Решение Верховного суда Чувашской Республики от 16.10.2014 N 3-22/2014 <О признании недействующим и не подлежащим применению подпунктов 5.2.28, 5.2.47, 5.2.49 Республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02.2008 N 21>



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. № 3-22/2014

Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи,
при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 5.2.28, в части, в которой предусмотрено согласование с Правительством Российской Федерации и не предусмотрено согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в установленных федеральным законодательством случаях, п.п. 5.2.47, 5.2.49 Республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02.2008 № 21 (ред. от 13.06.2013),

установил:

Исполняющий обязанности Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 5.2.28, в части, в которой предусмотрено согласование с Правительством Российской Федерации и не предусмотрено согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в установленных федеральным законодательством случаях, п.п. 5.2.47, 5.2.49 Республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02.2008 № 21 (ред. от 13.06.2013).
Требование мотивировано тем, что названные положения Республиканских нормативов в настоящее время вступили в противоречие с федеральным законодательством.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики № 598-р от 08 октября 2014 года Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики поручено назначить представителя Кабинета Министров Чувашской Республики в суде, предоставив ему право совершения всех процессуальных действий, в том числе право обжалования судебных постановлений.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики требования прокурора признали и пояснили следующее.
В декабре 2013 г. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Разработчик) начата разработка проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, предусматривающая внесение изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02.2008 № 21.
В январе 2014 года начата процедура согласования проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики.
В апреле 2014 г. в Кабинет Министров Чувашской Республики поступил протест Волжского межрегионального природоохранного прокурора о приведении в соответствие в требованиями Федерального закона от 06.10.2013 № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" пунктов 5.2.28, 5.2.48, 5.2.49 оспариваемых республиканских нормативов.
Указанная информация учтена в проекте постановления Кабинета Министров Чувашской Республики "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.02.2008 № 21" который предусматривает, в том числе, приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства пунктов 5.2.28, 5.2.48, 5.2.49. В настоящее время проект согласован со всеми заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики и иными организациями.
Республиканские нормативы градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики - нормативно-технический документ, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, охватывающий широкий круг сферы законодательства.
В связи с тем что, в процессе разработки Проекта постановления и согласования с органами исполнительной власти Чувашской Республики, вступали в силу изменения в законодательство Российской Федерации (Федеральный закон № 406-ФЗ от 28.12.2013 г., № 131-ФЗ от 05.05.2014 г., № 317-ФЗ от 27.05.2014 г.), Проект постановления неоднократно дорабатывался с учетом изменений.
В настоящее время Проект возвращен Государственно-правовым управлением Главы Чувашской Республики разработчику до принятия закона Чувашской Республики, предусматривающего внесение изменений в Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 11.
Суду представлена выписка из протокола заседания Кабинета Министров Чувашской Республики "О плане заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики на 4-й квартал 2014 года", из которого следует, что рассмотрение вопроса о внесение изменений в постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 07 февраля 2008 года № 21 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики" назначено на 24 декабря 2014 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в исковом заявлении, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе и письменные, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствие со ст. 62 Конституции Чувашской Республики вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и Чувашской Республики, решаются на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики, а также федеральных законов, нормативных правовых актов Чувашской Республики, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики.
До принятия федерального закона по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, Чувашская Республика вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики приводятся в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики (ст. 82 Конституции Чувашской Республики), который уполномочен утверждать нормативы градостроительного проектирования.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07 февраля 2008 года № 21 утверждены республиканские нормативы градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики".
Первоначальный текст документа был опубликован в изданиях "Вести Чувашии", № 7, 21.02.2008, Портал органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, 22.02.2008, "Собрание законодательства Чувашской Республики", № 2, ст. 92 (подписано в печать 24.04.2008).
На момент издания Республиканские нормативы соответствовали требованиям федерального законодательства.
В последующем в названный текст документа неоднократно вносились изменения и дополнения.
Последние изменения и дополнения в Республиканские нормативы градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики" были внесены Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 13.06.2013 № 222.
В настоящее время оспариваемые прокурором нормы изложены в следующей редакции:
"5.2.28. Решение об образовании природных парков республиканского значения принимает Кабинет Министров Чувашской Республики по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется решением Кабинета Министров Чувашской Республики по согласованию с Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2.47. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
5.2.49. В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений".
Вместе с тем Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в законную силу 30.12.2013 года, внесены изменения в Федеральный закон № 33-ФЗ.
Статья 2 Федерального закона № 33-ФЗ, определяющая категории особо охраняемых природных территорий и особенности их создания и развития, изложена в новой редакции.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ (в новой редакции) органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Статьей 19 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона
Вместе с тем пунктом 5.2.28. Республиканских нормативов указано, что решение об образовании природных парков республиканского значения принимает Кабинет Министров Чувашской Республики по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, не предусмотрено согласование такого решения с указанными выше федеральными органами, что не соответствует федеральному законодательству.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона № 33-ФЗ дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
В то же время пунктом 5.2.47. оспариваемых Республиканских нормативов определено, что дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которого входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности, что не соответствует положениям федерального закона.
Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 28 Закона № 33-ФЗ).
Пункт 5.2.48 Республиканских нормативов содержит указание о том, что дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и республиканского значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти Чувашской Республики, то есть не содержит ограничения в том смысле, что решение может быть принято только высшим исполнительным органом государственной власти.
Вопреки положениям федерального законодательства пунктом 5.2.49. Республиканских нормативов установлено, что в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений, а не высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что положения п. 5.2.28, в части, в которой предусмотрено согласование с Правительством Российской Федерации и не предусмотрено согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в установленных федеральным законодательством случаях, п.п. 5.2.47, 5.2.49 Республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02.2008 № 21 (в редакции от 13.06.2013) противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях").
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном случае оспариваемая часть Республиканских нормативов градостроительного проектирования вошла в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу с 30 декабря 2013 года, то есть со дня вступления в законную силу указанных выше изменений, внесенных в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Суду не представлено сведений применялся ли оспариваемые прокурором Республиканские нормативы и были ли реализованы на основании этого акта права граждан и организаций после 30 декабря 2013 года, поэтому Республиканские нормативы градостроительного проектирования, в оспариваемой их части, признаются недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, сообщение о решении суда подлежит опубликованию в изданиях "Вести Чувашии", Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, в "Собрании законодательства Чувашской Республики", то есть в тех печатных изданиях и Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет, в которых был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление исполняющего обязанности Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 5.2.28, в части, в которой предусмотрено согласование с Правительством Российской Федерации и не предусмотрено согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в установленных федеральным законодательством случаях, п.п. 5.2.47, 5.2.49 Республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02.2008 № 21 (в редакции от 13.06.2013).
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в изданиях "Вести Чувашии", Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, в "Собрании законодательства Чувашской Республики" в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а прокурором может быть принесено апелляционное представление, в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2014 года.


------------------------------------------------------------------