.
2.3. Для передачи органами местного самоуправления такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не требуется издание специального распорядительного акта органов местного самоуправления.
Право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, возникает в силу закона без дополнительного оформления перехода права.
2.4. В силу принципа платности землепользования (п. 7 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ) переход земельного участка под многоквартирным домами в собственность собственников помещений означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, а плательщиками признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог (ст. 15, 387 и 388 НК РФ).
2.5. На основании п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2.6. Согласно ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (п. 5 ст. 15 ЖК РФ).
Таким образом, доля в праве общей долевой собственности на земельный участок будет пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме.

3. Механизм определения долей собственников помещений
в многоквартирных домах города Канаш

3.1. Основным условием, необходимым для исчисления и взимания земельного налога налоговыми органами за земельные участки, занятые многоквартирными домами, помимо признания земельных участков объектами налогообложения (формирования и постановки на кадастровый учет), является информация о долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и их правообладателях.
В настоящее время ни за одним из регистрирующих органов не закреплена обязанность по предоставлению информации в налоговые органы о размерах доли собственников помещений многоквартирного дома в земельном участке, на котором расположен дом.
3.2. Для установления налоговой базы по земельному налогу необходимо определить размер общей площади помещения, находящегося в собственности конкретного налогоплательщика, и установить его соотношение с площадью всех помещений в многоквартирном доме.
В этих целях отдел имущественных и земельных отношений Администрации города Канаш, курирующий вопросы землепользования и использования муниципального имущества, подготавливает и направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и МП "БТИ" МО города Канаш запрос о предоставлении справки о собственниках помещений в многоквартирном доме (Приложение № 1).
3.3. Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Канаш производит расчет долей собственников помещения в многоквартирном доме.
3.3.1. Исчисление размера доли собственника квартиры (помещения) в общем имуществе () многоквартирного дома производится по формуле:



- площадь квартиры (помещения) в соответствии с данными органов технической инвентаризации;
- общая площадь многоквартирного дома, находящаяся в собственности физических и юридических лиц, включающая площадь жилых и нежилых помещений, необходимых для эксплуатации здания;
D - доля собственника в помещении.
3.4. Расчет долей в праве на земельный участок под многоквартирным домом производится согласно доле на квартиру (помещение) () определяется по формуле:



- общая площадь земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, указанная в кадастровом паспорте земельного участка;
- доля собственника квартиры (помещения) в общем имуществе многоквартирного дома.
При проведении расчета долей оформляется пояснительная записка по расчету доле в праве на земельный участок под многоквартирным домом (Приложение № 2).
3.5. Определение и закрепление долей земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, за собственниками помещений в таком доме осуществляется в соответствии с ЖК РФ и ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
3.6. Во избежание нарушения прав собственников, установленных гражданским законодательством, несогласия собственников с расчетом земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, издается ненормативный акт о закреплении долей в праве собственности на земельные участки под многоквартирными домами с приложением расчета доли каждого из собственников жилых и нежилых помещений этого дома (Приложение № 3).
3.7. Согласно п. 1 ст. 245 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

4. Порядок передачи сведений администрацией города Канаш
в налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом РФ

4.1. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции от 28.11.2009) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Вместе с тем, согласно п. 32 ст. 1 Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010) ст. 85 НК РФ "Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц" дополнена пунктом 9.2, который обязывает органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января текущего года.
4.2. Согласно пп. 10 и 11 ст. 85 НК РФ формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронном виде в налоговые органы сведений, предусмотренных этой статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Администрация представляет соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронном виде определяется соглашением взаимодействующих сторон.
4.3. Администрация города Канаш представляют в налоговые органы информацию о земельных участках в том объеме, в котором они располагают, и в первую очередь ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости и в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4.4. На основании предоставляемых сведений о долях в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом и их правообладателях налоговые органы обязаны исчислить в соответствии со ст. 392 НК РФ сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет.





Приложение № 1
к порядку определения долей
земельных участков, находящихся
под многоквартирными домами
города Канаш

ЗАПРОС

Отдел имущественных и земельных отношений Администрации города Канаш просит предоставить сведения о собственниках квартир, а также основания возникновения права собственности по следующим адресам:

Адрес
Номера квартир



Сведения необходимы для определения долей земельных участков, находящихся под многоквартирными домами, в целях реализации основного принципа платности землепользования (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ), расширения налоговой базы и обеспечения дополнительных поступлений земельного налога в местный бюджет.

Заместитель главы по экономическому развитию и финансам - Начальник финансового отдела _____________





Приложение № 2
к порядку определения долей
земельных участков, находящихся
под многоквартирными домами
города Канаш

Пояснительная записка
по расчету долей в праве на земельный участок
под многоквартирным домом

1. Адрес земельного участка: ул. ____________________, дом № __________
2. Кадастровый номер земельного участка: ______________________________
3. Общая площадь земельного участка: _______________________________ м2
4. Список владельцев квартир по адресу: ул. _____________, дом № ______

N
квартиры
ФИО собственника квартиры (помещения
Площадь квартиры, м2
Доля в квартире (помещении)
Доля собственника квартиры (помещения) в общем имуществе
1




2




3





Общая площадь жилых помещений




Площадь нежилых помещений




ИТОГО








Приложение № 3
к порядку определения долей
земельных участков, находящихся
под многоквартирными домами
города Канаш

Расчет
площади земельного участка согласно
доле собственников квартиры в общем имуществе

№ квартиры
ФИО собственников квартиры (помещения)
Доля собственника в квартире
Площадь земельного участка согласно доле на квартиру (м2)
1



2



3



...



...



...








Приложение № 2
к распоряжению
администрации
город Канаш
Чувашской Республики
от 05.11.2014 № 649

ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КАНАШ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ О ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, ПРИЗНАВАЕМЫХ
ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 389 НК РФ

1. Отделу имущественных и земельных отношений администрации города Канаш в срок до 10.11.2014 подготовить и направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и МП "БТИ" МО города Канаш запросы о предоставлении справок о собственниках помещений в многоквартирном доме.
2. Отделам администрации, указанным в п. 3 настоящего порядка, осуществить расчет площади земельных участков согласно доле собственников под многоквартирными домами по приложению 3 к "Порядку определения долей земельных участков, находящихся под многоквартирными домами города Канаш" в течение 10 дней с момента представления ответа на запрос.
3. Определить следующее взаимодействие сотрудников отдела имущественных и земельных отношений, курирующих данное направление, с отделами администрации города Канаш по предоставлению сведений и проверке расчетов:

Александрова Т.В.
Финансовый отдел
Антонов К.И.
Сектор опеки и попечительства
Горинова Л.А.
Отдел строительства, архитектуры и городского хозяйства
Егорова Л.Н.
Отдел образования и молодежной политики
Кокошко А.В.
Отдел экономики
Федорова А.В.
Финансовый отдел
Вакова Н.В.
Сектор муниципального жилищного контроля, Отдел культуры, по делам национальностей и архивного дела
Матьянова О.О.
Отдел специальных программ


------------------------------------------------------------------